d) писать, выпускать ираспространять соответствующие публикации в этих
областях;
e) вести преподавание по вопросам религии или убеждения в местах
подходящих для этой цели;
f) испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные
финансовые и иные пожертвования;
g) готовить назначать, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религиозных убеждений;
h) соблюдать дни отдыха и отмечать праздники и отправлять обряды в
соответствии с предписаниями религии и убеждениями;
i) устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в
области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.
«Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право подразумевает под собой иметь религию или убеждения любого рода по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и выражать убеждения как единолично, так и сообща с другими, публично или в частном порядке, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.
Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу, иметь религию и убеждения по своему выбору» [297], гласит ст.1 Декларации.
Статья же 2 Декларации предусматривает: «Никто не должен подвергаться дискриминации на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц. В целях настоящей Декларации выражение «нетерпимость и дискриминация на основе религиозных убеждений» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждении и имеющие целью или следствием, уничтожение или удаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод».
Международный пакт о гражданских и политических правах принятый 1966 г. установил исчерпывающий перечень оснований, по которым религиозная свобода может быть, ограничена, в ч.3 ст.18 говорится: «Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц», что соответствует ч.4 ст.3 Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях».
Итоговый документ Венской встречи 1989 г. представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе провозгласил основные принципы, которым должны следовать страныучастники [298], это:
- принимать эффективные меры по предотвращению и ликвидации дискриминации лиц или объединений на почве религии или убеждений в отношении признания, осуществления и пользования правами человека и основными свободами во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и по обеспечению действительного равенства между верующими и неверующими;
- способствовать климату взаимной терпимости и уважения между верующими различных объединений, а также между верующими и неверующими;
- предоставлять по их просьбе признание статуса, предусмотренного для них в соответствующих странах;
- уважать право религиозных объединений основывать и содержать свободно доступные места богослужений и собраний, организовываться и в соответствии со своей собственной иерархической и институциональной структурой, испрашивать и получать добровольные финансовые и другие пожертвования;
- вступать в консультации с религиозными культами, учреждениями и организациями с целью достижения лучшего понимания потребностей религиозных свобод;
- уважать право каждого давать и получать религиозное образование на языке по своему выбору или индивидуально, или совместно с другими;
- в этом контексте уважать среди прочего свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями;
- разрешать подготовку персонала в соответствующих учреждениях ;
- уважать право верующих и религиозных объединений приобретать и использовать священные книги, религиозные издания на языке по своему выбору и другие предметы и материалы, относящиеся к исповеданию религии или веры, и владеть ими;
- разрешать религиозным культам, учреждениям и организациям производить, импортировать и распространять религиозные издания и материалы;
- благожелательно рассматривать заинтересованность религиозных объединений в общественном диалоге, в том числе через средства массовой информации [299].
Основные положения настоящей Конвенции имплементированы национальным законодательством Республики Узбекистан и в первую очередь Конституцией Республики. В соответствии со ст. 31: «Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов» [300].
Статья 61 Конституции Республики Узбекистан закрепила что, «Религиозные организации отделены от государства. Государство не вмешивается в дела религиозных организаций».
Принцип отделения государства от религии означает, что государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не финансирует деятельность религиозных организаций, не вмешивается в их деятельность, если она не противоречит законодательству.
Согласно ст.5 Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» государство способствует установлению взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими различные религии и не исповедующими их, между религиозными организациями различных вероисповеданий, не допускает религиозного и иного фанатизма и экстремизма, действий, направленных на противопоставление и обострение отношений, разжигание вражды между различными конфессиями. Недопустимо использование религии в целях антигосударственной, антиконституционной пропаганды, возбуждение вражды и ненависти, междунациональной розни, нарушения нравственных устоев и гражданского согласия, распространения клеветнических, дестабилизирующих обстановку измышлений, создания паники среди населения и совершения иных действий, направленных против государства, общества и личности.
Следует отметить, что проблемы реализации свободы совести, взаимоотношений государства и религии исследовались учёными довольно давно. Крупнейшие богословы средневековья аль-Маварди (974-1058), альБагдади, аль-Газзали (1058-1111), аль-Мотуруди (870-944) и Ибн Джамоа (12411333) стремились согласовать мусульманский идеал и мусульманскую реальность [301]. А великий арабский историк Ибн Халдун (ум. 1406г.) сформулировал сложившуюся к этому времени, а позже ставшую традицией, практику: община может облечь властью любого из своей среды, при выполнении им предписаний шариата на том основании, что халифат не предписан богом, а учрежден людьми, возложившими на Халифа обязанность светского правителя общины и защитника шариата [302].
Проблемы аналогичного содержания были предметом научных изысканий и видных теологов в государствах средневековой Европы, в качестве примера можно привести труды Фомы Аквинского, Марсилия Падуанского и целого ряда других.
В современном мире, признающем самоценность, индивидуальность и приоритет прав человека, личности, право вероисповедания или свобода совести трансформировалась в признание приоритета прав человека на свободу мысли, слова, совести, свободу исповедывать любую религию, либо не исповедывать никакой. Человек не может в силу объективных причин избрать свою расовую или этническую принадлежность, не может выбрать своих родителей или родственников, но мировоззренческий, нравственный, духовный, выбор он может и должен сделать сам, без чьего-либо давления и тем более, насилия. И выбор этот нужно уважать.
К сожалению, узбекская наука только начинает изучать международный опыт в данной области, и отсутствие необходимой информации у законодателей приводит порой к принятию поспешных решений.
Свои отношения с религиозными организациями Узбекистан строит на принципах: уважения к религиозным чувствам верующих; признания религиозных убеждений частным делом граждан или их объединений; гарантирования равных прав и недопустимости преследования граждан как исповедующих религиозные взгляды, так и не исповедующие их; необходимости поиска диалога с различными религиозными объединениями для использования из возможности в деле возрождения, утверждения общечеловеческих моральных ценностей; признания недопустимости использования религии в деструктивных целях. [303]
Религия - это не сфера теоретического интереса. Еще сохранились в памяти последствия той монополии на идеологию, свидетелями которой мы были. И сегодня, не только насилие, но и пренебрежительное и неуважительное отношение к свободе совести другого человека недопустимо.
Соответствующие современные требования в этом плане нашли свое надлежащее выражение в Конституции Узбекистана согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, свобода массовой информации, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Понятия свобода совести и религия в нашем понятии неразделимы, и прежде чем приступить к исследованию обозначенной темы следует по нашему мнению определиться с основными категориями. Религия (от religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. Той или иной разновидности сверхъестественного. [304]