В соответствии с п. 4 ст. 1259 ГК для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Авторские права на произведение науки, литературы и искусства возникают у его создателя в силу самого факта создания произведения и выражения его в какой-либо объективной форме.
Вследствие этого использование правообладателем знака охраны авторского права служит лишь целям оповещения третьих лиц о принадлежащем ему исключительном праве на произведение. Правообладатель может, но не обязан использовать знак охраны авторского права.
В случае возникновения у правообладателя намерения воспользоваться таким знаком он может поместить его на каждом экземпляре произведения. Знак охраны авторского права состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности ©; имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения.
Обнародование произведения всегда является событием в жизни любого автора. Обычно вслед за ним наступает договорное использование произведения, влекущее обычно денежное вознаграждение. Однако обнародование сопряжено и с другими, хотя и полезными для третьих лиц и общества в целом, но, с точки зрения некоторых авторов, негативными для них последствиями. Имеются в виду определенные ограничения исключительных прав, устанавливаемые, в частности, ст. 1273–1275, 1277 ГК.
Прежде всего допускается свободное использование без согласия автора и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином (но не юридическим лицом) исключительно в личных (т.е. бытовых, домашних, семейных и т.п.) целях правомерно воспроизведенного произведения. Например, с помощью технического устройства гражданин может у себя дома записать любую телепередачу, транслируемую по каналам эфирного телевещания.
Однако в шести случаях, предусматриваемых в ст. 1273 ГК, подобные действия не допускаются. В первую очередь нельзя воспроизводить: произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений (галерей, ротонд, мостов и т.п.); базы данных и их существенные части, а также программы для ЭВМ (исключения предусмотрены ст. 1280 ГК).
По вполне очевидным причинам запрещается репродуцирование книг полностью и нотных текстов. Не допускается также воспроизведение видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, например, в кинотеатре, литературном, художественном салоне или другом подобном помещении. Кроме того, исключено свободное воспроизведение аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях, например при помощи стационарной видеокамеры, софитов и других подобных устройств.
Статья 1274 ГК устанавливает менее жесткие ограничения авторских прав по сравнению со ст. 1273. Допускаемые ею случаи использования охраняемых произведений также осуществляются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора используемого произведения и источника заимствования.
Имеется в виду в первую очередь цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. При этом объем цитат должен быть оправдан целью цитирования, т.е. к примеру, необходимостью уяснения позиции, мнения, точки зрения оппонента в научной дискуссии.
Воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю на условиях, предусмотренных п. 1 ст. 1274 ГК, допускается также в отношении публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений. И в этом случае объем воспроизведения не должен превышать рамки, оправданные информационной целью. Кроме того, авторы указанных речей, обращений и других подобных произведений сохраняют право на их опубликование в сборниках, если их издание будет кем-либо осуществлено.
Впервые в ГК допускается без согласия автора или иного обладателя исключительного права на правомерно обнародованное оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание на основе данного произведения другого произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры. Разумеется, при этом не должны умаляться честь, достоинство и деловая репутация автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и (или) его исполнителя.
Широкое применение электрографической техники, прежде всего ксероксов, привело к массовому репродуцированию и неконтролируемому размножению многих, прежде всего литературных произведений. В п. 2 ст. 1275 ГК репродуцирование (репрографическое воспроизведение) понимается как факсимильное (т.е. буквальное, аутентичное, неизмененное) воспроизведение произведения с помощью любых технических средств. Причем это воспроизведение должно осуществляться не в целях издания произведения.
Прежде всего правомерно опубликованное произведение вправе копировать библиотеки и архивы. Они могут это делать только для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления его экземпляров другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов, например, вследствие хищения или форс-мажорного обстоятельства (пожара, наводнения, военных действий и т.п.).
На тех же условиях библиотеки и архивы по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательные учреждения для аудиторных занятий могут репродуцировать отдельные статьи и малообъемные произведения, правомерно опубликованные в сборниках, газетах и других периодических изданиях, короткие отрывки из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций).
Без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения свободное исполнение музыкального произведения допускается только в трех случаях: во время официальной или религиозной церемонии либо похорон. В каждом таком случае объем исполнения должен быть оправдан характером подобных официальных или ритуальных церемоний. Произведения различных видов, прежде всего литературные, могут свободно, т.е. без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводиться для целей правоприменения в оправданном этим применением объеме.
Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных, предусматриваемое ст. 1280 ГК, заключается в том, что действия по воспроизведению программ для ЭВМ и баз данных вправе осуществлять без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения лицо, уже правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных, т.е. законный пользователь этих произведений.
Важное значение имеет п. 4 ст. 1280 ГК, в силу которого сформулированные в нем положения не должны наносить неоправданный ущерб нормальному использованию программы для ЭВМ или базы данных и ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя. Несмотря на полезность данной нормы, следует признать, что содержание некоторых ее категорий, таких как, например, «неоправданный ущерб» или «необоснованным образом», нуждаются в дополнительном толковании с учетом их практического применения.
На базе ст. 1230 ГК, устанавливающей общий принцип срочности действия исключительных прав, статья 1281 ГК предусматривает общий срок действия исключительного права на произведение в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Более продолжительным может оказаться срок действия исключительного права на произведение как таковое, созданное в соавторстве, если кто-либо из соавторов переживет других соавторов. В таком случае исключительное право на произведение будет для такого соавтора продолжать действовать до конца его жизни и еще 70 лет после его смерти, также считая с 1 января года, следующего за годом смерти пережившего соавтора.
Авторское законодательство традиционно предусматривает такой институт, как «общественное достояние». В такое достояние переходит любое произведение по истечении срока действия исключительного права на него. При этом в общественное достояние может перейти как обнародованное, так и необнародованное произведение.
Предусмотренный в общей форме в ст. 1241 ГК переход исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности к другому лицу в порядке универсального правопреемства, в частности путем наследования, конкретизирован в п. 1 ст. 1283 прямым указанием о переходе по наследству исключительного права на такой результат указанной деятельности, как произведение.
Многочисленные объекты авторских прав создаются в пределах трудовых обязанностей, установленных для работников как авторов в рамках должностных инструкций и тому подобных документов, разрабатываемых работодателями на базе ТК, других законов и иных правовых актов. Авторские права (право авторства, право автора на имя, на неприкосновенность и на обнародование произведения и т.п.) на такие произведения, традиционно именуемые служебными, принадлежат их авторам.
Что касается исключительного права на служебное произведение (ст. 1270), то оно традиционно закрепляется за работодателем. Иное должно быть предусмотрено трудовым или другим договором между работодателем и автором служебного произведения.
Статья 1295 ГК устанавливает ряд условий, при наступлении которых исключительное право на служебное произведение может принадлежать автору произведения. Они сводятся фактически к бездействию работодателя, который в течение трех лет со дня предоставления служебного произведения в его распоряжение не совершит ни одного из трех нижеследующих действий: не начнет использование произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне. Разумеется, в последнем случае работодатель обязан принять меры по обеспечению конфиденциальности произведения, предусмотренные, в частности, Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 24.07.2007)[64].