Следует отметить, что по установившейся традиции, в трудах большинства учёных занимавшихся различными аспектами прав человека, преобладает идея о том, что основа теории прав человека была заложена в трудах известных античных мыслителей (преимущественно западных). Но изучение вопроса показывает, что свою лепту в развитие теории прав человека, формирование основных подходов к проблеме, внесли также известные мыслители Востока.
В этой связи мы полностью разделяем точку зрения А.Х.Саттарова который обосновывает идею о том, что: «…историю прав человека невозможно комплексно рассматривать без всей совокупности идей и учений о правах и свободах человека зародившихся в различных уголках мира» [29]. Мы согласны с мнением учёного о том, что трудах таких известных мыслителей Востока как Абу Наср Фаробий, Хофиз Шерозий, Алишер Навоий, Джалолиддин Румий, Шайх Саъдий, Фезулий были заложены основы современной концепции прав и свобод человека. Несомненно, и то, что отдельные аспекты проблемы были затронуты и в трудах известных мусульманских богословов и факихов как алБухорий, ат-Термизий, ал-Матурудий, ал-Маргиноний и целого ряда других.
Однако ключевую роль в формировании естественно-правовой концепции прав человека сыграли философы-просветители XVI—XVIII вв.: англичанин Дж. Локк [30], американцы В.Пэйн [31] и Т. Джефферсон [32], французы Ж.Ж.Руссо [33], Ш.Л.Монтескье 6, В. Вольтер [34], голландец Г. Гроций [35]. Их идеи, касающиеся равенства людей, не отчуждаемости таких прав, как право на жизнь, свободу и безопасность, которыми они наделены от рождения, получили закрепление в конституционном и ином законодательстве периода буржуазных революций и становления буржуазных государств: в Англии — в «Петиции о правах» 1628 г. и «Билле о правах» 1689 г.; в Америке — «Декларации о правах Вирджинии» 1776 г. и «Декларации независимости США» 1776 г., «Билле о правах» 1791 г.; во Франции — «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г.
Показательна в этом отношении Декларация «О правах Вирджинии»1776 г. Это был первый документ конституционного типа, в котором излагалась концепция прав человека [36]. В ней провозглашалось в качестве «самоочевидной» истины, «что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, что к ним относится жизнь, свобода и стремление к счастью, что для обеспечения прав среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых» [37]. С этих пор «права человека» прочно вошли в философскую и юридическую терминологию.
Особое место среди названных документов занимает французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В ней в четкой и лаконичной форме было раскрыто содержание прав человека, подчеркнута ценность человеческой личности, определена роль государства в установлении статуса личности в гражданском обществе. Согласно Декларации права человека объявлялись естественными, неотъемлемыми и священными [38][39]. Причем термин «священный» использовался, чтобы подчеркнуть наивысшую степень значимости декларируемых прав. Целью государства («политического союза») провозглашалось «обеспечение естественных и неотъемлемых прав. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» (ст. 2). Среди свобод человека на первое место выдвигалась свобода выражения мыслей и мнений, которая определялась «как одно из драгоценнейших прав человека»
(ст. 11).
Признавая неотъемлемость прав и свобод как обязательных для полноценной жизнедеятельности человеческой личности, Декларация отрицала их абсолютный характер. «Осуществление естественных прав каждого человека ограничено теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества «пользование теми же правами» (ст. 6). Иными словами, пользование свободой не может наносить вреда другому человеку. Причем пределы пользования правами и свободами могут быть установлены только законом.
Несомненная значимость Декларации заключается в том, что она не только содержала основные права и свободы, обусловив необходимость государственной власти для их гарантии, но и сформировала принципы ее организации, весьма созвучные с принципами современного правового государства. К ним относятся:
а) верховенство закона (все, что не запрещено законом, то дозволено; никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом (ст. 5); наказание и задержание лица, лишение собственности возможно только на основании закона) (ст. ст. 7, 8, 17);
б) представительная форма правления (все граждане имеют право лично или через своих представителей участвовать в создании закона; все граждане имеют равный доступ ко всем должностям согласно их способностям (ст. 6);
с) подотчетность всех органов и должностных лиц («общество может
требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности» (ст. 15) [40].
Таким образом, несмотря на более чем 200-летнюю давность, положения Декларации сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Именно поэтому Декларацию можно рассматривать как фундамент Всеобщей декларации прав человека при несомненном влиянии ее на последующее национальное законодательство других стран в области прав человека.
К началу разработки Всеобщей декларации прав человека основополагающие подходы концепции прав и свобод человека, получили закрепление в конституционном законодательстве наиболее развитых государств того времени.
В то же время следует отметить, реализации концепции прав и свобод человека, то она имела весьма ограниченное территориальное действие, не распространяясь на огромное количество населения, проживающего в регионах Африки и Азии, являющихся колониальными владениями развитых цивилизованных государств.
Этому способствовало и классическое международное право, признававшее в качестве своих субъектов только цивилизованные народы. Международное сотрудничество государств в области защиты прав человека начало складываться только после Первой мировой войны и выражалось в заключение ряда договоров о защите национальных меньшинств под эгидой Лиги Наций [41].
Вопрос о необходимости разработки Декларации прав человека был поднят
США в ходе выработки Устава Организации Объединенных Наций в 1943—
1945 гг.
Почему именно в этот период проблема создания механизма международной защиты в области прав человека стала столь актуальной, и насколько правомерно было связывать ее с созданием новой международной организации?
Причины были впоследствии сформулированы в преамбуле Всеобщей декларации прав человека. Они сводятся к следующему:
1. «Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества».
2. «Стремлением людей» является создание такого мира (общества), где люди «будут иметь свободу слова и свободу убеждений и будут свободны от страха и нужды» (иначе, для нормальной жизнедеятельности человека нужно обладание всем комплексом прав, как гражданских и политических, так и социальноэкономических).
3. Права человека должны иметь надежную правовую защиту («обеспечиваться законом»), чтобы «человек не был вынужден прибегать к восстанию в качестве последнего средства против тирании и угнетения».
4. Устав ООН накладывает обязанности на государства «содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека». «Огромное значение для выполнения этой обязанности» имеет «всеобщее понимание характера этих прав и свобод», что достигается регламентацией в универсальном международном документе.
5. Закрепление прав и свобод в едином документе создаст условия для просвещения и образования в области прав человека, содействуя, таким образом, их уважению, принятию национальных и международных мер для их «всеобщего и эффективного признания и осуществления» [42][43].
Таким образом, в Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. Одной из главных целей ООН провозглашалось «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций» [44]. Осуществлять указанные цели ООН должна была путем координации «международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст.1 п.3), содействия «всеобщему соблюдению прав человека и основных свобод» (ст. 55).
Следует отметить, что в Уставе ООН не использовались такие термины, как
«защита прав человека», а лишь «поощрение и развитие уважения к ним». Такая абстрактность формулировок объяснялась тем, что большинство государств— членов ООН в этот период, особенно социалистические и развивающиеся страны, считали права человека исключительно внутренней компетенцией государств и не готовы были наделять ООН какими-либо контрольными полномочиями в этой области. Эта позиция получила отражение в пункте 7 статьи 2 Устава, устанавливающем, что «настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций право на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства».