Смекни!
smekni.com

Концепция Дж.Локка о разделении властей (стр. 3 из 4)

Ш.Монтескье считает также, что законы, допускающие гибель человека на основании показаний одного свидетеля, пагубны для свободы; что разум требует двух свидетелей, чтобы третье лицо, помимо обвиняемого и утверждающего обвинение, решило проблему.

Свобода человека заключается главным образом в том, чтобы его не принуждали совершать действия, которые закон ему не предписывает. Начала государственного права требуют, чтобы всякий человек подчинялся уголовному и гражданскому праву той страны, в которой он находится. Эти начала были жестоко нарушены испанцами в Перу: инку Атауальпа можно было судить лишь на основании международного права, а они судили его на основании государственного и гражданского права. Но верхом их безрассудства было то, что они осудили его на основании государственных и гражданских законов своей страны.

Таким образом, политическая свобода в отношении государственного устройства и политическая свобода в отношении гражданина – это разные понятия, и каждая из них заключена в чем-то своем. А именно: политическая свобода государства зависит от разделения власти на три ветви и их взаимного сдерживания друг друга, а политическая свобода гражданина зависит от тех законов, которые действуют в государстве, а также от его политической безопасности.

Государство свободно, когда в нем одна власть сдерживает другую, а гражданин свободен, когда он защищен законом.

3. О законах в их отношении к свойствам климата, а также о религии

Четырнадцатая книга повествует нам о законах в их отношении к свойствам климата.

По мнению Ш.Монтескье, характер ума и страсти сердца чрезвычайно различны в различных климатах, поэтому и законы должны соответствовать и различию этих страстей, и различию этих характеров. Он считает, что в холодных странах люди крепче, это зависит от их физиологических особенностей организма. Поэтому в северных странах люди более жесткие и более способны управлять собой. Именно из-за этого в южных странах более развито рабство. Для народов, живущих в жарком климате, оно не кажется таким наказанием, как показалось бы северным.

Политическое рабство зависит от природы климата. Чрезмерная жара подрывает силы и бодрость людей, а холодный климат придает уму и телу известную силу, которая делает людей способными к действиям продолжительным, трудным, великим и отважным. Это различие можно наблюдать не только при сравнении одного народа с другим, но и при сравнении различных областей одной и той же страны: народы Северного Китая мужественнее, чем народы Южного Китая; народы Южной Кореи уступают в этом отношении народам Северной Кореи. Не следует удивляться, что малодушие народов жаркого климата почти всегда приводило их к рабству, тогда как мужество народов холодного климата сохраняло за ними свободу. Нужно добавить, что островитяне более склонны к свободе, чем жители континента. Острова бывают обычно небольших размеров, и там труднее употреблять одну часть населения для угнетения другой. От больших империй они отделены морем, которое преграждает путь завоевателям и мешает оказать поддержку тираническому правлению, поэтому островитянам легче сохранить свои законы.

Здесь можно привести в пример Великобританию, которая из своих многочисленных войн зачастую выходила победителем. Причем даже сейчас она имеет колонии, то есть завоеванные тем или иным способом ею государства.

Также самим Ш.Монтескье приводится в пример Америка; деспотические государства Мексики и Перу лежат близ экватора, а все свободные племена жили и теперь еще живут ближе к полюсам.

Таким образом, на зависимость той или иной страны от другой и на характер законов влияют во многом климатические условия и географическое положение государства.

Ш.Монтескье в своем произведении не забывает и о религии. Он считает, что вообще, религия зависит от образа правления; «что умеренный образ правления более соответствует христианской религии, а деспотический – магометанской»[1].

«Христианской религии чужд чистый деспотизм; благодаря столь настойчиво предписываемой евангелием кротости она противится неукротимому гневу, побуждающему государя к самоуправству и жестокости. Между тем как магометанские государи беспрестанно сеют вокруг себя смерть и сами погибают насильственной смертью, у христиан религия делает государей менее боязливыми, а следовательно, и менее жестокими. Государь полагается на своих подданных, а подданные - на своего государя»[1].

Если сравнить один только характер христианской и магометанской религии, следует безоговорочно принять первую и отвергнуть вторую, потому что гораздо очевиднее, что религия должна смягчать нравы людей, чем то, какая из них является истинной.

Далее Ш.Монтескье говорит о том, что католическая религия более согласуется с монархическим образом правления, а протестантская – с республиканским.

Таким образом, на законы страны также сильнейшее влияние оказывает и религия. Даже в современных государствах мы можем видеть, что во многих деспотических странах господствует магометанская религия, а во многих республиканских – христианская.

4. О торговле

Стоит сказать несколько слов и торговле. Ш.Монтескье уделил ей целых 2 книги своего труда, а значит считал ее важным моментом в процессе управления. Торговля, по его мнению, связана с государственным строем. Главная цель торговли при правлении одного – это доставить торгующему народу все, что может служить его тщеславию, наслаждениям и прихотям. При правлении многих, по словам Ш.Монтескье, она обычно основана на экономии.

Большое влияние на законы оказывает торговля, потому что она исцеляет людей от тягостных предрассудков. Можно считать почти общим правилом, что везде, где нравы кротки, там есть и торговля, и везде, где есть торговля, там и нравы кротки. Благодаря торговле все народы узнали нравы других народов и смогли сравнить их. Это привело к благотворным последствиям. Но дух торговли, соединяя народы, не соединяет частных лиц. В странах, где людей воодушевляет только дух торговли, все их дела и даже моральные добродетели становятся предметом торга. Вместе с тем дух торговли порождает в людях чувство строгой справедливости: это чувство противоположно, с одной стороны, стремлению к грабежам, а с другой — тем моральным добродетелям, которые побуждают нас не только преследовать неуклонно собственные выгоды, но и поступаться ими ради других людей. Можно сказать, что законы торговли совершенствуют нравы по той же причине, по которой они их губят. Торговля развращает чистые нравы — об этом говорил еще Платон[3]. Одновременно она шлифует и смягчает варварские нравы, ибо совершенное отсутствие торговли приводит к грабежам. Некоторые народы жертвуют торговыми интересами ради политических. Англия всегда жертвовала политическими интересами ради интересов своей торговли. Этот народ лучше всех других народов мира сумел воспользоваться тремя элементами, имеющими великое значение: религией, торговлей и свободой. Московия хотела бы отказаться от своего деспотизма — и не может. Торговля, чтобы сделаться прочной, требует вексельных операций, но вексельные операции находятся в противоречии со всеми законами этой страны. Подданные империи, подобно рабам, не имеют права без специального разрешения ни выехать за границу, ни переслать туда свое имущество — следовательно, вексельный курс, дающий возможность переводить деньги из одной страны в другую, противоречит законам Московии, а торговля по природе своей противоречит таким ограничениям[3].

Здесь можно привести в пример Спарту, которая была по природе своей государством с военно-демократическим режимом.

«Военно-демократический режим Спарты основывался на госу­дарственном, а не частном рабовладении, землевладении и даже потреблении. Спартанцам предоставлялась земля в наследственное пользование без права ее продажи. Практиковались совместные тра­пезы переведенных на казарменный режим граждан. Каждый спар­танец должен был быть воином, поэтому была создана очень жест­кая коллективная система воспитания молодежи. Торгово-ремесленные занятия не поощрялись»[3].

Во многом из-за неразвитых торговых отношений и нравы Спарты были жестокими и противоречили морали и нравственности.

Также во всех развитых странах Средневековья развивалась и активно процветала торговля. За счет нее они и становились развитыми. Италия, Англия, Франция – именно эти страны являются родоначальницами первого направления экономической мысли: меркантилизма (направление экономической мысли, которое предполагает активный торговый баланс – экспорт должен превышать импорт, накопление денег в казне, покровительство отечественной промышленности). А эти страны как раз и являются классическими примерами республик уже в то время.

Например, один из представителей меркантилизма Т. Мэн считал, что «богатство страны - это совокупность мате­риальных благ, состоящих из естественных ресурсов и продуктов труда. Богатство обязательно выражено в денежной форме. Т. Мэн считал вредной жесткую регламентацию денежного обращения, вы­ступал за свободный вывоз монет, без которого невозможно нор­мальное развитие внешней торговли.

Следует отметить, что программа меркантилистов в Англии была наиболее эффектив­ной. Ее реализация способствовала в XVII веке созданию условий для превращения Англии в первую промышленную державу мира»[3].

Таким образом, Ш.Монтескье, считая торговлю одним из важных моментов в процессе управления, оказался прав. Ведь во многом от богатства страны зависит и добропорядочность граждан.

5. Концепция Дж.Локка о разделении властей

Не отрицая решающей роли Ш.Монтескье в обосновании классического варианта учения о разделении властей, необходимо, однако, отметить, что идеи, выдвинутые Монтескье, не были «раскрытием ранее неведомой тайны». Связанные с современной ему действительностью, они были основаны на всем предшествовавшем развитии политической мысли.(учение Дж.Локка о разделении властей).