Смекни!
smekni.com

Принудительные меры медицинского характера 6 (стр. 1 из 5)

ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Юридический факультет

Кафедра уголовного права

Контрольная работа

по дисциплине

Уголовное право

тема: Принудительные меры медицинского характера.

Выполнила:

студентка 2-го курса

заочное отделение

юридического

факультета

группа 11-23

Скрипченко Д.О.

Проверила:

Колосова В.И.

2009 год.

План

1) Понятие, цели и виды применения принудительных мер медицинского характера………………………………………..3-11

2) Основания и порядок применения, изменения и отмены принудительных мер медицинского характера…………12-24

3) Заключение………………………………………………25-26

4) Задача………………………………………………………27

5) Список используемой литературы………………………28

Понятие, цели и виды применения мер медицинского характера.

При оценке степени общественной опасности любого преступления, совершенного психически здоровым человеком, учитывается как объективная сторона преступления (способ действия, время и место совершения преступления, причинная связь между действием или бездействием и наступившим преступным результатом), так и субъективная сторона (поведение обвиняемого, мотивы преступления, цель, отношение к содеянному).

Опасные действия, совершаемые психически больными, не могут быть поставлены в вину больному и потому не считаются преступлением. Психически больной в силу изменения его психической деятельности болезненно неправильно осмысливает цель своего поступка. Поэтому субъективная сторона правонарушения, совершенного невменяемым, в юридическом понимании не должна приниматься в расчет. Мотивы, побуждения и намерения больного при оценке его общественной опасности могут быть приняты во внимание только в психопатологическом аспекте, главным образом для оценки психического состояния больного и степени его опасности для окружающих как психически больного. В этих же целях необходимо учитывать объективную сторону деяния, так как последняя также позволяет установить степень общественной опасности психически больного человека. Во многих случаях психически больной представляет тем большую опасность, чем тяжелее совершенное им деяние.[1]

Лица, страдающие психическими расстройствами, являются самой уязвимой в правовом отношении категорией населения страны. Об этом говорится и в международных актах, где одним из показателей уровня социально-экономического развития, гуманизации и демократизации общества называется соблюдение и обеспечение прав человека в сфере психического здоровья.[2]

В Принципах защиты лиц с психическими заболеваниями и улучшения психиатрической помощи и Декларации о правах умственно отсталых лиц (приняты соответственно 18.02.1992 г. и 20.12.1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН) предусмотрено, что каждый человек с психическим заболеванием должен иметь право пользоваться всеми гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами, ограничения в осуществлении этих прав допускаются только в рамках закона и в случае необходимости защиты здоровья и безопасности самого лица, других лиц или в случаях защиты общественной безопасности, порядка, здоровья или нравственности.

Общее количество лиц с психическими расстройствами, совершающих преступления, ежегодно остается весьма значительным и в общей массе преступников составляет от 20 до 50-60%.[3]

В этой связи особую актуальность приобретают законность и обоснованность применения принудительного лечения, поскольку принуждение всегда связано с существенным ограничением прав человека. Поэтому важным является решение задачи обеспечения законности при осуществлении расследования и рассмотрения дел о применении принудительных мер медицинского характера, неуклонного соблюдения гарантий охраны прав личности при применении к ним принудительных мер.

Действующее уголовное законодательство не содержит определения понятия принудительных мер медицинского характера. Поэтому в правовой литературе даются различные его определения, которые с разной степенью полноты раскрывают существенные признаки принудительных мер медицинского характера, подчеркивая их юридическое и медицинское содержание.

Представляется неприемлемым определение принудительных мер медицинского характера как мер безопасности. Подобная терминология содержится в УК Республики Беларусь, где раздел IV, посвященный принудительным мерам медицинского характера, получил название «Принудительные меры безопасности и лечения».

Определение принудительных мер медицинского характера как социально-правовых и медико-реабилитационных мер безопасности имеет место и в монографии Р.И. Михеева, А.В. Беловодского и др.

Подобное определение весьма пространно и нечетко. «Меры безопасности» не являются уголовно-правовым понятием. Применение таких терминов противоречит ч. 2 ст. 2 УК РФ, где в качестве средств осуществления задач Уголовного кодекса РФ наряду с наказанием называются иные меры уголовно-правового характера. Принудительные меры медицинского характера именно к таким мерам и относятся.

Наконец, название принудительных мер медицинского характера мерами социальной безопасности приводит к расширению круга лиц, к которым возможно их применение, за счет ВИЧ-инфицированных, страдающих венерическими заболеваниями, больных открытой формой туберкулеза и т. д., к которым согласно ст. 18 УИК РФ применяется обязательное лечение. Эта позиция также противоречит уголовному законодательству.

Принудительные меры медицинского характера – это предусмотренные уголовным законом меры принудительного лечения, которые могут быть применены судом к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, либо заболевшим психическим расстройством после совершения преступления, либо страдающим психическим заболеванием, не исключающим вменяемость, и совершившим преступление, а также к алкоголикам и наркоманам, которые совершили преступление, в целях их излечения и предупреждения новых общественно опасных действий или преступлений.[4]

Принудительные меры медицинского характера не являются мерами уголовного наказания. Они не содержат элементов кары, не преследуют цели исправления и перевоспитания, поскольку применяются в отношении больных лиц, совершивших общественно опасные деяния. Они применяются, с одной стороны, в целях излечения этих лиц или такого улучшения их психического состояния, при котором они перестают представлять общественную опасность. С другой стороны, эти меры направлены на предупреждение совершения указанными лицами новых общественно опасных деяний.
Принудительный характер этих мер выражается в том, что они применяются независимо от желания больного и даже его близких родственников или законных представителей; связаны с определенными ограничениями личной свободы больного; назначаются только по определению суда.

Принудительные меры медицинского характера содержат в себе два критерия — юридический и медицинский.

По юридической природе это меры государственного принуждения. Они назначаются и применяются только судом независимо от воли и желания лица, влекут для него целый ряд ограничений.

К юридическому относятся основания, цели,, виды, порядок назначения, исполнения, продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера, которые регламентируются уголовным и уголовно-исполнительным законодательством.

Медицинский критерий определяется самим содержанием этих мер, задачами излечения нуждающихся в принудительном лечении лиц или улучшения их психического состояния, а также тем, что выводы о диагнозе психического расстройства, о наличии алкоголизма или наркомании, рекомендации по назначению и проведению лечения, профилактике психических расстройств и необходимых социально-реабилитационных мероприятий дают врачи-психиатры.

Таким образом, хотя юридический аспект в принудительных мерах медицинского характера преобладает, они по своей сути остаются медицинскими и целей уголовного наказания не преследуют.[5]

Как уже отмечалось, несмотря на то, что принудительные меры медицинского характера являются разновидностью мер государственного принуждения и назначаются судом, к мерам уголовного наказания они не относятся, поскольку применяются на основании определения суда, а не приговора, не содержат элемента кары, не выражают отрицательной оценки от имени государства общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, не направлены на исправление указанных лиц и восстановление социальной справедливости, длительность их применения зависит от состояния больного, они не влекут судимости.

Принудительные меры медицинского характера, применяемые к невменяемым, а также страдающим психическими расстройствами, делающими невозможным назначение или исполнение наказания, назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. Если они по своему психическому состоянию не представляют опасности, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения.