Смекни!
smekni.com

Основы правоведения 2 Понятие сущность (стр. 86 из 108)


Гражданско-правовое регулирование договорных обязательств с участием предпринимателей. Многие нормы гражданского права об отдельных видах договорных обязательств применимы к сферам как предпринимательской, так и непредпринимательской деятельности. Вместе с тем некоторые из этих норм регулируют только договорные отношения между предпринимателями или с их участием. Например, продавцом в договоре розничной купли-продажи может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (ст. 492 ГК). В договоре поставки предпринимателями должны быть обе стороны. По данному договору поставщикпродавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленные сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК).

Лицами, осуществляющими сдачу имущества в аренду или выполняющими работу по заданию граждан-заказчиков в качестве постоянной предпринимательской деятельности, должны быть арендодатель по договору проката движимого имущества (ст. 626 ГК) и подрядчик по договору бытового подряда (ст. 730 ГК). Поскольку предприятием признается имущественный комплекс, используемый только для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК), предпринимателями являются обе стороны договора аренды предприятия, т.е. и арендодатель, и арендатор (ст. 656 ГК). Только непотребляемые вещи (кроме земельных участков и других природных объектов), используемые для предпринимательской деятельности, могут быть предметом договора финансовой аренды (лизинга) – ст. 666 ГК, Федеральный закон от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О лизинге»

(СЗ РФ, 1998, №44, ст. 5394) в редакции Закона от 29 января 2002 г. №10-ФЗ (РГ, 2 февраля 2002 г.), которым указанный закон переименован в закон «О финансовой аренде (лизинге)».

Предпринимателем должна быть сторона любого публичного договора (ст. 426 ГК), оказывающая другой стороне возмездные услуги (ст. 779, 783, 789 ГК), в том числе по перевозке пассажиров транспортом общего пользования (ст. 789 ГК), по приему банком вкладов от граждан (ст. 834 ГК), по хранению вещей граждан в ломбарде (ст. 919 ГК) или в камерах хранения транспортных организаций (ст. 923 ГК), по личному страхованию (ст. 927 ГК).

Предпринимательский характер деятельности оказывает влияние на условия некоторых договоров. Например, предполагается беспроцентным договор займа между гражданами на сумму не свыше пятидесятикратного минимального размера оплаты труда, не связанный с предпринимательской деятельностью хотя бы одной из сторон (ст. 809 ГК). Только предпринимателями, имеющими к тому же специальную лицензию, являются финансовые агенты, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования (договоры «факторинга»). В качестве финансовых агентов обычно выступают банки и иные кредитные организации (ст. 825 ГК). По общему правилу, расчеты между предпринимателями, в том числе с участием граждан-предпринимателей, должны производиться в безналичном порядке (ст. 861 ГК).

Организация, обязующаяся за вознаграждение хранить по договору складского хранения товары, признается товарным складом, если она осуществляет хранение и оказывает связанные с этим услуги в качестве предпринимательской деятельности (ст. 907 ГК). Как правило, только индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (кроме унитарного предприятия) могут выступать в качестве доверительного управляющего в договоре доверительного управления имуществом (ст. 1015 ГК).

В отдельных случаях ГК подробно регламентирует некоторые аспекты деятельности предпринимателей. Так, согласно ст. 933 ГК, по договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу. Договор страхования подобного риска лица, не являющегося страхователем, ничтожен. Тот же договор, заключенный в пользу лица, не являющегося страхователем, считается заключенным в пользу страхователя.

Следует сказать, что некоторые договоры могут сочетать признаки всех или большей части договорных классов. К их числу можно отнести, например, договор о совместной деятельности (договор простого товарищества) – ст. 1041–1054 ГК или нередко заключаемые на практике договоры об изготовлении вещей (одежды, обуви и т. п.) по заказам граждан. Такие договоры могут быть отнесены одновременно к нескольким «пограничным» классам.


В силу большой практической важности, а также в связи с тем, что вступление в силу с 1 января 2008 г. части четвертой ГК повлекло отмену шести ранее действовавших в сфере интеллектуальной собственности федеральных законов (об авторском праве и смежных правах, программах для ЭВМ и базах данных, патентного и других), целесообразно несколько подробнее осветить договоры о распоряжении исключительным правом (правом интеллектуальной собственности), в том числе заключенные с лицом, организовавшим создание сложного объекта, и договор авторского заказа.

Длительное время в отечественном законодательстве не существовало обобщенной категории распоряжения исключительным правом. Иногда в доктрине она подменялась конструкцией «использованием права на использование». В частности считалось, что «использование исключительных авторских прав есть одновременно и распоряжение ими»[87][88]. Более того, в соответствии с ранее действовавшим законодательством констатировалось, что «авторское право, патентное право, смежные права и права на товарные знаки вообще не знают собирательной категории «распоряжения» исключительными правами»[89].

Четвертая часть ГК внесла в содержание исключительного права отвечающее рыночным условиям правомочие распоряжения данным правом. Согласно п. 1 ст. 1229 ГК правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1233), если ГК не предусмотрено иное.

В свою очередь ст. 1233 ГК напрямую предоставляет правообладателю возможность распорядиться принадлежащим ему исключительным правом любым не противоречащим закону или существу данного права способом, прежде всего путем отчуждения этого права по договору другому лицу. Такой договор именуется договором об отчуждении ис-


ключительного права (ст. 1234 ГК). Второй способ распоряжения исключительным правом проявляется в предоставлении третьему лицу права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в пределах, установленных лицензионным договором (ст. 1235–1238 ГК). Различие между двумя указанными договорами состоит в том, что, в противовес договору об отчуждении исключительного права, заключение лицензионного договора не влечет за собой перехода исключительного права к лицензиату, т.е. к пользователю объекта данного права. Вместе с тем лицензиат вправе уступить часть своих правомочий по использованию объекта другому лицу по сублицензионному договору (ст. 1238 ГК).

Договоры о распоряжении исключительным правом, регулируемые помимо ст. 1233– 1238 ГК, статьями 1285–1291; 1365–1369; 1426–1429 и др., подчиняются одному из важнейших принципов договорного права о применении к данным договорам общих положений ГК об обязательствах (ст. 307–419) и о договоре (ст. 420–453). Иное должно быть установлено правилами раздела VII ГК или вытекать из содержания либо характера конкретного исключительного права. Например, стороны лицензионного договора о предоставлении права использования изобретения должны в соответствии со статьёй 1369 ГК зарегистрировать его в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В свою очередь, согласно пункту 3 ст. 433 ГК договор, подлежащий государственной регистрации, а, следовательно, и лицензионный договор, считается заключенным с момента его регистрации, если только иное не установлено законом.


Особо следует отметить договор, в котором прямо не указано, что исключительное право передается другой стороне в полном объеме. Такой договор считается обычно лицензионным договором (п. 3 ст. 1233). Исключения, однако, составляют случаи, когда договор заключается в отношении права использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект – кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный проект, единую технологию (абзац 2 п. 1 ст. 1240 ГК).

В договоры об отчуждении исключительного права или лицензионные договоры нельзя включать условия, ограничивающие права гражданина создавать результаты интеллектуальной деятельности определенного рода или в определенной области творчества или отчуждать исключительное право на подобные результаты другим лицам. В соответствии с п. 4 статьи 1233 ГК такие условия признаются ничтожными. В этой части п. 4 ст. 1233 ГК опирается на общие нормы ст. 22 ГК о недопустимости лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина.