Гарантирование личных прав и свобод граждан, может быть усилено путём закрепления в законе исчерпывающего перечня случаев прямого ограничения личных прав личности в соответствии с конституционными основаниями, касающихся сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица дополнительные механизмы охраны и защиты прав, введения ответственности должностных лиц и журналистов, превысивших свои полномочия, запрета на хранение информации о частной жизни лица без его согласия; закрепления исключительного перечня оснований на ограничение права на неприкосновенность частной жизни для государственных и общественных деятелей; определения степени участия государства в регулировании процессов создания и функционирования, закрытых негосударственных (корпоративных) и открытых систем; регламентации правовых основ борьбы с компьютерной преступностью и защиты информационных прав личности; разработки корпоративного свода норм, регулирующих деятельность профессиональных участников информационного оборота.
Обеспечение транспарентности деятельности системы исполнения наказания, допуск общественности в места лишения свободы, позволят усилить гарантии права человека на защиту от пыток.
4. Внедрения в правоприменительную практику эффективных правовых институтов обеспечения и защиты человека, применяемых в
демократических странах.
4.1. Опыт демократических стран мира по имплементации международноправовых стандартов обеспечения и защиты прав человека доказывает эффективность таких институтов как Программа защиты свидетелей, Правила Миранды, Habeas corpus Act, суд присяжных, сделки о признании вины, мировой судья, реституция и компенсация морального и материального вреда нанесённого незаконным лишением свободы нанесённого вреда лицом или органом виновным в нарушении права человека и др. Применение указанных институтов позволит уйти от укоренившихся стереотипов социалистической доктрины карательной юстиции с её обвинительным уклоном и значительно укрепить систему и механизм обеспечения и защиты права человека на национальном уровне.
4.2. В сфере уголовной юстиции законодательного закрепления требуют: обязательная возможность получения юридической помощи на стадии предварительного следствия, возможность свиданий с родственниками по окончании предварительного следствия, возможность рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних ювенальными судами.
4.3. Исходя из требований международно-правовых стандартов личных прав и свобод человека на современном этапе судебно-правовой реформы необходимо начать работу по переподчинению системы исполнения наказания из МВД в ведение Министерства юстиции, с соответствующим кадровым, материально-техническим и научно-техническим обеспечением. Видимо настало время обеспечения прозрачности юридической статистики, в том числе общее количество заключённых и УИН, смертность, заболеваемость, преступность и т.д.
Помимо концептуальных положений, автором предлагаются конкретные предложения, как по совершенствованию отдельных правовых актов, так и предложения практического характера по совершенствованию механизма защиты прав человека и законодательства ориентированного на защиту личных прав и свобод человека и др.
ГЛАВА I. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИХ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
1.1. Место и роль личных прав и свобод человека в системе
Международного права прав человека
Права человека — неотъемлемый элемент личности и человеческого бытия. Процесс формирования современной концепции прав и свобод человека прошел длительный путь, тесно связанный с историей развития общества. Начало его восходит к первым формам общественной жизни людей, вызвавшей необходимость регулирования их поведения в окружающем мире.
Необходимо отметить, что проблема обеспечения личных прав человека (в особенности история формирования концепции прав человека, различные аспекты их обеспечения и защиты), исследовались в научной литературе целого ряда зарубежных государств [22].
Довольно широко данная проблема дискутируется и в ряде государств СНГ 1.
Сегодня без преувеличения можно говорить о формировании самостоятельного направления научных знаний в системе юридических дисциплин. Особенно отраден тот факт, что проблема обеспечения прав человека все шире исследуется узбекскими учеными. 2
На всех этапах развития общества концепция прав человека формировалась под определяющим влиянием философских воззрений и правовой регламентации. Двойственный характер природы прав человека обусловил появление естественно-правовой и позитивной теорий 3.
1
См. например: Батыр К.И. Декларация прав человека и гражданина 1789г. //Сов. государство и право. –Москва. 1980 .- № 2.-С.108; Карташкин В.А. Международная защита прав человека (Основные проблемы сотрудничества государств).-М.: Международные отношения. 1976.76с; Лупарев Г.П. Правовое положение личности в зарубежных странах. -Алматы.:ВШП
Эдилет , 2001. -С.73; Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: Белые альвы, 1996. -С. 45; Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в
США: судебная доктрина и практика.-М .,- 1991.-С.36; Рудинский Ф. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы. //Право и жизнь.-Москва.2000.-№31. -С.23-29; Теория государства и права/Под редакцией В.М.Корельского. –М.:ИНФРА М –НОРМА . 1997. -С.250; Нерсесянц В. -С. Права человека в истории политической и правовой мысли // Права человека в истории человечества и в современном мире. -М., 1989. -С. 25; Общая теория прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996. -С. 69; Саидов А.Х. Общепризнанные права человека.М.:МЗ ПРЕСС . 2002.-267с. и ряд других.
2
См :Абдухолиқов -С. Виждон эркинлиги: методология муаммолари.-Т.: Фан, 1997.–302 б.;
Ахмедов Г., Сатторов А. Ўзбекистон: Инсон ҳуқуқлари ва қонунлар. -Т.: Адолат. 1999.-175 б.; Инсон ҳуқуқлари. Ўкув қулланма.-Т.: Ўзбекистон, 1997.–100б.; Мирхамидов М.Ўзбекистон Республикаси Конституциясида фуқароларнинг шахсий ҳуқуқ ва эркинликлари ва уларнинг кафолатлари.//Демократлаштириш ва инсон ҳуқуқлари.-Тошкент.2001.-№4.-Б.10-17.; Норбутаев Э. Защита прав человека в области отправления уголовного правосудия
//Демократизация и права человека .-Ташкент.1999.-№1.-С.113-117; Рахмонкулов Х. Р.,
Рахмонов А.Р. Права человека: история и современность. -Т.: Мир экономики и права .1998.-167 б.; Саидов А.Х., Султонов -С. Ўзбекистон Республикаси Конституцияси ва инсон ҳуқуқлари.-Т.:Адолат .1998.-177б.; Саидов А. Жузжоний А. Шарқ ва инсон ҳуқуқлари. //Ижтимоий фикр.-Ташкент. 1998.-215б.; Саидов А.Х; Абдуллаев Е.В. Введение в международное право прав человека.-Т.:Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека .2001.-93с; Сатторов А. Қонун ва инсон ҳуқуқлари.-Т.:Адолат .1999.-35б.;
Шоращметов Ш. Ш. Ўзбекистон Конституцияси ва суд ҳокимияти. -Т.: Адолат .1996.-56 б. и др. 3
См.: Павлова Л.В. Современная концепция прав и свобод человека и её трактовка во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. //Белорусский журнал международного права и международных отношений.-Минск.1998 .- № 5. -С.34-46.
По словам итальянского, профессора У.Черони, для первой характерно выведение прав человека «из области морали, критериев справедливости, безотносительно к юридическим порядкам», вторая «подчеркивала позитивную природу современного права как права, установленного или гарантированного государством» [23].
Вместе с тем представляется ошибочным изолированно рассматривать доктринальные концепции относительно естественной природы прав человека и их правовое регулирование. При всей разновременности указанных процессов они взаимодействуют друг с другом. Любое теоретическое или религиозное воззрение остается лишь абстракцией без юридической защиты со стороны государства. Весь ход формирования философско-правовой концепции прав человека подтверждает данный аргумент.
Идеи естественного равенства людей — равенства по природе, столь существенные для понимания прав человека, были высказаны древнегреческими софистами (Протагор, Антифонт, Ликофрон) и китайскими мыслителями (Мао-
Цзы, Конфуций) еще в VI—IV вв. до н. э. [24]
В VI в. до н. э. греческий архонт Солон разработал Конституцию, закрепляющую некоторые принципы демократического устройства общества, касающиеся привлечения к ответственности чиновников за произвол по отношению к населению [25].
Идеи равенства всех людей можно найти и в раннем христианстве. Характерны такие постулаты: «каждый получает награду по своему труду; где нет закона, там нет и преступления; какой мерой мерите, такой отмерено будет и вам» [26].
Древнеримским юристам принадлежит заслуга в разработке понятия субъекта права и равенства перед законом. «Под действие закона должны подпадать все», — утверждал Цицерон [27]. Следует отметить, что философские идеи не получали адекватного отражения в законодательстве в условиях классового общества в Древней Греции и Римском государстве. Права человека рассматривались законом как привилегия только рабовладельцев, исключая огромную массу рабов.
Аналогичная тенденция характерна для периода Средневековья, с его сословно-иерархической структурой, где права человека являлись привилегией отдельных сословий, а равенство прав обусловливалось принадлежностью к одному и тому же сословию. Вместе с тем сословная ограниченность прав человека не умаляет значения английского документа — «Великой хартии вольностей» 1215 г., впервые закрепившей право на неприкосновенность личности (Habeas corpus Act). Статья 39, провозгласившая: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо способом обездолен иначе, как по законному приговору, и по закону страны» [28], создает непреходящую славу этому документу.