Смекни!
smekni.com

Брачно-семейное право мусульман (стр. 1 из 8)

Министерство образования Российской Федерации

Костромской государственный технологический университет

Кафедра права

Богданов

Николай Сергеевич

студент гр. 01-ю-45

Брачно-семейное право мусульман

Курсовая работа

Научный руководитель

Кострома 2001

Работа выполнена на кафедре права.

Научный руководитель

(ученая степень, звание, отчество, фамилия)

Решение комиссии о защите курсовой работы

(оценка, число)

Научный руководитель Подпись

Заведующий кафедрой Подпись

ПЛАН:

Введение... 1

История возникновения, источники, система мусульманского права.. 3

Семейное право мусульман.. 7

Общая характеристика семейного права мусульман. 7

Понятие, условия брака. 12

Заключение брака. 14

Временный брак. 17

Права и обязанности супругов. 18

Расторжение брака и его виды. 20

Развод по причине физических и умственных недостатков. 24

Происхождение.. 26

Установление происхождения от определенного лица. 26

Последствия происхождения. 27

Опека. 28

Заключение.. 32

Приложение.. 34

Список использованной литературы:. 35

Введение

Выбирая тему своей курсовой работы, я хотел показать ее значимость и актуальность.

Ислам и шариат имеют серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а также ряда республик бывшего СССР, где ислам является основной религией. Следует отметить, что в России мусульманская община имеет численность 20 миллионов человек, имеет большой политический вес и оказывает влияние на политику государства. В нашем государстве существуют регионы, где мусульманская религия занимает основное положение. (Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия). Следовательно, для определения перспектив развития этих регионов изучение шариата имеет первостепенное значение. А гражданско – правовые нормы в этой системе играют первостепенное значение.

В последнее время взаимоотношения между мусульманским миром и немусульманским сильно обострились, примером этого служит Косовский конфликт, операция в Чечне, последние события в Афганистане.

В этих конфликтах основную роль играет политика, но правовой аспект исключать никак нельзя. Чтобы эти конфликты как можно реже переходили в стадию вооруженного конфликта, необходимо знать правовые основы, обычаи, религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека. Рассуждать о шариате, значит коснуться важнейшей стороны ислама – одной из важнейших мировых религий, численность последователей которой составляет 1 миллиард человек.

До последнего времени ислам удостаивался серьезного внимания только в специализированной литературе, рассчитанной на узкий круг специалистов. Для большинства же населения, ислам оставался грубой, патриархальной, жестокой, отжившей свой век религией. Считалось, что ислам не имеет будущего, поскольку сохраняет свои позиции преимущественно в аграрных странах “третьего мира”.

Неожиданностью для многих ученых стало увеличение числа сторонников мусульманской религии ( не секрет, что некоторые звезды кино, музыки, искусства стали мусульманами).

В советской и российской литературе вопрос изучения истории ислама и мусульманского законодательства освещен довольно хорошо. Известны работы таких знаменитых востоковедов как: Е.А. Беляева, Е.А. Дорошенко, Л.А. Семеновой, И.П. Петрушевского. Особенно мне нравятся работы о мусульманском праве доктора юридических наук, профессора Института государства и права РАН Л.Р. СЮКИЯЙНЕНА, у него есть статьи посвященные конкретно брачно – семейному праву мусульман, институту наследования, его статьи написаны на хорошем уровне, понятным языком, со множеством примеров. Многие положения его публикаций вошли в мою курсовую работу.

В курсовой работе у меня была цель показать какую роль семья играет в исламе, что она из себя представляет, какие черты ей присущи, какими правилами она регулируется, показать неразрывную связь норм шариата которые регулируют брачно – семейные отношения с исламом, описать их источники. Я попытаюсь описать основные моменты, характерные особенности брачно – семейного права мусульман, которые присущи только шариату и негде более не проявляются.

История возникновения, источники, система мусульманского права.

Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

В изучении ислама как религиозной системы знание основ шариата имеет – систематизированного свода мусульманских законов – имеет первостепенное значение.

Термин “шариат”1 происходит от арабского “шараа” – “направлять”, “издавать законы”. Некоторые исследователи ошибочно отождествляют шариат с мусульманским правом. В действительности же шариат охватывает более широкий круг вопросов. В шариате освещаются с точки зрения ислама как светские, так и религиозные проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды и праздники, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволенные, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских законоведов, шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина от колыбели до могилы.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии-исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда.

Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.

Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного строя и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова.

Мусульманское право как система юридических норм образовалась не сразу. В начальный период развития ислама и мусульманской общины юридические и иные правила поведения практически не различались. Не случайно в это время мусульманская догматика (богословие) и правоведение - тесно переплетались и не составляли самостоятельных направлений мусульманской идеологии.

Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом, как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом.

Важное значение мусульманского права в качестве нормативного регулятора и идейно-политического фактора заставляет обратиться к исследованию его специфических черт, как самостоятельной правовой системы. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе "веры и государства", религия и право, многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными правилами, и не играют самостоятельной роли. Среди многих ученых утвердилось мнение о неразрывном единстве религиозных и правовых норм.

В основе мусульманского права лежит четыре источника:

1. Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

2. Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;

3. Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;

4. Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям предается законный, общественный характер"

Многие исследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина получает, прежде всего, религиозную оценку, а главным средством обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение. Наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходит от государства, воспринимается, в конечном счете, как "Божественная кара", поскольку важнейшей задачей мусульманского государства "есть исполнение воли Аллаха на земле".

Но, однако, соотношение в исламе правовых и не правовых нормативных предписаний сложнее и тоньше, чем может показаться на первый взгляд. Подход к мусульманскому праву, только как религиозному явлению не учитывает того обстоятельства, что, несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетения, а иногда и слияния, между данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия. Анализ нормативного содержания мусульманского права позволяет сделать вывод, что не все юридические нормы в равной степени основана на исламе как религиозной догме, или системе чисто религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связана с религией лишь те немногочисленные, конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну. К ним относятся, например, отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования, несколько уголовно-правовых предписаний. Они отличаются от других норм мусульманского права тем, что по существу совпадают по определенным образцам поведения с соответствующими религиозными нормативными положениями и (в отдельных случаях) нравственными требованиями, освещенными исламом. Именно потому, что их религиозные "дубликаты" закреплены в Коране и сунне, сами нормы мусульманского права этой разновидностью рассматриваются как имеющие непосредственно "Божественное произношение" и неизменяемые. Однако подобные предписания - весьма скромная часть мусульманского права, большая часть норм, которого была введена в оборот правоведами на основе чисто логических, рациональных приемов толкования .