Смекни!
smekni.com

Основы правоведения 2 Понятие сущность (стр. 58 из 108)

Базы данных служат, в первую очередь, охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности, т.е. разновидностью интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1225 ГК) и одновременно разновидностью одного из составных произведений, охраняемых авторским правом (п. 2 ст. 1260 ГК). В качестве объектов смежных прав базы данных фигурируют в п. 1 ст. 1304 ГК лишь в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования материалов, составляющих их содержание. Как известно, подобное пиратское использование содержания многих баз данных, в том числе связанных с не подлежащими разглашению сведениями персонального характера (о телефонах, адресах граждан, их недвижимости и т.п.), приобрело в последнее время широкие масштабы. Это и явилось одним из мотивов распространения на содержание баз данных режима смежно-правовой охраны (ст. 1333–1336).

Сходные, но не совпадающие мотивы лежат также в основе включения в круг объектов смежных прав произведений науки, литературы и искусства, обнародованных после их перехода в общественное достояние в соответствии со ст. 1282 ГК. Подобные произведения охраняются по нормам ст. 1337–1344 ГК лишь в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав, точно так же как и авторских прав (согласно п. 4 ст. 1259 ГК), не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей. В этом проявляется демократизм и привлекательность смежных прав.

Отсутствие для возникновения, осуществления и защиты смежных прав требования регистрации их объектов или соблюдения каких-либо иных формальностей (ст. 1304) не исключает возможности использования субъектами знака охраны своих смежных прав. Его вправе использовать изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение.

Однако использование знака охраны является не обязанностью, а правом законного правообладателя. Он вправе использовать данный знак сугубо в целях оповещения третьих лиц о принадлежащем ему исключительном смежном праве.

Знак охранысмежных прав помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Знак охраны смежных прав включает три элемента: латинскую букву «Р» в окружности (), имя или наименование обладателя исключительного права и год первого опубликования фонограммы.

Тесная взаимосвязь смежных прав с авторскими проявляется и в случаях использования объектов данных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения, в которых допускается свободное использование произведений как объектов авторских прав в соответствии со ст. 1273, 1274, 1277 и 1279 ГК, а также в других случаях, предусмотренных гл. 71 ГК, посвященной правам, смежным с авторскими (см. комментарии к указанным статьям). Объекты смежных прав можно свободно использовать в тех же целях, что и охраняемые произведения, т.е. в личных, информационных, научных, учебных или культурных целях.

Многие объекты смежных прав являются результатом интеллектуального труда коллективов исполнителей. Поэтому смежные права на совместное исполнение принадлежат тем, кто принимал творческое участие в его создании.

К числу субъектов смежных прав на совместное исполнение, т.е. членов коллектива исполнителей относятся такие творческие личности, как актеры, занятые в спектакле, оркестранты, артисты балета, включенного в театрально-зрелищное представление. При этом не имеет значения, образует ли исполнение отдельных членов коллектива исполнителей неразрывное целое или совместное исполнение состоит из самостоятельно значимых элементов.

Статья 1315 ГК предоставляет исполнителю исключительное право на исполнение, а также такие права неимущественного характера, как право авторства, право на имя и право на неприкосновенность исполнения. Основывающиеся на общей норме ст. 1226 ГК об исключительном праве как имущественном праве и о личных неимущественных правах как интеллектуальных правах, возникающих в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, правила ст. 1315 конкретизируют содержание данных прав применительно к исполнителям как субъектам интеллектуальных смежных прав на исполнения.

Исключительное право на исполнение традиционно понимается как право исполнителя использовать исполнение любым не противоречащим ГК способом. Это право базируется на общих нормах ст. 1229 ГК об исключительном праве. Как любой другой обладатель исключительного права, исполнитель может распоряжаться своим исключительным правом на исполнение.

Статья 1317 ГК предусматривает девять наиболее типичных из числа не противоречащих закону способов использования исполнения. На первом месте стоит такой способ, как сообщение в эфир, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения (подп. 1 п. 2).

Важным и ставшим уже традиционным способом использования исполнения служит его запись, т.е. фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. Имеются в виду фонограммы и видеозаписи на различных материальных носителях и их отображения в цифровой форме.

Широко применяется такой способ использования исполнения, как воспроизведение его записи. Под этим понимается изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части. Воспроизведением считается также запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ.

Срок действия исключительного права на исполнение и другие связанные с ним юридические факты имеют черты сходства с аналогичными юридическими фактами, касающимися действия исключительного права на произведение (ст. 1281–1283 ГК). Однако между ними имеются и отдельные существенные различия. Прежде всего хотя исключительное право на исполнение также действует в течение всей жизни исполнителя, но срок его действия не может быть менее 50 лет, исчисляемых с 1 января года, следующего за годом, в котором были осуществлены исполнение, либо его запись, либо его сообщение в эфир или по кабелю. Например, если исполнение состоялось, когда исполнителю было 27 лет, а скончался он в возрасте 67 лет, исключительное смежное право на исполнение будет действовать еще как минимум 10 лет.

Наследование исключительного смежного права на исполнение осуществляется целиком по правилам перехода по наследству исключительного авторского права на произведение науки, литературы и искусства, содержащимся в ст. 1283 ГК. В соответствии с п. 2 данной статьи при определенных условиях входящее в состав наследства исключительное право на исполнение может прекратиться и исполнение перейти в общественное достояние.

Право на фонограмму

В определении понятия изготовителя фонограммы как субъекта смежных прав традиционно включена его характеристика как лица, взявшего на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. О понятии звуков (музыки, голосов, шорохов и т.п.) и их отображений в цифровой форме говорится в подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК.

Статья 1322 ГК также традиционно устанавливает презумпцию признания изготовителем фонограммы лица, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке. Обязанность опровержения данной презумпции, т.е. доказывания факта изготовления фонограммы другим лицом, лежит на заинтересованном лице.

Подобно правам автора исполнения (исполнителя), закрепленным в ст. 1315 ГК, изготовитель фонограммы обладает одним имущественным (исключительным) правом на фонограмму (ст. 1324 ГК) и несколькими личными неимущественными правами. В число последних входят права: на имя (наименование), на защиту фонограммы от искажения (своего рода «право на неприкосновенность фонограммы») и на обнародование фонограммы.

Изготовитель фонограммы должен осуществлять свои права, в первую очередь исключительное право на фонограмму, с соблюдением прав авторов произведений, т.е. интеллектуальных авторских прав на соответствующие произведения (стихи, музыку и т.п.) и прав исполнителей. Наиболее эффективными правовыми формами соблюдения этих прав являются, в частности, договоры, заключаемые изготовителем фонограммы с авторами произведений и авторами исполнений, использованных при изготовлении фонограмм.

В качестве имущественного права изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму понимается как право изготовителя использовать фонограмму по правилам ст. 1229 ГК. Во-первых, изготовитель фонограммы вправе сам использовать ее любым не противоречащим закону способом. Во-вторых, он может распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом на фонограмму.

Подробная характеристика типичных способов использования фонограммы дается в подп. 1–9 п. 2 ст. 1324 ГК. Наиболее популярным из них является публичное исполнение.

Под ним понимается любое сообщение фонограммы с помощью технических средств.

В качестве самостоятельного способа использования фонограммы подп. 4 п. 2 ст. 1324 ГК предусматривает доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что доступ к ней может быть обеспечен любому лицу из любого места и в любое время. Выбор как вида фонограммы, так и места и времени доступа к ней осуществляет в этом случае само заинтересованное лицо. Подобный способ использования фонограммы обычно обеспечивается при помощи сети «Интернет».

Традиционными способами использования фонограммы служат: продажа или иное отчуждение (дарение, мена) оригинала или экземпляров копий фонограммы на любом материальном носителе; импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая правомерно изготовленные экземпляры, т.е. экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя; прокат оригинала и экземпляров (копий) фонограммы, а также переработка фонограммы.