Смекни!
smekni.com

Международные стандарты личных прав человека (стр. 50 из 70)

1 мая 1998 г. Олий Мажлисом Республики Узбекистан была принята новая редакция Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях». Несомненно, Закон учел теоретический и практический опыт правовой регламентации в сфере личных прав граждан наработанный в период с 1991 по 1998 годы.

Новый закон внёс ряд новелл в регулируемую сферу общественных отношений, появление последних явилось требованием времени, сегодня социально-экономическая ситуация в Республике в значительной степени отлична от ситуации имевшей место в 1991 г., когда по образу и подобию союзного закона был принят вышеназванный закон. Старый закон стал в состоянии учитывать ту ситуацию, которая сложилась сегодня, да и геополитическая ситуация в регионе изменилась кардинальным образом - регион потрясли события в соседнем Таджикистане и Афганистане. Народ сегодня реально осознал опасность, которую представляет радикализм и экстремизм. Ситуация вынудила экстренно принять подобные меры, вместе с тем внесены новые изменения никак не ограничивающие свободу совести в ее реальном понимании.

Более того, Президентом Республики были определены основные ориентиры в данной области:

уважительное отношение к религиозным чувствам верующих; признание религиозных убеждений частным делом граждан или их

объединений; гарантирование равных прав и недопустимость преследования граждан как

исповедывающих религиозные взгляды, так и не исповедывающих их; необходимость поиска диалога с различными религиозными объединениями для использования их возможностей в деле духовного возрождения, утверждения общечеловеческих моральных ценностей; признание недопустимости использования религии в деструктивных

целях [307].

Принятие новой редакции Закона было нацелено на решение ряда задач в данной сфере социальных отношений:

во-первых, реализовать конституционные и общепринятые принципы и нормы международного права, гарантирующие свободу совести граждан. Основной целью настоящего закона является, «обеспечение права каждого на свободу совести и вероисповедания, равенства граждан независимо от их отношения к религии, а также регулирование отношений связанных с деятельностью религиозных организаций» в новых социально-экономических и геополитических условиях; во-вторых, проведение государственных стандартов нормотворческой деятельности в данной области к требованиям основополагающих международно-правовых актов в сфере обеспечения прав человека на свободу совести и вероисповедания. Именно об этих нормах идет речь в ч.3 ст.2 Закона, гласящей «Если международным договорам Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Узбекистан о свободе совести и религиозных организациях, то применяются правила международного договора».

Законом конкретизируется понятие термина свобода совести в соответствии с ч.1 ст.3 Закона «Свобода совести - это гарантированное конституционное право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой».

Не допускается какое-либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к участию или не участию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в получении религиозного образования.

Закон закрепляет положение в соответствии с которым «Осуществление свободы исповедовать или иные убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, жизни здоровья, морали, прав и свобод граждан»

Узбекистан поддерживает мир и согласие между религиозными конфессиями.

Практика показывает, что в последнее время в ряде государств содружества, значительно активизировалась миссионерская деятельность, появились религиозные секты нетрадиционного характера, которые стали активно переманивать верующих из одной конфессии в другую. В науке данное явление получило название - прозелитизм. В государствах, где традиционные религии прочно укоренились, прозелитизм не представляет какой-либо реальной угрозы, в них имеется реальный инструментарий воздействия на процессы. Другое дело государства, вышедшие на мировую арену в последние десятилетия. Подобного рода явления могут в значительной степени накалить социально-политическую обстановку и спровоцировать социальные конфликты разного уровня. Для предотвращения этого в ряде государств СНГ, правительства пытаются реагировать на ситуацию, и чаще всего это реагирование приводит ко временному или полному запрету прозелитизма.

Например в Российской Федерации, в соответствии с Положением «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 130 деятельность проповедников в значительной степени ограничена и взята под строгий государственный контроль. История показывает, что узбекский народ всегда проявлял терпимость и уважение в отношении представителей других народов и конфессий.

Но в это же время следует заметить, что, несмотря на ряд позитивных достижений в данной области в последнее время наметились тенденции, которые способны потенциально дестабилизировать ситуацию. Одна из таких тенденций - всё более активное проникновение в Республику религиозных движений деструктивной ориентации. Несмотря на то, что миссионеры отдельных подобных организаций стали проникать ещё с начала 70 х. годов, особенно активизировался процесс в последние годы когда деструктивные организации помимо идейной поддержки стали получать довольно значительную материальную помощь.

Современная религиозная ситуация в Узбекистане как и в большинстве государств СНГ в значительной степени определяется активизацией так называемых новых религиозных движений (НРД) и разного рода маргинальных духовных учений. При этом как официальные структуры, так и независимые эксперты отмечают, что в количественном отношении «нетрадиционные» религии составляют наиболее динамично растущую группу конфессий и в нашей стране.

Проблема НРД для Узбекистана относительно нова, и государство имеет недостаточный опыт регулирования своих взаимоотношений с подобными религиозными новообразованиями. Между тем преобладающая часть НРД выдвигает собственные системы аксиологических приоритетов и социальнополитической парадигматики, альтернативные преобладающим идеологемам.

Следует отметить, что для государства, в котором длительное время превалировали религиозные конфессии традиционного характера (к началу 90х годов в Узбекистане функционировало 15 конфессий) появление новых, никому до толе неизвестных движений различной духовно-идеологической ориентации потенциально опасно.

Более того, проведённый нами мониторинг состояния проблемы в других государствах мира показывает, что деятельность НРД вызывает озабоченность в целом ряде стран. Приведём лишь отдельные примеры - Центральный комитет Всемирного совета церквей во время своей последней сессии в сентябре 1998 г. справедливо отметил, что «прозелитизм является коррупцией свидетельства» и что «любая сопряженная с соперничеством и конкуренцией миссионерская деятельность, в особенности в Центральной и Восточной Европе направленная на людей, уже принадлежащих к Церкви, и часто ведущая к созданию параллельных церковных структур, является извращением подлинного христианского свидетельства». Это заявление абсолютно ясно и, более того, оно продиктовано обыкновенным здравым смыслом.

11 декабря австрийский парламент принял самый жесткий в Западной Европе закон о религиозных меньшинствах, обозначив группу религиозных организаций 2-го класса, которые смогут приобрести юридический статус лишь после испытательного периода длиной от 10 до 20 лет. Согласно новому австрийскому закону, количество приверженцев официальной религии должно составлять не менее 16 000 человек - и это несмотря на то, что только 4 из 12 официальных религиозных организаций, признанных конституцией 1945 г., достигают такой численности.

Согласно закону, религиозные организации, желающие получить второклассный статус общественной корпорации, должны иметь не менее 300 членов. Если они подали прошение об этом до принятия нового закона, они должны дожидаться ответа в течение 10 лет. В случае если они подали прошение после этого, то ждать им придется целых 20 лет [308].

Хотя Австрия стала первой страной, принявшей закон о религиозных меньшинствах, несколько европейских стран создали финансируемые государством комиссии для разработки докладов об «опасных сектах» или их списков. В эти списки входят объединения, повсеместно признанные в Америке, такие, как пятидесятники, баптисты, иудеи-хасиды и др.

Новый австрийский закон вводит самые жесткие религиозные ограничения в Западной Европе, даже более жесткие, чем в Греции, которая не ведет наблюдения за организациями, но запрещает религиозный прозелитизм любой группы, кроме Греческой Православной Церкви 2.

Вследствие того, что НРД в научном плане остаются неисследованными, нам бы хотелось более подробно остановиться на проблеме влияния НРД на социально-политическую ситуацию государстве.