Должностные лица подлежат ответственности за несоблюдение требований экологического законодательства, обеспечение и выполнение которых входит в их служебные обязанности.
В административном закон одательстве нет определения должностного лица. Наука и практика относят к ним тех государств енных служащих, которые облад ают государственно-властными полномочиями, полномочиями организационно-распорядительного административно-хозяйственного характера по руководству административно-политическим, хозяйственным, социально-культурным строительством.
По д ействующему законодательству к должностным лиц могут быть применены лишь два вида административных взысканий - предупреждение и штр аф. Поскольку противоправное поведение должностных лиц в силу выполняемых ими функций может причинить больший вред, нежели адми нистративные правонарушения других лиц, то зако ном об охране окружающей природной среды устанавливается в отношении должностных лиц повышен ная административная ответственность в виде штрафа от трехкратного до двадцатикратного размера минималь ной заработной платы, установленной в РФ. Кодексом об административных правонарушениях РСФСР (ст. 27) штраф отнесен к основным видам наказаний. Им предусмотрено, что штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонару шения. В исключительных случаях в связи с невыполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необ ходимостью ус иления ответстве нности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере.
Следует констатировать, что, существующие штрафные санкции, установленные административным законодательством, не могут способствовать восстановлению нарушенного экологического баланса. Нарушения экологического законодательства должны влечь применение мер наказания, адекватных их опасности, а также вреду, причиняемому окружающей природной среде и обществу. Очевидно, что одного только ужесточения санкций недостаточно для того, чтобы значительно улучшить экологическую ситуацию. Важная роль в этом принадлежит экологическому информированию и образованию, т.к. мероприятия, которые применяются для улучшения экологической ситуации, не будут эффективными без активной поддержки населения.
Белгородская областная Дума приняла постановление, по которому в школах области было не рекомендовано изучать историю по учебнику А. А. Кредера «Новейшая история зарубежных стран 1914-1917 гг.» для 9-го класса, рекомендованному школам для использования министерством образования РФ. Не противоречит ли это Конституции РФ и закону РФ «Об образовании». Если да, то кто и с использованием конкретно организационно-правовых средств может восстановить нарушенную законность?
Существует две точки зрения по этому вопросу:
1. Областная Дума действовала в пределах своих полномочий, тем более, что Департамент образования является ее структурным подразделением. Но неизвестно, что предложила Дума взамен учебника А.А.Кредера. Если замена есть в Федеральном перечне учебников рекомендованных т.е. (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе, то будет трудно бороться против этого решения. Однако, если частное лицо считает, что запрет на учебник вредит учебному процессу, то возможно лично или от имени школы, иного образовательного учреждения обратиться в суд. Необходимо оспорить в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений решение органа государственной власти (Облдумы) см. гл.25 ГПК РФ.
2. Данное Постановление не соответствует Конституции Российской Федерации и Закону Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ.
Согласно ст. 13 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Учебник, о котором идет речь в Постановлении Белгородской областной Думы, обеспечивает освоение одной из образовательных программ основного общего образования. В соответствии с п. 4 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники при исполнении профессиональных обязанностей имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников. Согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Постановление Белгородской областной Думы нарушает права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, и является вмешательством в деятельность образовательных учреждений, что недопустимо в условиях становления демократического правового государства в России.Восстановить нарушенную законность могут органы управления образованием субъектов Российской Федерации, издав соответствующий приказ.
Итак, одной из важнейших предпосылок обеспечения безопасности Российской Федерации является законодательное урегулирование связанных с этим вопросов. Место и роль права в решении проблем ее обеспечения определяется, прежде всего специально-юридическими функциями права, прежде регулятивными и охранительными. Необходимость детального урегулирования всех аспектов обеспечения безопасности государства определяется рядом важнейших обстоятельств. Во-первых, речь идет о безопасности государства как такового, защищенности основ его конституционного строя, в том числе территориальной целостности и неприкосновенности. Во-вторых, обеспечение безопасности государства, в том числе конституционной, - это одна из наиболее закрытых сфер деятельности органов государственной власти, призванных выполнять эти задачи, и в этом случае возможности для проявления субъективизма наиболее широкие. В-третьих, конечным результатом обеспечения конституционной безопасности государства является обеспечение безопасности его граждан, их прав и свобод, законных интересов.
В связи с этим логичным представляется, что правовые формы обеспечения конституционной безопасности государства, система органов государственной власти, призванных выполнять эти задачи, устанавливаются прежде всего Конституцией Российской Федерации. В самом общем виде правовую основу конституционной безопасности Российской Федерации можно представить в следующем виде:
1) Конституция Российской Федерации и конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;
2) Закон Российской Федерации "О безопасности", законы Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации;
3) иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере конституционной безопасности и соответствующие нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;
4) международные договоры и соглашения, участником которых является Российская Федерация.
В Конституции Российской Федерации содержится ряд норм, направленных на обеспечение ее конституционной безопасности. В частности, ст. 13 запрещает "создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в Российской Федерации может вводиться в соответствии с федеральным законом правовой режим чрезвычайного положения и предусматриваться отдельные ограничения прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия (ст. 56). Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждан и в других случаях, предусмотренных федеральным законом, необходимых для защиты основ конституционного строя (ст. 55).
Одновременно ст. ст. 71 - 72 Конституции Российской Федерации разграничивает предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области обеспечения безопасности государства. Согласно п. "м" ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся вопросы обороны и обеспечения ее безопасности. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. п. "а", "б" ст. 72) находятся вопросы "обеспечения соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности". То есть фактически в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - важнейшие составляющие конституционной безопасности государства.