Смекни!
smekni.com

Учение о наказании в мусульманском праве (стр. 4 из 5)

Интересно, что даже общеизвестные меры наказания за правонарушения – например, лишение свободы, материальные санкции или телесное наказание – отличались в мусульманском праве большим своеобразием. К примеру, при мусульманских судах первоначально не имелось специальных тюрем, и правонарушители, приговоренные к лишению свободы, содержались у себя дома или в мечети без права их покидать. Кроме того, никто не мог быть осужден к ссылке на срок более одного года. Широко применялось в качестве меры наказания причинение правонарушителю материального, имущественного ущерба путем конфискации, наложение штрафа и даже уничтожение имущества (например, лавки виноторговцев сжигались). Вместе с тем последователи шафиитского и ханбалитского толков мусульманского права, а также многие маликиты допускали применение данного вида санкции в иной форме – в виде временного изъятия всего имущества или его части до тех пор, пока правонарушитель не раскается. Сторонники других правовых школ считали, что имущество должно оставаться у преступника и подлежит конфискации только в том случае, если он в течение определенного времени не раскается. По мнению третьих, возможно лишь окончательная конфискация имущества в пользу казны по решению суда, а ханифиты вообще не допускали подобный вид тазира.

Специальное внимание мусульманские правоведы уделяли смертной казни как одному из видов тазира. Они полагают, что данная мера наказания может и должна применяться за наиболее тяжкие преступления, посягающие на общие интересы общины или власть правителя. Так, маликиты требовали смертной казни за шпионаж в пользу врага, находящегося в состоянии войны с мусульманами.

Для применения тазира, как и иных санкций, достаточно признания нарушителя или доказательства его вины свидетельскими показаниями. Однако в отличие от хадда или кисаса этот вид наказания может быть применен к любому лицу, находящемуся в здравом рассудке, в т.ч. к несовершеннолетнему, а также в случае «сомнения».

Характерная особенность тазира заключается в том, что он не представляет собой систему строго установленных формально определенных санкций за конкретные проступки. Правоприменительный орган может достаточно гибко выбирать вид и размер наказания в зависимости от характера проступка и личности виновного. В случае необходимости одновременно используется несколько видов тазира (например, телесное наказание сочетается с высылкой)[16].

Теория мусульманского уголовного права в отдельных случаях допускает освобождение от ответственности за правонарушения категории тазир. Так, этот вид наказания безусловно исключается при раскаянии виновного. Кроме того, если проступок затрагивает частные права, то компетентный государственный орган применяет тазир, как правило, только по требованию потерпевшего и вправе не прибегать к наказанию при прощении виновного потерпевшим. Однако и в этом случае правитель может привлечь правонарушителя к ответственности в «общих интересах». Если же потерпевший настаивает на наказании, то оно должно быть наложено.

Если наказания хадд и кисас налагались за тяжкие преступления, случавшиеся не так уж часто, то тазир был самым распространенным средством в судопроизводстве. Судья должен был заботиться о том, чтобы налагаемая им мера была максимально действенна в отношении личности наказываемого. Так, человека, занимающего достойное место в своем кругу, было предпочтительно подвергнуть общественному порицанию, приговорить его к домашнему аресту на длительный срок, что нанесло бы урон его делам и серьезно повредило бы его общественному положению», наложить большой штраф и обязать принести искупительные жертвы. Раскаяние в содеянном и возможное исправление или возмещение причиненного ущерба было обязательным завершающим моментом в любом случае. Виновный обязательно должен был извиниться и раскаяться, в противном случае вся процедура порицания и увещевания повторялась.

Все сказанное вовсе не означает, что какие-то группы лиц в принципе были освобождены от телесных наказаний. Известно, что им подвергались чиновники весьма высоких рангов.

Человеку современной правовой культуры, который придерживается гуманистических принципов, трудно представить, что сегодня, в конце XX века, могут приниматься акты, предусматривающие в качестве видов наказания забивание камнями, отсечение рук и ног, бичевание. Тем не менее, имеются данные о продолжении подобной практики в мусульманских странах даже в 80-х гг. нашего столетия.

Мусульманские идеологи пытаются убедить массы верующих и государственные власти в том, что шариатские меры наказания могут быть более эффективными в борьбе с преступностью, безнравственностью, чем светские законы.

Конечно, исламские нормы, запреты на монашество, наркоманию, употребление алкогольных напитков, пропаганду порнографии, поп-музыки, демонстрацию сексуальных фильмов, борьба с преступностью носят позитивных характер и могут быть использованы для улучшения нравственного климата и дисциплины в обществе. Вместе с тем нельзя забывать, что эти нормы, запреты, установки являются, по существу, общечеловеческими, общеморальными принципами, а не только нормами, связанными с исламскими итрадициями. В то же время нельзя с одобрением относиться к таким формам наказания, проповедуемым исламом за противоправные деяния, как отрубание рук за воровство или забрасывание камнями.

Подводя итоги, можно сказать, что мусульманское уголовное право существовало, с одной стороны, в виде изощренных теоретических спекулятивных построений, а с другой - в виде упрощенной практической деятельности. Основным методом регулирования и воздействия права на народ были наказания, в основном телесные, которым в принципе мог быть подвергнут каждый мусульманин без каких-либо сословных изъятий. Это освящено словами Мухаммеда: «С помощью наказания делается добро для жителей земли»[17].

3. Современное право мусульманских стран

Ни в одной стране Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, а также в большинстве арабских стран традиционное мусульманское уголовное право в сколько-нибудь универсальном виде до недавнего времени практически не использовалось. Лишь в отдельных районах Аравийского полуострова и Персидского залива за мусульманским правом сохранялась роль ведущего источника при разрешении уголовных дел, применяемого в форме доктрины определенного толка, либо включенного в государственное законодательство.

Так, уголовным законодательством Саудовской Аравии установлена ответственность за употребление спиртных напитков, гомосексуализм, подделку документов, организацию беспорядков и нападение на государственных служащих с учетом положений мусульманского права. В частности, виновные в употреблении алкоголя или наркотиков подвергаются телесному наказанию в виде 80 ударов плети[18]. В соответствии с принципами мусульманского права установлена особо строгая ответственность за выступление против главы государства. В 1961г. в стране вступил в силу закон о наказании за покушение на жизнь короля и членов его семьи смертной казнью или лишением свободы на срок до 25 лет. Убийца короля Фейсала в 1975г. был обезглавлен на глазах у многотысячной толпы[19].

В большинстве других мусульманских стран до начала 90-х годов XXв. влияние мусульманского уголовного права ограничивалось включением отдельных его норма в уголовное законодательство. Установление уголовной ответственности за употребление спиртных напитков, нарушение мусульманского поста, а также совершение некоторых других наказуемых по мусульманскому праву действий является наиболее характерным тому примером. Так, уголовные кодексы 1960г. Кувейта (ст. 206, дополненная в 1964г.), 1962г. Сомали (ст. 411, 412) и 1976г. Бахрейна (ст. 306-308) предусматривают ответственность за изготовление, хранение, продажу и употребление спиртных напитков, а также за азартные игры, хотя установленные меры наказания за эти преступления (лишение свободы и штраф) не соответствуют мусульманском управу.

Нарушение мусульманского поста во время Рамадана законодательство ряда стран также объявляет уголовно наказуемым деянием (ст. 274 уголовного кодекса Иордании 1960г. и ст. 222 уголовного кодекса Марокко предусматривают в этом случае лишение свободы и штраф). В Марокко в феврале 1965г. более 800 человек были арестованы и подвергнуты наказанию за указанное преступление. Этот факт говорит о практической реализации данного положения законодательства. Таким образом, в ряде исламских стран уголовное преследование мусульман за отказ от строго соблюдения поста является обычной практикой[20].

В 1971г. в Ливии было принято решение об исламизации правовой системы страны, где в целях его реализации были введены в действие закон N 148 от 1972г. об ответственности за кражу и разбой, закон N70 от 1973г. о наказании за прелюбодеянии и закон N 89 от 1974г. об ответственности за употребление спиртных напитков, которые действуют и сегодня. В основу этих актов было положено мусульманское уголовное право. Так, за кражу предусматривается наказание ампутацией правой руки, а за разбой – правой руки и левой ноги. Лицо, совершившие прелюбодеяние, подлежит телесному наказанию 100 ударами плети, а за ложное обвинение другого лица в совершении этого преступления полагается телесное наказание в виде 80 ударов плетью. Употребление спиртных напитков влечет телесное наказание 40 ударами плети, причем ответственность такого рода за данное преступление несут только мусульмане, а последователи иных религий наказываются лишением свободы и штрафом. Однако следует подчеркнуть особо, что данное законодательство применяется только тогда, когда все признаки совершенного преступления полностью соответствуют условиям, установленным мусульманским уголовным правом. В противном случае виновное лицо несет ответственность по уголовному кодексу 1954г.