Из вышеизложенного вытекает, что «Свобода печати» и «Свобода массовой информации» являются политическими правами граждан и не могут быть включены в группу личных прав и свобод человека.
Подводя итог исследованию имплементации международно-правовых стандартов в сфере реализации права человека на свободу мысли, слова и убеждений в национальное законодательство Республики Узбекистан резюмируем, что право человека на свободу мысли, слова и убеждений является одним из основных личных прав человека получившим закрепление в Международном праве прав человека и системе национального законодательства.
Ограничение указанного права может быть допустимо лишь в случаях предусмотренных законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Анализ правовой регламентации свободы мысли, слова и убеждений проведённый в исследовании подтверждает позицию, что в целях усиления правовой защиты личных прав граждан необходимо дополнение ст.156 Уголовного кодекса и Кодекс об административной ответственности нормами вводящими ответственность не только за разжигание межнациональной, религиозной розни, но и за оскорбительные публичные высказывания которые либо сознательно направлены на разжигание расовой ненависти, либо реально могут привести к возбуждению такой ненависти.
Относимые некоторыми авторами к категории личных прав и свобод Свобода печати и Свобода массовой информации таковыми не являются. Вследствие того, что субъектами указанных прав могут быть только граждане, а объектом становится общественная жизнь, прежде всего – вопросы управления делами государства (общества соответственно) и участия в них, они являются политическими правами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проведённому исследованию можно констатировать, что Республика Узбекистан интегрируясь в международное сообщество, демонстрирует стремление уважать и обеспечивать основные права и свободы человека. Наиболее чётко данное стремление проявляется в процессе имплементации международных стандартов личных прав и свобод человека в национальное законодательство Республики Узбекистан.
Исследование проблемы с точки зрения наиболее полного включения в систему национального законодательства основных положений содержащихся в международных стандартах прав человека показывает, что процесс имплементации может быть активизирован, вследствие чего предлагаются:
I. Общетеоретические выводы:
1.В условиях глобализации современного мира концепция прав человека обретает огромную значимость. Права человека становятся не только ориентиром в решении глобальных задач, в преодолении противоречий между различными типами цивилизаций и культур, между индивидуализмом и солидарностью, свободой и равенством. Они способствуют решению одной из важнейших задач – обеспечению устойчивого развития современного мира.
Значительную роль в обеспечении устойчивого развития, как международного сообщества, так и отдельных государств играют международные стандарты прав человека. И то, на сколько государство имплементировало международные стандарты является основным критерием степени демократичности государства.
2.Имплементация норм международного права есть фактическое внедрение (включение) общепризнанных принципов и норм международного права в национальную правовую систему, осуществляемое в форме трансформации, рецепции, инкорпорации, адаптации и отсылки к международно-правовым документам.
3. Личные права и свободы являющиеся атрибутом каждого индивида, обеспечивающие приоритет индивидуальных ориентиров развития личности, основанные на признании субъективной свободы личности, призванные юридически защитить пространство действия частных интересов и гарантирующие возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности, невмешательства в личную жизнь со стороны государства, политических и общественных организаций, и иных индивидов составляют основу системы прав человека.
4. Наиболее полная имплементация международных стандартов личных прав и свобод человека в национальное законодательство Республики Узбекистан является одним из основополагающих приоритетов демократического развития нашего государства.
5. Обеспечение и защита личных прав и свобод человека, осуществляемая системой универсальных и региональных международно-правовых документов находится в постоянном развитии, причём региональные документы в значительной степени расширили и усилили как международный, так и национальные механизмы обеспечения и защиты прав и свобод человека защиты.
6. Право на жизнь является одним из основных личных прав. Обеспечение права на жизнь тесно связанно с рядом проблем как то вооруженные конфликты, терроризм, акты геноцида и произвольные убийства, совершаемые должностными лицами по поддержанию правопорядка, отмена смертной казни, правовая регламентация эвтаназии, медицинские эксперименты над человеком, клонирование, защита права на жизнь при трансплантации органов и тканей человека, сокращение продолжительности человеческой жизни, борьба с тяжелыми заболеваниями, сокращение детской смертности, вследствие голода и недоедания и абортов.
7. Право человека на свободу и личную неприкосновенность обеспечивает возможность индивида беспрепятственно располагать самим собой во всех сферах человеческого бытия, если она не сопряжена с посягательством на интересы общества, государства и других лиц, гарантирует защиту от неправомерного вмешательства со стороны государства, и других лиц и является основным компонентом целого ряда прав и свобод человека обеспечивающим реализацию индивидуальной свободы личности.
8. Право человека на справедливый суд, основу которого составляют принципы осуществления правосудия только судом, уважения чести и достоинства личности, независимости судебной власти, осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом, осуществление правосудия на основе состязательности сторон, открытость судебного процесса, свобода выбора языка судопроизводства, свобода обжалования процессуальных действий и решений, обеспечивает возможность личности беспрепятственного обращения в суд за защитой нарушенных прав, свобод и законных интересов.
9. Право человека на презумпцию невиновности означает, что никто не может считаться виновным до тех пор, пока виновность лица не будет установлена судом в определённом законом порядке, и закреплена во вступившем в законную силу приговоре суда.
Презумпция невиновности, являясь основополагающим общеправовым принципом, распространяется на все виды юридической ответственности и означает, что:
- виновность обвиняемого в совершении преступления подлежит доказыванию при производстве предварительного следствия и стадии судебного разбирательства;
- предание обвиняемого суду не является для последнего основанием для предрешения вопроса о виновности подсудимого;
- обвинительный приговор и решение о виновности лица не могут быть основаны на предположениях и определяются лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого будет доказана;
- никто не обязан доказывать свою невиновность и любые сомнения, появляющиеся в ходе судебного разбирательства должны трактоваться в пользу обвиняемого.
10. Свобода совести, то есть отношение человека к религии, проявляется в формах исповедания какой-либо религии, вероучения, строгого соблюдения их ритуалов, почитания святых мест и др.; отнесение к религии или вероучению нейтрально, не исповедания никакой религии или вероучения; явного отрицания всякого существования бога, сверхъестественных сил и религии в целом. Реализация Свободы совести требует правовой регламентации деятельности нетрадиционных учений и культов.
11. Свобода мысли, слова и убеждений, то есть возможность публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их законными способами является одним из основных личных прав человека получившим закрепление в Международном праве прав человека и системе национального законодательства.
Основанием ограничения права на свободу мысли, слова и убеждений может быть допустимо лишь в случаях предусмотренных законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
II. Совершенствование действующего законодательства Республики
Узбекистан
1. В условиях формирования в Республике Узбекистан основ демократического правового государства необходимо конституционное закрепление: примата норм и принципов международного права над национальным, права граждан на справедливый суд.
2. В ходе осуществляемой в Узбекистане судебно-правовой реформы особую значимость обретает проблема имплементации международноправовых стандартов прав человека.