Зарождение идеи прав человека в V-VI вв. до н.э. в древних полисах (афинах, риме), возникновение принципа гражданства явилось шагом на пути к свободе и прогрессу. неравномерность распределения прав между классами и сословиями (а то и полное лишение прав, если говорить о рабах) 6ыла неизбежна. Каждая новая ступень развития государства добавляла новые качества зародившемуся понятию права человека, распространяла их на более широкий круг субъектов.
Буржуазное общество создало условия для формальной свободы всех своих членов. Само слово «свобода», как утверждают некоторые ученые, вошло в употребление в XXIV веке до н.э., когда правитель государства Шумер установил «свободу» для своих подданных путем применения санкций к бесеовестным сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших властью, и запрета закабаления храмовых слуг первосвященниками[3].
Первооткрывательницей в области прав человека стала Англия. Попытки ограничить монархию, соединить ее с сословным представительством, постепенно набирающим вес в обществе, определить для монарха правила, которым он должен следовать, были уже в феодальный период. Противостояние короля, баронов и рыцарей завершилось принятием в 1215 г. Великой Хартии вольностей. в ней содержатся статьи, ограничивающие произвол чиновников, направленные на обеспечение законности в виде запрета назначать на должности судей шерифов и констеблей тех, кто не знает законов либо не желает их выполнять. Особое место занимает статья 39 Хартии, предусматривающая возможность наказания свободных лиц не иначе как «по законному приговору и по закону страны».
Следующим шагом в законодательном признании прав человека стал акт Хабеас корпус 1678 года, установивший гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прлв личности положения.
Закрепил компромисс между английской буржуазией и верхушкой землевладельцев и утвердил конституционную монархию Билль о правах 1689 года. Этот акт отводил значительную роль парламенту, запрещал «королю приостанавливать действие» законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны без согласия на то парламента.
В продолжение уже принятых законов, революционных для того времени и на многие столетия предопределивших развитие правовой мысли во всем мире, был принят. Акт об устроении 1701 года, закрепивший верховенство парламента в сфере законодательства, в том числе путем установления запрета членства в парламенте королевских министров, а также принцип несменяемости судей в XVIII столетии эстафету утверждения идеалов свободы подхватили соединенные штаты Америки.
Трудно переоценить гуманистические идеи Декларации прав Вирджинии 1776 года, провозгласившей, что все люди по природе свободны и независимы, обладают определенными прирожденными правами, которых не могут лишиться и лишить своих потомков. Эта декларация стала первым государственным определением прав человека, а значит, первым признанием значимости и независимости отдельного индивида со стороны государства. оценивая этот исторический документ, к.мдркс писал, что Америка - страна, «где возникла впервые... идея великой демократической республики...»[4].
Принципиальные положения Декларации прав Вирджинии были развиты в декларации независимости 1776 года, провозгласившей: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены творцом определенными неотчуждаем ыми правами, к числу которых относятся жизнь, сво6ода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются государства, черпающие свои законные полномочия в согласии управляемых». Вскоре были сделаны 10 первых попрдвок к конституции США, составившие билль о правах, ратифицированный в 1791 году.
Идеи естественных неотчуждаемых прав человека, развитые в доктринах французов Жан-Жака Руссо и Шарля Монтескье[5], голландца Гуго Гроция, англичанина Джона Локка[6], стали мощным фактором великой французской революции, создавшей неоценимый по своей значимости акт-декларацию прав человека и гражданина 1789 года. Было провозглашено, что люди рождаются свободными и цель всякого политического союза - обеспечение свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Декларация провозглашает презумпцию невиновности, свободу печати, свободу совести и выражения мнений, гарантии личных и иных прав граждан.
Что касается прав человека в дореволюционной России, то необходимо отметить, что среди первых защитников идеи равенства был А.Н.Радищев. В своем «путешествии из пстербургл в Москву» он писал: «Человек, происходя на свет, есть равен во всем другому: немощен, наг, алчущ, жаждущ». Радищев критиковал самодержавие и крепостничество, говорил о договорном происхождении государства, что в период абсолютизма Екатерины II было поистине бунтом индивида против многовековой монархии. в своих трудах по законодательству радищев утверждал: «Государство есть великая махина, цель которой - блаженство граждан. Чем махина проще, чем меньше в ней пружин, чем они прочнее и чем точнее могут производить полезные и наилучшие действия, тем государство совершеннее...Госуддрство приводят в движение две вещи: нравы и законы. Законы являются продолжением нравов... чем народ имеет нравы непорочнее, простее, совершеннее, тем меньше он нуждается в законах[7].
Русский правовед XX века Б.Н. Чичерин также защищал свободу, равенство и прдва людей. Характеризуя индивида как свободную метафизическую сущность и носителя рдзумной воли, он писал: «Свободная воля составляет... Основное определение человека как разумного существа. именно вследствие этого он признается лицом и ему прис-ваиваются права. личность... есть корень и определяющее начало всех общественных отношений»[8].
В философии Б.Н. Чичерина особое место занимает идея «Правды или справедливости», которая должна быть положена в основу любого закона. Со ссылкой на римских юристов Чичерин подчеркивал, что правда состоит в том, -чтобы-каждому воздавать свое.
Защита естественно-правовых идей свободы личности занимает центральное место и в творчестве другого русского правоведа XX века П.И. Новгородцев. Он считал, что человечество всегда стоит перед выбором: общественная гармония или свобода. Делая выбор в пользу свободы, равенства и прав индивидов, самоценной личности, новго-родцев обосновывдл идею свободного социального развития - без утопической конечной цели в духе руссо, реализация которой неизбежно ведет к насилию и потере свободы. «Нравственный долг каждого... содействовать осуществлению «идеи свободной солидарности всех», в которой сво6ода и равенство лиц сочетаются с всеобщностью их обьединения»[9].
Идеи равенства людей можно проследить и в философии известного русского ученого В.С. Соловьева, сделавшего вывод о том, что «в основе права лежит свободд как характеристический признак личности»[10].
Соловьев считал, что «принцип права требует ограничить частный произвол в пользу общего блага». С этих позиций он критиковал реалии капитализма (плутократию) и идеи социализма.
В своем учении о свободе русский ученый Н.А.Бердяев отличает личность or индивида. индивид есть категория натуралистическая, био-логическая, социологическая, а личность - категория духовная. «Личность, - подчеркивал бердяев, - есть свооода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот»[11].
Разграничение между понятиями «право» и «свобода» весьма условно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют «свободами». нужно отметить, что различие в терминологии - скорее дань традиции, сложившейся еще в VIII-XIX веках.
Необходимо внести ясность и в такие понятия, как «основные» и «конституционные» права, поскольку в конституции используются обе формулировки. основные лрдвл индивида - это и есть конституционные права. К такому выводу, с точки зрения Л. Грудцыной, приводит, например, сопоставление статей 17 и 55 конституции: в последней отмечается, что перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных свобод индивида[12]. Вместе с тем в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - неотчужадемость и естественный характер (принадлежность каждому от (рождения).
Основные права субьективны. Сейчас эта истина очевидна, но вплоть до начала xx века она неоднократно оспаривалась. С середины XIX столетии ученые стали рассматривать конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской Конституции, было воспринято основным законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций[13]. Именно с того времени возникла необходимость в создании универсальных международных стандартов.