Смекни!
smekni.com

Правовое государство 8 (стр. 3 из 10)

Подобный кризис имел место на Западе в первой половине XX в., но был так или иначе преодолен на основе активного использования достижения НТР и вступления в полосу постиндустриального развития. На Востоке пореволюционных взрывов этот кризис наступил во второй половине XX в. в результате радикальных мер по государственной экономике , декретирования

13

Обобществления, неподготовленного уровнем производительных сил и необеспеченного достижения НТП. Это привело к огромным неоправданным тратам человеческих и природных ресурсов. Жизнь показывает, что перестройка в области народного хозяйства – процесс исключительно сложный, «болезненный», но необходимый. В перспективе он обеспечивает нормальное развитие экономики, повышенный уровень материального благосостояния населения, создает надлежащий базис для обогащения духовной культуры, демократизации всех сторон социального бытия и политической системы, для нравственного возрождения общества и органичного включения страны в мировое сообщество. Последовательное осуществление хозяйственной реформы в свою очередь, нуждается в глубокой перестройке в политической структуры и в коренной судебной правовой форме. Прогрессивные экономические преобразования возможны только при условии устранения консервативной, бюрократически зацентрализованной, административной –приказной системы управления, ликвидации тотального огосударствления хозяйства.

2.2. Высокий уровень культуры

В данном случае речь идет как о духовной культуре населения, так и о политической, правовой культуре, как элементы культуры демократии. [6] Вне и помимо общей профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партии , цивилизованного законодательство, исполнение законов и авторитетное правосудие. Главное заключается в том , что без культуры свобода превращается во вседозволенность, митинги и демонстрации – в программы и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения – в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность – в крепостной труд из-под палки», в

отбывания повинности или безделья .

14

Проблема стадии роста культуры сложна и противоречива. Она связана с историческими корнями духовной жизни народов,[7] природными и социальными условиями их существования, этническими особенностями и хозяйственными укладами, нравами и обычаями, психологическими чертами характера, даже с образом мышления. Сравнивать уровни культуры народов очень трудно, поскольку каждый из них имеет свои достижения, вероятно, проблемы. Однако именно в разнообразии духовной культуры разных народов и регионов , нации и национальностей, во взаимообогащении культуры заключается животворный плюрализм духовного развития человечества.

Для оптимального учета государственно-политических преобразований духа народа или нации вовсе необязательно отвергать материалистическое объяснение истории. Нельзя превращать его в механический, метафизический, упрощенный экономический материализм, игнорирующий духовную жизнь общества.

В каждую эпоху мировой цивилизации были и есть общечеловеческие эталоны духовной культуры, культуры общения между людьми, воспитанности, образованности интеллигентности - в смысле, прежде всего, взаимного уважения и терпимости.

Современное цивилизованное общество, отличаясь определённым уровнем духовности и нравственности, должны приобретать новое, не теряя при этом то лучшее, что было свойственно прошлому.

Гуманизм и незыблемость общечеловеческих прав личности всё более пронизывают духовную культуру общества на ступени его современной цивилизации , нравственные и правовые идеалы. Демократия возможна в тех странах , где наряду с материальным обеспечением населения имеет место соответствующий уровень духовной культуры человека, общества деятельности его социальных институтов, политических структур.

15

2.3. Демократия и политический плюрализм

Так называемое « государство законности» - это власть, требующая от населения соблюдения законов, подчинение нижестоящих органов вышестоящим, иерархии (соподчинения) видов, уровней нормативных правовых актов. Тоталитарные и близкие к ним государства также тяготеют к требованию соблюдения их предписаний, к безусловности исполнения приказа. Однако сами законы при этом нередко оказываются санкционированными государством произвола. Реальная сила сосредотачивается в административно-управленческом аппарате , который по своему усмотрению регулирует важнейшие отношения, творит «правовую» основу собственности деятельности. При монополии одной партии режим характеризуется не демократией, а партократией, даже формально не подчиненной праву. Состояние законности при тоталитарном режиме поддерживается страхом, жесткими и несправедливыми репрессиями, ограничение прав и свобод граждан, «дарованным государством», отбирающему их по собственному волеизъявлению, ссылаясь при этом на интересы народа или нации, государственной безопасности. Важнейшей предпосылкой подлинно правовой государственности является существование демократической политической системы. Без разновидности демократии правовое государство не существует и не функционирует. Демократия, в свою очередь, непременно предполагает и идейные, и политический плюрализм, отсутствие монополии одной партии. Дословный термин «демократия» в переводе означает власть народа. Скажем, господство толпы никто не может считать проявление демократии. Нельзя сводить демократию и к господству большинства над меньшинством. В подлинной демократии меньшинству должно быть представлено гарантированное право занимать и отстаивать свою позицию, иметь свое мнение и бороться за него в рамках закона, гласно и свободно.

16

Демократия – это общечеловеческая социально и политическая ценность, исключающая произвол и одного лица, и большинства, и толпы, и всех по отношению к отдельному индивиду. Демократический строй предполагает механизм выявление интересов различных слоев общества и решение, строящееся на оптимально возможном консенсусе интересов, позиций платформ, мнений. Демократическое государство образуется свободными гражданами страны, подчиняется волеизъявлению большинства и обеспечивает общественную безопасность в рамках закона всем гражданам. Такое государство предполагает для выявления и согласования общественного мнения различных социальных слоев население всеобщие выборы представительных органов и плюралистическую политическую систему. Партии – основа демократической системы , в свою очередь, организуются и действуют на принципе добровольного и свободного союза единомышленников. Демократическое государство запрещает существование экстремистских и расистских организаций, партий и заговорщических групп, в том числе тех, что стремятся к насильственному свержению демократического конституционного строя. Демократическое государство полноценно функционирует при наличии в стране политического плюрализма, партий парламентского типа, рассчитанных не на захват власти вооруженным путём, а строящих свою политику на демократической борьбе в процессе выборов в представительные органы и в отстаивании своих позиций в самих этих представительных учреждениях, а через них и в оперативно - управленческой деятельности администрации.

2.4. Деиделогизация общества и управления

Идеология – общественное сознание , преломленное классовыми (групповыми)интересами. Она порождается политической борьбой . Может способствовать духовному освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное

17

самосознанию, религии.). Тотальная идеологизация общества в любом случае вредна, деформирует культуру, искусство, нравственность, политику управление , право, семью и быт людей. Сверхидеологизированная власть лишает политику здоровой правовой и нравственной основы, общечеловеческих ценностных ориентиров, оправдывает любые средства для достижения идеала. Идеологизированный человек – раб навязанной ему идеологии. Периоды тотальной сверхидеологизации периодически охватывает те или иные страны, народы, регионы, принося людям неисчислимые беды, разжигая религиозные войны, вызывая костры инквизиции, крестовые походы. Не только глухое средневековье, но и Новое время знает подобную напасть, апофеозом который был фашизм, именовавший себя в Германии национал – социализмом. [8] Между тотальной идеологизацией и тоталитарным политическим режимом существует неразрывная связь. Они друг друга порождают и поддерживают, создавая для народов, для человека невыносимые условия существования. Разжигают агрессию, истребительные воины, геноцид, массовые репрессии, преступные кровопролития. Правовое же общество, соединенное с режимом демократии и правления закона, возможна только в условиях идейного плюрализма, обеспеченного свобода печати , деиделогизацией важнейших государственных институтов, науки , культуры и иных сфер общественной жизни. Правовое государство, соответствующее этапу развития современного гражданского общества, предполагает достаточно высокий уровень его экономического , духовного и политического развития для каждой конкретной страны на пути прогрессивных преобразований в содружестве с современным цивилизованным сообществом.