Метафизика государства Канта в основном повторяет тезисы «просвещенного абсолютизма» Вольтера. Государством должен управлять «просвещенный монарх», примерно похожий на прусского Фридриха 11, и опирающийся на назначаемых «философов» (технократов), но не на депутатов, избираемых народом. Кант считает, что именно «философы», а не депутаты якобинского типа смогут лучше всего представлять интересы и выражать волю народа перед государственной властью. Он допускает только пассивное несогласие, но не активное сопротивление народа «законодательствующему главе государства».
Кант требует примата морали над политикой как условия гражданского мира и правопорядка. Он выводит следующие максимы аморальной политики: это захват чужих территорий с последующим поиском оправданий для этого; это отрицание своей вины в своих преступлениях; это правило «разделяй и властвуй».
По его мнению, такой аморальной политике необходимо противопоставить гласность и публичность политических акций, что позволит оценивать их с позиций нравственности и справедливости. Для Канта справедливость — это притязание, не предусмотренное законом и не обеспеченное государственным принуждением, но позволяющее оценивать поведение индивидов и их групп на основе моральных норм.
Кант требует примата морали над правом, считая мораль не теорией, а практикой или совокупностью норм, безусловно влияющих на человеческое поведение. Для него право является первой ступенью и минимальным уровнем нравственности.
Морализм Канта становится основой его пацифизма в понимании внешней политики государства. Он создает проект «вечного мира», как оптимальную модель международных отношений. В его проект входят следующие элементы:
1) ликвидация взаимных территориальных притязаний как основной причины войн;
2) запрет приобретения одного государства другим методом купли, обмена, дарения или наследования;
3) ликвидация постоянных армий как основы милитаризации государственной политики;
4) запрет использования государственных займов в качестве основы финансирования военных приготовлений и ведения войн;
5) запрет насильственного вмешательства во внутреннее устройство и правление других государств;
6) в ходе войн запрет таких враждебных действий, которые сделают невозможным взаимное доверие после заключения мира (засылка тайных убийц, подстрекательство внутренней измены, нарушение условий капитуляции).
Политико-правовая концепция И. Канта стала одним из наиболее глубоких и детально разработанных исследований либерального правового государства, основанного на принципах верховенства морали и права в политике, примате прав человека над государственной необходимостью, идеале внутреннего и внешнего мира, правопорядка, терпимости и законности.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Цицерон, Демокрит, Аристотель, Платон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Немецкую теорию правового государства философски обосновали И. Кант и затем Г. Гегель.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.
Правовое государство – часть правового общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. А ведь, по существу, правовое государство и есть механизм разрешения социальных противоречий.
По мнению И.Канта. Центральное место в теории правового государства занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Строго говоря, у Канта речь идёт не о правовом государстве, а о правовом обществе, ведь государство он понимал в античном духе: «Государство – это объединение множества людей, подчинённых правовым законам…, т.е. государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с читыми принципами прав, причем идея эта служит путеводной нитьюдля любого действительного объединения в общность" [1], т.е. государство для общего блага, где действует принцип, согласно которому законодательство может решить относительно народа то, чего народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану позитивных законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан.
Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию Кант, так же как и Локк связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.
Кант четко отделяет государство от совокупности его государственного аппарата, посредством которого осуществляется процесс управления. При этом, следуя Монтескье, он выделяет три основные власти: законодательную, исполнительную и судебную. З аконодательная (коллективная воля народа), исполнительная (у правителя, подчиненного законодательной власти), судебная (назначается исполнительной властью). Можно предположить, что Кант настаивал на разделении властей из-за того, чтобы исключить деспотизм. Деспотизм появляется там, где не обеспечена достаточная независимость одной власти от двух других. Противоположность деспотизма - республика. Если в условиях конституционной монархии осуществлен принцип разделения властей, то это, республика, говорит Кант. Монархия (автократия), это наиболее простая, и поэтому удобная форма правления, но она открывает, широки возможности для возникновения деспотизма, но от него не гарантирована и демократия. Форме правления Кант вообще не придает особого значения. Главное, чтобы страной правили не люди, а законы, и каждая из трех властей не преступала бы своих полномочий, но все же он выделяет такие формы государственного правления как: автократия (абсолютизм), аристократия и демократия. Существует республиканская и деспотическая формы правления. В республике исполнительная власть отделена от законодательной, в деспотии они находятся в одних руках. Кант признает, (как уже говорилось) что монархическая форма власти может быть республиканской, если законодательная и исполнительная власть раздельные, а демократия может превратиться в деспотизм и даже совмещаться с ним. Кант был сторонником конституционной монархии. "Всякая власть происходит от бога", т.к. боялся, что его воспримут радикально. Кант выступил, простив революции, т.к. она приводит к анархии и преступлениям. Смену политико-юридических учреждений необходимо проводить с помощью реформ. Ни законодатель, ни правитель не могут творить суд, они лишь назначают судей.
Кант - решительный противник тирании. Он лишь опасается, что применение насилия в борьбе с ней расшатает правосознание и приведет к еще худшей тирании. Деспот должен быть низложен, но только легальными средствами. Народ "имеет свои неотъемлемые права по отношению к главе государства, хотя они не могут быть принудительными правами" [2]. "Гражданин государства, и притом с позволения самого государя, должен иметь право, открыто высказывать свое мнение о том, какие из распоряжений государя кажутся ему несправедливыми по отношению к обществу…Свобода печатного слова есть единственный палладиум прав народа" [3]. Наказывать главу государства нельзя, "можно лишь уйти из-под его власти". Только во взаимном согласии и соблюдении субординации могут обеспечить процветание государства.
Тоже самое касается и революции по Канту, она является внеправовым актом. В рамках права, возможно, лишь пассивное сопротивление власти. Но вне права революция возможна - низложение тирана есть акт справедливости.
Признаками правового государства, согласно Канту, являются:
1) Отделенность церкви от государства и свобода совести.
Т.е. государство должно существовать отдельно от церкви, и не должно вмешиваться ее дела, другими словами государство не имеет права устанавливать свои законы внутри церкви, оно только имеет негативное право препятствовать влиянию публичных наставников на зримую политическую власть.
2) Правовая не отчуждаемость личности.
"Не один человек в государстве, - говорит Кант, - не может быть совсем без названия, ведь у него есть по крайней мере звание гражданина" [4]. Если это объяснить, то получиться, что никто не может обязать себя к рабству.