Смекни!
smekni.com

Отягчающие обстоятельства, характеризующие объективные свойства убийства (стр. 4 из 6)

По моему мнению, с таким решением вопроса можно согласиться, но при этом необходимо иметь в виду следующее. Судя по обстоятельствам убийства, Л. допустил фактическую ошибк у, которая состояла в предположении наличия обстоятельства, квалифицирующего убийство. Он заблуждался, полагая, что личность потерпевшей обладает теми качествами, которые влекут для него повышенную ответственность за убийство. По мнению А.А. Пионтковского, «совершение преступления при ошибочном предположении лица о наличии квалифицирующих преступлен ие обстоятельств сле дует рассматривать как покушение на совершение квалифицированного преступления »[9]. Исходя из этого действия Л. следовало бы квалифицировать как покушение на убийство при отягчающих обстоятельствах по ст. 30 и п. «г» ст. 105 УК. Но в данном случае с таким пред ложением согласиться нельзя, поскольку потерпевшей причинена смерть и налицо оконченное преступление.

Некоторые ученые полагали, что в подобных случаях действия виновного должны квалифицироваться как оконченное преступление без отягчающих обстоятельств и как покушение на аналог ичное преступление при отягчающих обстоятельствах, поскольку такая квалификация позволяет непосредственно установить фактически совершенное привлекаемым к ответственности лицом. Это мотивируется тем, что, совершая покушение на квалифицированное преступление, лицо может и не достигнуть стадии, на которой простое преступление считается законченным .

Для некоторых преступлений такое решение вопроса и аргументация приемлемы. Но квалификация по ст. 30, п. «г» ч. 2 ст. 105 УК и по ч. 1 ст. 105 УК дает основание для утверждения, что виновный совершил два преступления, хотя в действительности он совершил одно. При таком положении, меньшей неточностью будет признание убийства при указанных обстоятельствах оконченным и применение п. «г» ч. 2 ст. 105 УК.

При фактической ошибке, когда виновный предполагает отсутствие данного обстоятельства, отягчающего убийство, он не должен нести ответственность по п. «г» ст. 105 УК, поскольку нет его заведомой осведомленности о беременности потерпевшей.

Убийство, совершенное с особой жестокостью ( п. «д» ч. 2 ст. 105 УК)

Совершенне преступления с особой жестокостью, садизмом, мучением , издевательствами является обстоятельством , отягчающим любое преступление( п. «и» ст.63 УК) П. «д» ч.2 ст.105 является конкретным проявлением этого общего обстоятельства. Об особой опасности этого преступления являются его совершения , которые могут проявиться в способе действия виновного, в безразличном отношении к страданиям потерпевшего и других лиц или в наслаждениями этими страданиями.

Необходимо правильное понимание термина «особая жестокость» для квалификации по этому пункту ст.105. Закон не указывает на какие либо определенные критерии по которым можно было бы определить что должно пониматься под этим термином. Некоторые пытаются найти ответ на этот вопрос в заключении судебно-медицинского эксперта. Но судебно-медицинская экспертиза устанавливает только причину смерти, характер и механизм повреждений. Ответ на вопрос доставили ли повреждения особые страдания и особые мучения потерпевшему не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта. Особая жестокость понятие не медицинское , а юридическое. Но это не означает, что результаты экспертизы при квалификации по п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ должны игнорироваться. Именно результаты экспертизы о характере телесных повреждений и результате смерти в совокупности могут дать ответ на вопросы юриста о том по какой части надо квалифицировать расследуемое деяние. Убийство само по себе жестокое деяние, следовательно для квалификации по п. «д» необходимы довольно серьезные основания , иначе произойдет расширения понятия и почти все варианты убийства будут подходить под этот состав.

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда от 27 января 1999г. говориться , что При квалификации убийства по п."д" ч.2 #M12293 17 9017477 1265885411 7615837 3302756390 77 3302756390 4406 32245312 4146912993 ст.105 УК РФ #S надлежит исходить из того, что понятие особой жестокости связывается как со способом убийства, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным особой жестокости. При этом для признания убийства совершенным с особой жестокостью необходимо установить, что умыслом виновного охватывалось совершение убийства с особой жестокостью.

Без выяснения данных о виде умысла по отношению к особой жестокости нельзя считать обстоятельства убийства установленными с достаточной полнотой. По убеждению некоторых авторов , обязательное выяснение вида умысла виновного по отношению к особой жестокости является единственно возможным и верным критерием для решения вопроса о том , проявлялась ли при убийстве особая жестокость. Доктрина уголовного права исходит из того , что как прямой , так и косвенный умысел включает предвидение , которое служит не чем иным, как осознанием наступления результатов этого явления [10].Субъективное отношение виновного может быть выяснено по показаниям свидетелей , его действиям во время совершения преступления, по характеристике личности и другим доказательствам свидетельствующим об особой жестокости виновного. Один лишь факт множественности ранений не может служить единственным основанием для признания убийства совершенным с особой жестокостью. [11]

Признак особой жестокости в соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999г имеет место, в частности, в случаях, когда перед лишением жизни или в процессе совершения убийства к потерпевшему применялись пытки, истязание или совершалось глумление над жертвой либо когда убийство совершено способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему особых страданий (нанесение большого количества телесных повреждений, использование мучительно действующего яда, сожжение заживо, длительное лишение пищи, воды и т.д.). Особая жестокость может выражаться в совершении убийства в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный сознавал, что своими действиями причиняет им особые страдания.

Граждане Н. и Е. Были осуждены за зверское убийство на почве ссоры гражданина К. Преследуя цель причинить К. Как можно большие страдания и мучения , подсудимые нанесли ему множество ударов в область головы, шеи, туловища. Н. избивал К. стулом , колок лезвиями ножниц, а Е. Наносил ему удары железными ножками табурета, отрезал ему ножницами уши, лезвием безопасной бритвы резал ему кожу на спине. Истязание К. , длилось не менее трех часов. Он стонал, кричал , хватался руками за пол, но Е. сказал: «Пусть подыхает, пусть мучается!» От полученных множественных повреждений К. скончался.

Истязания и пытки должны не только предшествовать убийству, но и быть связаны с ним. Не будет квалифицировано как особо жестокое убийство если субъект преступления в течении долгого времени бил жертву, скажем несколько лет, а в затем убил не применяя каких-либо особо жестоких способов.

Когда убийство совершается в присутствии близких или родственников потерпевшего оно так же должно квалифицироваться по п. «д» ст.105 УК РФ. Пленум Верховного Суда РФ от 27 января 1999г отметил , что должно быть установлено осознание виновным причинения таким лицам особого страдания. Круг родных и близких не ограничивается кругом , очерченным ст. 34 УПК РСФСР , а в каждом конкретном деле надо расследовать являлся ли человек близким потерпевшему и приносила ли ему смерть потерпевшего особые страдания.

П., ранее дважды судимый , систематически злоупотреблял алкоголем, учинял скандалы в доме и избивал свою сожительницу О., от которой у него было два малолетних сына.

О. работала в котельной одной из общеобразовательных школ. Однажды П. пришел на работу к О. ( вместе с ней там находились и сыновья) и стал требовать, чтобы она шла домой.. О . не могла покинуть рабочее место. Тогдда П. избил ее и заявил, что если она не выполнит его требования, он убъет их годовалого сына.

О. взяла на руки сына, но П. выхватил его из ее рук и, схватил за ноги и на глазах у О. ударил головой о бетонный пол. От полученной черепно-мозговой травмы мальчик скончался.

Ростовский суд признал убийство ребенка в присутствии матери совершенным с особой жестокостью.

Существует мнение что безжалостность - убийство нескольких лиц одного за другим является одним из признаков особой жестокости. С этим утверждением можно поспорить , ссылаясь на то, что тогда квалификация по п. «а» ч.2 ст. 105 будет автоматически влечь за собой совокупность с п. «д». Следовательно квалификация по совокупности пунктов «а» и «д» должна наступать только в тех случаях, когда хотя бы одного из потерпевших убивают с особой жестокостью..

Существуют некоторые признаки объективной стороны преступления , которые по своему характеру очень близки к квалифицирующему обстоятельству особая жестокость. К ним относится расчленение трупа, глумление над трупом [12], каннибализм. Некоторые авторы считают, что эти признаки не только близки , но и входят в понятие особой жестокости. Профессор Побегайло пишет , что такие деяния надо квалифицировать поп. «м» ч. 2 ст.105 т.к. использование тканей и органов может быть не только для трансплантации , но и для промышленных, пищевых и иных целей. Практика и Верховный Суд пошли по другому пути. Сами по себе эти обстоятельства не могут расцениваться как свидетельствующие о совершении преступления с особой жестокостью. Содеянное в таких случаях, если не имеется других данных о проявлении особой жестокости во время лишения жизни потерпевшего, следует квалифицировать по соответствующей части ст.105 и по соответствующей части ст. 244 УК РФ , предусматривающей ответственность за надругательство над телами умерших. Хотя возможно введение подобных обстоятельств скоро станет вынужденной мерой так как и в наше время еще встречаются случаи каннибализма или других видов глумления над телами потерпевших. Так в Армавире задержан мужчина по подозрению в каннибализме. «Во время ареста милиция застала его за приготовлением «пищи» - на сковородке жарилось человеческое мясо, рядом на столе лежало вареное. В ванной обнаружили два расчлененных трупа. Армавирский людоед раздавал «мягкие ткани» убитых им людей «в качестве помощи малообеспечаным»» [13]