В развитие затронутой темы хочется заметить, что неопределенность в вопросах правопреемства при реорганизации может возникнуть лишь в случаях разделения и выделения. При других формах (слиянии, присоединении и преобразовании) определить правопреемника по тем или иным обязательствам реорганизованного юридического лица не составляет труда - правопреемником в этих случаях в отношении всех прав и обязанностей прекращающих существование юридических лиц всегда является одно юридическое лицо. При разделении и выделении правопреемник может быть неочевиден. Объясняется это тем, что к вновь образованным юридическим лицам переходят лишь отдельные имущественные права и обязанности реорганизованных юридических лиц. Так, при разделении все права и обязанности прекращающего существование юридического лица в определенных пропорциях распределяются среди нескольких вновь образованных юридических лиц. В случае же выделения к правопреемнику переходит только часть имущественных прав и обязанностей реорганизованного юридического лица. Именно поэтому применительно к реорганизации в формах разделения и выделения законодательство устанавливает дополнительные гарантии для кредиторов. В частности, в п. 3 ст. 60 ГК РФ предусматривается, что если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
2.2 Гарантии прав кредиторов и акционеров
С вопросом о правопреемстве тесно связан еще один - о защите прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. При обычном переводе долга на другое лицо должник должен получить согласие кредитора, в противном случае договор о переводе долга недействителен. Перевод долгов в результате реорганизации не требует согласия всех кредиторов реорганизуемого юридического лица. На этот случай ГК РФ предусматривает специальные гарантии. Согласно ст. 60 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации, обязаны направить письменное уведомление всем кредиторам реорганизуемого юридического лица. В свою очередь кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства. По смыслу ст. 60 ГК РФ речь здесь идет о праве кредитора в одностороннем порядке расторгнуть договор или изменить его условия о сроке исполнения обязательства. Согласие или несогласие должника в данном случае не имеет значения, требование кредитора должно быть удовлетворено. Проблема возникает, когда уведомление о предстоящей реорганизации не посылается вообще либо доходит уже после реорганизации. Ни ГК РФ, ни судебная практика не дают однозначного решения, может ли кредитор в одностороннем порядке изменить или расторгнуть договор, если реорганизация уже состоялась. С одной стороны, из буквального прочтения ГК РФ "кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо", следует, что одностороннее изменение или расторжение договора возможно только до реорганизации (если, конечно, законодательство об отдельных видах договора или сам он не предусматривает возможность сделать это в любое время). С другой стороны, необходимо учитывать цель этой нормы - защита интересов кредитора. В любом случае он вправе прибегнуть к судебному порядку изменения и расторжения договоров (ст. 450 -453 ГК), а также потребовать возмещения убытков, причиненных несвоевременным уведомлением.
2.3 Уплата налогов при реорганизации
Погашение налоговой задолженности реорганизованного юридического лица его правопреемниками в действующем налоговом законодательстве не регулируется. В финансовом праве реорганизованное юридическое лицо и его правопреемник рассматриваются как самостоятельные налогоплательщики. Специфика проблемы состоит в том, что обязанность по уплате налога - это персональная обязанность налогоплательщика, и переложение ее на других лиц не допускается. Высший арбитражный суд РФ высказал позицию по данному вопросу в письме от 28.08.95 г. N С1-7/ОП-506. Суть ее сводится к тому, что суммы недоплаченных налогов рассматриваются как задолженность перед одним из кредиторов - государством, и, следовательно, они могут быть взысканы с организации-правопреемника. Причем для погашения недоимки не имеет значения, была ли она выявлена до реорганизации или после. Если недоимка обнаружена до реорганизации, эти суммы должны быть включены в передаточный акт или разделительный баланс. Что касается взыскания сумм финансовых санкций, то здесь, напротив, важно, когда выявлены нарушения налогового законодательства. Согласно ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации "налогоплательщик должен сообщить налоговому органу о предстоящей реорганизации в десятидневный срок со дня принятия решения.
Если налоговый орган, несмотря на такое сообщение, до окончания реорганизации не выявил нарушений законодательства, к вновь созданным юридическим лицам впоследствии не может применяться ответственность за нарушения, допущенные реорганизованным юридическим лицом. Если же финансовые санкции наложены до реорганизации, соответствующие суммы должны быть уплачены организацией- правопреемником наряду с недоимкой. При всех формах реорганизации (кроме выделения) налоговые органы принимают решения о документальной проверке. Указанное исключение вызвано тем, что при выделении реорганизуемое общество не ликвидируется, а продолжает существовать, и, следовательно, государство может потребовать исполнения обязательств перед бюджетом непосредственно у должника, а не у его правопреемника. При реорганизации в форме выделения реорганизуемое общество также не должно сниматься с учета в налоговых органах, однако в этом случае необходимо внести соответствующие изменения в карту постановки на учет налогоплательщика. Государство заинтересовано в том, чтобы проверить полноту уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты до момента снятия с учета налогоплательщика. Процедура снятия с учета считается завершенной после выдачи информационного письма о снятии с учета. Получение такого информационного письма чрезвычайно важно. Налогоплательщик обязан встать на учет в налоговых органах. При постановке реорганизованного общества на учет в налоговых органах помимо разделительного баланса или передаточного акта (в зависимости от формы реорганизации) общество должно представить и упомянутое информационное письмо. При отсутствии последнего постановка на учет делается с письменным уведомлением о необходимости завершения процедуры снятия с учета и с соответствующей отметкой65. Важность постановки на учет в налоговых органах не подвергается сомнению, так банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета только при предъявлении налогоплательщиком документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе.
Налоговые органы также обособляют выделение среди прочих форм реорганизации, так как только в этом случае реорганизуемое общество не ликвидируется, а следовательно, права и обязанности реорганизуемого общества распределяются между прежним и новым обществом, появляющимся в результате выделения. При прочих формах реорганизации права и обязанности реорганизуемой организации переходят к реорганизованной (реорганизованным) организации (организациям) в полном объеме. Государство не ограничилось предоставлением налоговым органам исключительно контрольных функций, у них есть и право наложить санкции за нарушения. Так, налоговые органы могут предъявлять иски о признании регистрации предприятия недействительной (в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия) и о взыскании доходов, полученных этим предприятием. Государственный механизм контроля за реорганизацией предприятий построен таким образом, чтобы минимизировать риск ухода налогоплательщиков от уплаты налогов. Это проявляется в формальностях, соблюдение которых необходимо при регистрации общества.
Налоговые органы вправе применить бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц в течение шести лет с момента образования такой недоимки. Здесь необходимо учитывать позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, которая сводится к следующему. Если обязательства перед бюджетом по уплате недоимок и финансовых санкций возникли на момент реорганизации, то эти обязательства переходят к реорганизованному юридическому лицу в порядке правопреемства. Если же в ходе налоговой проверки реорганизуемого общества недоимки не были выявлены, то впоследствии с реорганизованного общества может быть взыскана только задолженность перед государством; ответственность за нарушения налогового законодательства, допущенные реорганизованным юридическим лицом и выявленные после образования нового юридического лица, не может применяться к вновь созданному юридическому лицу. По аналогии можно предположить, что реорганизованное общество вправе требовать возмещения сумм, излишне внесенных реорганизованным обществом в бюджет.