Смекни!
smekni.com

Понятие, принципы и функции права (стр. 1 из 5)

МВД России

Дальневосточный юридический институт

Владивостокский филиал

Кафедра государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории государства и права

Вариант №4

Тема: «Понятие, принципы и функции права»

Выполнил: слушатель

1-го курса (набор 2011 ЗФО)

Тишкевич И.А.

(г. Большой Камень,

ул. Прим. Комсомола, 1-27,

т. 89532164584)

№ зачетной книжки 6124

Преподаватель: Кулажников В.В.

ВЛАДИВОСТОК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . 3

1. Понятие права, его сущность и признаки. . . . . 5

1.1. Основные признаки права и определение его понятия. . . 5

1.2. Сущность права. . . . . . . . . 15

2. Ценностно-функциональные основы права. . . . . 18

2.1. Принципы права. . . . . . . . 18

2.2. Функции права. . . . . . . . 21

Заключение. . . . . . . . . . 23

Список использованной литературы. . . . . . 26


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Понятие, принципы и функции права», рассматриваемой в данной курсовой работе, заключается в том, что право – это грандиозный, неисчерпаемый для познания общественный феномен. Прав был Кант, когда утверждал, что юристы все еще ищут определение права. Обусловленная теоретическими и практическими потребностями юридическая мысль обречена на постоянный поиск раскрытия «тайны» права, приведения его к общезначимому пониманию, что, как и достижение истины, не реально, но что не может остановить познавательно-мыслительный процесс. Право слишком значимо для человечества и для каждого индивида, поэтому на протяжении многих столетий привлекает к себе самое пристальное внимание.

Становиться ясным, что процесс правопонимания не может быть сведен к общему знаменателю. Простор для научного поиска остается здесь по-прежнему безграничным. В этом плане прав Ж.Л. Бержель, отмечая, что в поисках точного определения права можно опираться только на разнообразные тезисы, выдвигавшие в разное время, использовать их в качестве самого общего основания для продолжения познания права. Он пишет: «Сложность вопроса проистекает из неоднородности устройства правовых систем в разные эпохи и в разных странах, а также из нашей неуверенности в определении границ собственного права и правил другой природы, действующих в обществе»[1].

Сложность правопонимания, невозможность выработки универсального определения права заключается в том, что объективное право как отражение сущностных реалий общественной жизни есть явление многомерное, многовариантное, синтетическое. Сказанное означает, что понимание права в решающей степени связано с волей, сознанием, мышлением, мировоззрением исследователей этого феномена. Правопонимание в значительной степени производно от содержания правового мышления и правосознания исследователя, который прямо или косвенно преломляет в своем видении права определенные собственные цели, интересы, устремления, намерения, по своему оценивает закономерности общественного развития, включая его правовые аспекты. В процесс правопонимания того или иного мыслителя вкладывается свое особое представление о социальной справедливости, духовно-нравственных, идеологических ценностях, теориях, концепциях, воззрениях на правовые явления.

Поиски правопонимания насчитывают столетия, выработано множество правовых теорий, в которых лучшие умы человечества стремились показать свои суждения относительно феномена права, его сущности и социального назначения.

В обосновании актуальности темы следует обратить внимание на ценность права, которая состоит в том, что с помощью его компонентов (законов, юридических норм) возможно более оперативным, эффективным и надежным образом разрешить многие жизненные проблемы, то есть поступить целесообразно, практически надежно.

Стоит отметить, что свой весомый вклад в понимание права как нормативного регулятора наиболее важных общественных отношений внесли Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, А.М. Васильев, Н.Н. Вопленко, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевич, В.М. Горшенев и многие другие ученые, обосновавшие важные ценностные аспекты роли и значения функционирования юридических норм как основы понимания права.

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие права, его принципы и функций. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

- дать определение понятию «право», изучив различные подходы к правопониманию, которые подтверждаются множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики и определения права;

- охарактеризовать признаки права, как основные черты права, которые придают ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе;

- рассмотреть принципы и функции права, как его ценностно-функциональные основы.

1. Понятие права, его сущность и признаки.

1.1. Основные признаки права и определение его понятия.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных факторов.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

- право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

- право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

- право частной собственности является основой всех прав человека;

-право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость. «Право есть совокупность норм, с одной стороны, представляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях», - писал Трубецкой[2].

Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Возражая Канту, Коркунов отмечал, что определение права как нормы свободы применительно к положительному, исторически развивающемуся праву требует уточнения. Юридические нормы так или иначе ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые связаны с интересами других лиц. Разграничивая эти интересы, право тем самым устанавливает пределы их осуществления и, следовательно, ограничивает в этом отношении свободу человека[3].

Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунктом является свободная воля, мир духа, порожденный им самим как некоторая вторая природа[4]. Наши современники также приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода[5].

Представления о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Среди них можно выделить следующие:

1. Теория естественного права. Как научное течение эта теория имеет длительную историю. Ее основные положения формировались еще в древности. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

Фундаментальную разработку теории естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Голльбаха, Радищева и других мыслителей. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.

В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.

2. Историческая школа права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма). Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Право с точки зрения представителей исторической школы есть продукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных прав, а виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило нормы путем анализа и изучения опыта существующего права.