Смекни!
smekni.com

Договор энергоснабжения (стр. 3 из 9)

Кроме того, необходимо учитывать, что энергоснабжающие органи­зации являются субъектами естественных монополий и их деятельность может подвергаться регулированию, суть которого состоит в определении категорий потребителей, подлежащих обяза­тельному обслуживанию, либо определении минимального уровня их обеспечения.

Такое регулирование, по мнению Н. Радостовца, может приме­няться при невозможности удовлетворить потребности соответствую­щего потребителя в энергии в полном объеме.[9] В этом случае количе­ство подаваемой энергии устанавливается в соответствии с заказом потребителя, но не менее того уровня, который определен органом регулирования естественных монополий.

Законодательством установлен различный порядок заключения, изменения или расторжения договора энергоснабжения в зависимости от того, кто выступает в качестве потребителя энергии: гражданин (физическое лицо) или организация (юридическое лицо). Однако пе­ред тем, как приступить к анализу особенностей порядка заключения договора с участием названных субъектов, отметим общие положения, распространяющиеся на заключение всякого договора энергоснабже­ния, которые носят принципиальный характер.

Договор энергоснабжения, по общему правилу, считается заключенным на неопределенный срок (п. 1 ст. 540 ГК). Од­нако договоры с участием юридических лиц обычно содер­жат условие о сроке, продолжительность которого опреде­ляется самими сторонами. Пункты 1 и 2 ст. 540 ГК устанавливают специальные правила о сроках, направленные на обеспечение бесперебойного снабжения потребителей энер­гией. Так, договор, заключенный на срок, считается продлен­ным на тот же срок, если до его окончания ни одна из сторон не заявит об обратном. Если же стороной внесено предло­жение о заключении нового договора, то прежнее соглаше­ние продолжает действовать вплоть до замены его новым (п. 3 ст. 540 ГК).

Форма и порядок зак­лючения договора различаются в зависимости от личности або­нента и целей использования товара. Так, договор на энерго­снабжение юридических лиц или граждан-предпринимателей всегда заключается в письменной форме. Если же абонентом выступает гражданин, использующий энергию для бытового по­требления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети в установленном порядке (п. п. 1, 2 ст. 540 ГК). Это правило име­ет двоякое значение. Во-первых, договор энергоснабжения гражданина может заключаться путем подключения к сети (без облечения в письменную форму). Во-вторых, такой договор, совершенный в письменной форме, вступит в силу лишь с мо­мента фактического подключения к сети. Главной обязанностью продавца является подача абоненту энергии (энергоносителей): а) в определенном количестве; б) с соблюдением согласованного режима подачи; в) уста­новленного качества.

В связи с тем, что заключение договора энергоснабжения для энер­госнабжающей организации, признаваемой субъектом публичного договора, является обязательным, важно отметить также, что имеют­ся определенные обязательные условия, которые должны быть вы­полнены абонентом, претендующим на заключение договора энерго­снабжения: он должен располагать отвечающим установленным тех­ническим требованиям энергопринимающим устройством, присоеди­ненным к сетям энергоснабжающей организации, а также обеспечить учет потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК).

Указанные обязательные для абонента условия иногда называются в юридической литературе технической предпосылкой заключения договора энергоснабжения. Например, Б. М. Сейнароев отмечает: "Та­кой технической предпосылкой заключения договора на снабжение электроэнергией прежде всего является наличие электролиний, свя­зывающих энергоснабжающую организацию непосредственно с потре­бителем ... договор заключается между энергоснабжающей организа­цией и потребителем, электроустановки которого непосредственно присоединены к сетям энергоснабжающей организации. При отсут­ствии линии для передачи электроэнергии нет смысла заключать договор на снабжение электроэнергией, поскольку очевидна невоз­можность его исполнения"[10].

Отсутствие у абонента исправной энергоустановки (и напротив, не­исправность имеющейся энергоустановки), присоединенной к сетям энергоснабжающей организации, а также другого необходимого обо­рудования, необеспечение учета потребления энергии лишают его возможности реализовать свое право на заключение договора с энер­госнабжающей организацией, несмотря на установленную законода­тельством обязанность последней заключать договор со всяким, кто к ней обратится (ст. 426 ГК РФ).

В этом смысле соблюдение абонентом названных условий действи­тельно может быть признано технической предпосылкой заключения договора энергоснабжения.

Впрочем, в судебной практике по разрешению имуще­ственных споров, связанных с энергоснабжением, решающее значение зачастую имеет не факт заключения договора с абонентом, а балансо­вая принадлежность энергопринимающих устройств. Например, от­сутствие договорных отношений с организацией, чьи энергоустановки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не рассмат­ривается в качестве основания освобождения указанной организации от обязанности возместить стоимость отпущенной ей энергии.

Так, Усть-Каменогорское ЗАО «ВКРЭК» обратилось в суд с иском к частному предпринимателю Дернову Ю.Д., самовольно подключившемуся к электросети, о взыскании стоимости потребленной им электрической энергии. Поскольку энергоснабжающая организация доказала факт потребления электрической энергии, требо­вания истца об оплате отпущенной тепловой энергии были признаны судом обоснованными. Отсутствие письменного договора с потребителем не освобождает ответ­чика от обязанности возместить стоимость потребленной энергии.[11]

2.2 Права, обязанности и ответственность сторон в договорах энергоснабжения

К правам энергоснабжающих организаций следует отнести право требования своевременной и полной оплаты за поставленную энергию и ресурсы (газ, воду); право контролировать приборы учета и другие технические устройства; право давать разрешение абонентам на присоединение к сетям. Для этого снабжающая организация обязана выдать потребителю технические условия на присоединение. В связи с изложенным, заключение договора о снабжении энергетическими и другими ресурсами возможно только при наличии определенных технических условий, а именно: наличие у покупателя сети проводов, присоединенных к сети снабжающей организации; наличие регулирующей аппаратуры, приборов учета получаемой продукции, преобразующих устройств, потребляющих агрегатов и установок и т.п. Наличие указанных условий определяется снабжающей стороной. Более того, ей же предоставлено право наблюдать даже за проектированием и сооружением соответствующих сетей и установок и давать разрешение на присоединение их к своей сети. Все вновь присоединяемые и реконструируемые системы энергопотребления должны быть выполнены в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке с энергоснабжающей организацией. Кроме того, допуск систем энергопотребления в эксплуатацию возможен только при наличии соответствующего подготовленного персонала и назначения лица, ответственного за энерго- тепло -газовое хозяйство.

Электрические и тепловые сети являются источниками повышенной опасности, поэтому после окончания строительства объекта его энергосеть необходимо сдать представителю территориальной энергоснабжающей организации и Госэнергонадзора путем составления акта. После этого обязательным условием является заключение договора на отпуск и потребление электрической и тепловой энергии с энергоснабжающей организацией.

Особенностью договора о снабжении энергетическими и другими природными ресурсами является то, что он не порождает обязанности покупателя (потребителя) принять обусловленное количество ресурсов. Покупатель может, но не обязан получить их. Несмотря на это, АК «Алматы Пауэр Консолидейтед» в 1996 году в проект Договора на отпуск тепловой и электрической энергии в разделе об ответственности сторон включила условие об ответственности потребителя за невыборку лимита электроэнергии.[12]

Нарушение энер­госнабжающей организацией условия о качестве дает або­ненту право отказаться от оплаты такой энергии, а также взыс­кать убытки в форме реального ущерба. Но, если он все же использовал недоброкачественную энергию, энергоснабжа­ющая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что он неосновательно сберег вследствие использования этой энергии по правилам о неоснователь­ном обогащении (ст. 1102 ГК). Порядок и сроки расчетов за энергию определяются законодательством или соглашени­ем сторон. Сроки расчетов по договорам между юридичес­кими лицами определяются соглашением сторон. Просрочка оплаты энергии абонентом свыше определенного срока дает энергоснабжающей организации право прекратить подачу энергии. Кроме того, возможно взыскание с абонента неус­тойки, размер которой определяется либо соглашением сто­рон (в договорах с участием юридических лиц), либо норма­тивным актом (в договорах энергоснабжения граждан).

Существенной особенностью отношений, связанных со снабжением электрической энергией, является то, что соблюдение требований, предъявляемых к качеству электроэнергии, непосредственно зависит от действий не только энергоснабжающей организации, но и самих потребителей. Нарушение потребителями правил эксплуатации своих электроприемников и режима потребления электроэнергии может привести к снижению качественных показателей электроэнергии, в том числе подаваемой из энергосистемы другим потребителям. При­чем энергоснабжающие организации зачастую не располагают техни­ческими возможностями для устранения подобных нарушений[13].