Метафизика государства и права Иммануила Канта
Иммануил Кант (1724-1804) родился в семье седельщика в Кенигсберге. Его отец был достаточно богат, чтобы оплатить обучение сына на богословском факультете Кенигсбергского университета, в котором он остается работать до конца жизни. В творческой биографии Канта можно условно выделить «естественнонаучный» период до 1755 г., когда он уделял больше внимания естественным наукам, и «философский» период после 1755 г., он получил должность приват-доцента философии, в 1771 г. — должность профессора логики и метафизики, и когда его внимание начали привлекать проблемы гносеологии, онтологии, этики и права.
Во второй период Кант публикует такие значительные работы, как «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), «Основы метафизики нравов» (1785), «Критика практического разума» (1788) и «К вечному миру» (1795).
Философ понимает сущность человека в ее онтологической двойственности, с одной стороны, как феномена в мире явлений физической природы, а, с другой, как ноумена в обществе, управляемом законами разума и нравственности. Эта двойственность рождает основную проблему этики как обеспечить связь природной свободы человека и его подчинение общественным нормативам поведения.
В отличие от мыслителей Просвещения ХИП века Кант считает, что разум человека может развиваться не на индивидуальном, а на родовом уровне, т. е. только в условиях его жизнедеятельности в обществе в историческом измерении, в цепи сменяющих друг друга поколений. Сущность развития разума он видит в развитии культуры как свободы, т. е. в преодолении зависимости человека от природных условий его существования, от животного, инстинктивного уровня бытия.
Кант видит задачу этики в обеспечении такого развития культуры через подчинение, стремление к исполнению морального долга, через обеспечение независимости разума, воли и добродетелей человека от его стремления к чувственным удовольствиям.
По мнению Канта, это способны сделать два вида разумно-нравственных законов — гипотетические и категорические императивы. Если поведение индивида как автономной единицы определяется максимами как «субьективными принципами воления», то его поведение как гражданина определяется императивами как правилами, основанными на долженствовании, т. е. на объективно необходимом принуждении к поступку. Если гипотетические императивы действуют при наличии определенных условий, то категорические действуют при любых условиях и определяют свою' цель в самом правиле.
Сущность категорического императива Канта вытекает из «золотого. правила христианской этики» — «не делай' другому того, чего не хочешь, что бы делали тебе» и распространяется на всю сферу общественных отношений «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».
Кант считает первым долгом человека заботу о своей жизни и здоровье и таким образом провозглашает человека как высшую и абсолютную ценность общественного бытия, который не может быть средством, а исключительно целью общественного развития и государственной политики. В- то же время это распространяется только на граждан, т. е. на морально полноценных индивидов, которые способны осознать свою ответственность перед обществом, и, следовательно, способны достичь нравственного совершенства через стремление свободной и бессмертной души к идеалу— божественному и мирскому миропорядку.
Именно в таком движении человечества от природного и естественного к человеческому и моральному состоянию Кант видит смысл мировой истории.
Философ выражает в метафизических категориях сущность концепций Просвещения XVIII века — их стремление освободить индивида от государственной опеки, сословного регламента и власти традиций.
При этом главной проблемой становилось обеспечение соответствия личных и общественных интересов, что позволяло избежать крайностей государственного произвола и индивидуального своеволия. Кант считает, что необходимой «золотой середины» можно достичь на основании «практического разума» индивида, т. е. его способности к внешним свободы действиям на основе внутренне осознанных моральных норм.
«Практический разум» взаимоотношений конкретных индивидов о противопоставляет абстрактному «теоретическому» разуму просветителей,' который не подтверждался данными эмпирической реальности.
Кант отличает моральную норму как внутренне априорное (т. е. доопытное) побуждение от поступка как средства достижения цели индивида, которая определена его разумом и волей, при условии их свободы внешних влияний. Разум становится, с одной стороны, основой постоянства воли, независимого от хаоса внешней эмпирической действительности, а, с другой стороны, источником добродетелей правдивости, искренности и добросовестности.
Кант формулирует основы буржуазной этики, направленной на формирование типа личности, способной к напряженному производительному труду и в то же время готовой отстаивать свою автономность на основе чувства собственного достоинства, избегая пороков лжи и раболепия'
Моральными обязанностями человека по отношению к окружающим являются уважение и любовь, оказание им благодеяний без поиска личной выгоды.
Другие мотивы действий — стремление к выгоде, страх наказания, честолюбие, властолюбие и корыстолюбие — Кант считает основой эгоистических побуждений индивидов и причиной общественных конфликтов. Подобные антиобщественные действия требуют дополнить мораль правом.
Философ различает поступки, соответствующие закону, — или легальные, и поступки, соответствующие мотиву долга, — или моральные. Соответственно, он различает сферу действия морали как определение внутренних побуждений, и сферу действия права как регулирование внешнего поведения индивидов.
Кант определяет право как совокупность условий, обеспечивающих совмещение произвольных поступков одного индивида со свободой других. Право является условием свободы внешнего поведения индивидов, гарантируя их подчинение законам и их формально-правовое равенство, основанное на равенстве взаимных обязанностей.
Кант не противопоставляет, а разграничивает мораль и право, отличая последнее как совокупность норм поведения, подкрепленных государственным принуждением.
Кант считает, что государство возникает как объединение людей на основе общественного договора, т. е. на основе нравственного долга и уважения к естественному праву.
Философ отличает естественное право, основанное на самоочевидных априорных принципах мироустройства, от положительного права, основанного на воле законодателя.
Естественное право, в свою очередь, делится на частное право, в котором человек является объектом, и на публичное право, в котором человек является субъектом. Если частное право регулирует отношения людей как экономических субъектов, обладающих собственностью, то публичное право регулирует их отношения как граждан, т. е. политических субъектов.
Именно в публичном праве проявляется народный суверенитет как право народа участвовать в определении формы государства и в установлении правопорядка. Народный суверенитет реализуется в принятии конституции государства, выражающей волю народа.
Кант считает, что в естественном состоянии нет объективного права и все отношения людей регулируются на основе их врожденных моральных качеств, т. е. способности нравственного выбора. Общественный договор ведет к возникновению субъективного естественного права на собственность, т. е. к возникновению совокупности субъективных полномочий— частного права, не обеспеченного государственными законами. На следующем этапе утверждаются государственные публичные законы, с помощью которых частное право приобретает юридически гарантированный характер.
Государство Канта — это первичный носитель принуждения, подчиненного правовым принципам конституции. Таким образом, Кант формулирует принцип верховенства права в устройстве и функционировании государства как основной принцип правового государства.
Раннебуржуазный либерализм Канта проявился в его ограниченном понимании функций государства, как гаранта равенства политических и юридических, но не экономических прав граждан. Государство Канта не должно вмешиваться в экономику и не должно гарантировать гражданам какие-либо социальные права, какой-либо минимум материальных средств существования. В то же время оно должно обеспечить равноправие всех,' граждан перед законом и предотвратить появление привилегий, основанных на неравном распределении собственности. В противном случае возникает отчуждение граждан от государства, и оно превращается в неправовое.
Гарантом против такого нежелательного развития событий является разделение властей на три взаимодействующие и субординированные ветви— законодательную, исполнительную и судебную.
Кант считает, что важнее не форма государства, а способ осуществления государственной власти. На основании своих либеральных убеждений он формулирует основы республиканского идеала. Государственное устройство должно соответствовать принципу равенства и свободы граждан, как членов общества, и их зависимости, как подданных, от единых общих законов.
Философ различает формы правления по числу законодательствующих лиц на автократию (абсолютизм), аристократию и демократию. При этом он отличает республику от деспотии не по выборности государственной власти, а в зависимости от разделения законодательной и исполни-: тельной власти.
В то же время кровопролития Английской буржуазной революции Х VII века и Великой Французской революции Х VIII века заставили Канта занять более умеренную позицию в отношении методов осуществления государственной власти. Оптимальной формой государства он считает конституционную монархию, в которой власть государя легитимируется ее божественным происхождением, а его права не кореллируются с его обязанностями. Кант однозначно предпочитает постепенные реформы сверху при соблюдении всех правовых норм радикальной революции и анархии.,