Смекни!
smekni.com

Международные стандарты личных прав человека (стр. 34 из 70)

Первые шаги по проблемам реализации права человека на защиту от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, регламентации правового статуса задержанных, арестованных и лиц, отбывающих уголовное наказание, были сделаны в 40-х годах. XIX века. Это был первый этап тюремных конгрессов, которые проводились по инициативе меценатов, настроенных на исключительно благотворительные цели [213].

Конгрессы сопровождались участием представителей различных государств. «Международный статус» - придавал им особую значимость. Однако ощутимых следов после проведения этих конгрессов в истории не осталось [214].

В 1872 году начинается второй этап в развитии конгрессов. Именно в этом году активно действовавшее Нью-йоркское тюремное общество, которое первоначально было создано для освещения «тюремного дела» в США, обратилось ко всем цивилизованным государствам с просьбой поделиться опытом их стран в содержании тюрем. Призыв был воспринят и с 1872 года было проведено 12 конгрессов.

В 1878 году в Стокгольме был разработан проект Международной пенитенциарной комиссии. Организаторы очень надеялись на то, что эта комиссия станет в будущем межправительственной организацией со всеми присущими такому солидному статусу атрибутами: контрольным механизмом, разработкой международных документов, ежегодными отчетными собраниями. Отчасти предвидение конгрессменов оправдалось: Международная уголовная пенитенциарная комиссия была создана, но ей суждено было одолеть только ранг неправительственной организации [215].

Роль тюремных конгрессов, несмотря на юридическую необязательность их рекомендаций, нельзя недооценивать. Это был период в жизни прогрессивной общественности разных государств, когда правозащитная область находилась исключительно в сфере благотворительных меценатских институтов, далеких от государственной поддержки. Только популяризация вопросов защиты заключенных и постановка связанных с этим проблем на международный уровень заслуживали высокой оценки с точки зрения общечеловеческой морали.

Впервые право человека на защиту от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания регламентировано во Всеобщей декларации прав человека. Статья 5 Всеобщей декларации закрепляет «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию». Ст.7 Международного пакта о гражданских и политических правах несколько расширяет сферу правового регулирования в данной области: Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию. В частности ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам» [216].

Все региональные документы о правах человека содержат нормы запрещающие пытки. Ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г. ст. 3 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995г., Ст. 5. Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г. ст. 3 Азиатско-тихоокеанской декларации человеческих прав индивидов и народов 1988г. [217]

Вместе с тем в текстах указанных универсальных и региональных документов в области прав человека не содержится самого определения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Понятие пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, обязательства государств в сфере предотвращения пыток, международный механизм борьбы с пытками и др. дано в рамках специальной Конвенции.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.) (далее Конвенция против пыток), является одним из конвенционных документов ООН, была подписана 10 декабря 1984 года (Резолюция ГА ООН 39/46. На начало 2004г. подписало или ратифицировало конвенцию более 120 государств мира. Парламент Республики Узбекистан ратифицировал Конвенцию 31 августа

1995г.

Статья 1 Конвенции определяет “пытку” как “...любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия”.

К сожалению, Конвенция не даёт конкретного определения «других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» отсылая правоприменителя к международно-правовым актам – ст.5 Всеобщей декларации прав человека ст.7. Международного пакта о гражданских и политических правах и Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975г.)

Статья 2 Конвенции обязывает государства предпринимать эффективные меры для предотвращения пыток. Конвенция устанавливает - “состояние войны и угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение не могут служить оправданием пыток”. Ч.3 ст. Закрепляет и то, что «Приказ вышестоящего начальника или государственной власти не может служить оправданием пыток».

Ст.3,5,6,8 и 9 закрепляют правила устанавливающие параметры международно-правового сотрудничества в экстрадиционной сфере – задержание, выдача и сотрудничества в борьбе против лиц подозреваемых в совершении пыток.

В системе Организации Объединенных Наций особое место занимают специальные органы, занимающихся вопросами защиты прав человека в сфере уголовного правосудия, исполнения уголовного наказания и обращения с лицами лишёнными свободы. Прежде всего, это Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями [218] ставшие историческим детищем тюремных конгрессов.

Сегодня в рамках ООН проведено одинадцать Конгрессов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, на них были приняты специальные акты в данной сфере [219] в которых закреплены основные рекомендации ООН по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Помимо целого ряда универсальных документов, значителен и блок региональных документов обеспечивающих данное право, в качестве примера можно привести Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (1986г.), Европейские тюремные правила, принятые Советом Европы (1987г.), Итоговый документ Венской встречи ОБСЕ 1989г., Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ 1990г., и др. [220]

Однако, несмотря на столь значительное число нормативно-правовых актов, публикуемые в средствах массовой информации различных стран сообщения и многочисленные доклады неправительственных организаций, подтверждают, что пытки другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания являются печальной реальностью нашего времени. Предстоит еще очень многое сделать для того, чтобы покончить с этим злом.

К сожалению не исключение и наша страна. Анализ обращений граждан к Омбудсману показывает, что сохраняется устойчивая тенденция роста общего количества жалоб и заявлений по фактам нарушения прав и свобод человека – 2319 в 1997г. 3617 в 1998г., 4234 в 1999г., 5221 в 2000г., 8281 в 2001г., причём наибольшее число жалоб касается неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов – 231 в 1997г, 533 в 1998г., 3410 в 1999г., 2875 в 2000г., 4472 в 2001г. [221] В большинстве случаев, это жалобы на несогласие с приговором суда (54%), незаконное привлечение к уголовной ответственности (18%), незаконном задержании (12%), неправомерными действиями сотрудников правоохранительных органов (9%). Как показывает анализ обращений граждан к Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека в правоприменительной практике всё ещё встречаются: «отдельные случаи:

-одностороннего и поверхностного рассмотрения судами различных инстанций дел граждан, чаще с обвинительным уклоном…;

-применения недозволенных методов ведения следствия, унижающих честь и достоинство личности…;

-вымогательства со стороны отдельных работников правоохранительных органов и судов;

-грубого нарушения ст.26, 116 Конституции Республики Узбекистан о презумпции невиновности конституционного права граждан на защиту; -незаконного задержания без предъявления обвинения…» [222].

Среди причин ведущих к грубым нарушениям прав и свобод человека Омбудсманом выделяются: - низкая квалификация, узкий профессиональный кругозор, правовой нигилизм, халатность, бюрократизм, отсутствие чувства ответственности отдельных сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, суда и руководителей местных органов власти;

-отсутствие надлежащего прокурорского и судебного надзора за законностью и обоснованностью привлечения лиц к уголовной ответственности, задержания, ареста, лишения свободы.

Как показывает практика целого ряда государств, наиболее эффективно законодательное предотвращение пыток на национальном уровне.