ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА | 6 |
1.1. Исторический аспект проблемы прав и свобод человека и гражданина | 6 |
1.2. Современное содержание прав и свобод человека и гражданина | 14 |
1.3. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина | 19 |
2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА | 25 |
2.1. Право на жизнь и достоинство личности | 26 |
2.2. Право на свободу и личную неприкосновенность | 32 |
2.3. Право на частную жизнь | 34 |
2.4. Неприкосновенность жилища | 38 |
2.5. Национальная принадлежность | 39 |
2.6. Свобода передвижений и места жительства | 42 |
2.7. Свобода совести и вероисповедания | 51 |
2.8. Свобода мысли и слова | 55 |
3. ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА | 59 |
3.1. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина | 60 |
3.2. Конституционные гарантии правосудия | 65 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 73 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 80 |
ВВЕДЕНИЕ
Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами.
Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), а с другой стороны, признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз зависит от того, каким образом построено взаимодействие права и личности. Поэтому изучение данной темы не перестает волновать ученых, юристов, государственных деятелей и актуально и в наши дни.
Кроме того, сегодня высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому магистральному пути.
Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества. Поэтому неслучайно, что изучение личностных прав и свобод человека особо значимо.
Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила права человека как приоритетные и наиболее значимые ценности, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.
Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности.
Таким образом, проблема личностных прав и свобод человека и гражданина является в современном мире сложной и многоплановой, имеет множество аспектов, а, следовательно, требует научной оценки.
Актуальность изучения данной темы определяется тем, что в современном демократическом государстве личные права и свободы человека и граждана представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, выступающий мерилом достижений общества, его «визитной карточкой». Конституция России признает права и свободы человека высшей ценностью, которой все остальные о6щественные ценности не могут противоречить.
Объектом исследования являются личные права и свободы человека и гражданина.
Предмет – общественные отношения, регулирующие права и свободы человека и гражданина.
Целью исследования выступает исследование института личных прав и свобод человека и гражданина. Данную цель предполагается достичь путем последовательного решения следующих задач.
Во-вторых, изучить и проанализировать институт личных прав и свобод человека и гражданина.
В-третьих, рассмотреть гарантии и защиту личных прав и свобод.
Методологической и теоретической основой написания дипломной работы являются учебные пособия и труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, нормативно-правовые акты, периодические издания.
При написании работы использовались следующие методы исследования проблемы:сравнительный, анализа, синтеза, системный, диалектический и логический.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Права человека сформировались как следствие многочисленных исторических причин, которые, в свою очередь, были обусловлены назревшей психологической потребностыо человеческого существа в свободном использовании имеющихся у него возможностей (выбирать профессию, место жительства и т.д.). Поэтому прежде чем приступить к рассмотрению общей характеристики прав и свобод человека и гражданина, представляется необходимым изучить исторический аспект данной проблемы.
1.1. Исторический аспект проблемы прав и свобод человека и гражданина
Осознание исключительности человека прослеживается уже в средневековых толкованиях текстов священного писания: в отличие от животных, человек - моральное существо, заключившее «завет с Богом». В эпоху просвещения особенностью индивида стал признаваться разум. Американский философ диана Т. Майерс в одной из своих работ утверждала, что отличительной особенностыь людей является способность к моральным действиям: лишь они имеют представление о моральных поступках, делают базирующиеся на моральных ценностях выводы и заключения и, самое главное, способны нести груз моральной ответственности. Дианой Т. Майерс 6ыла высказана также идея о том, что права людей на жизнь, свободу, должное с ними обращение и удовлетворение естественных потребностей неотчуждаемы, поскольку в противном случае социум как моральное сообщество не смог бы существовать[1]. Эта концепция в некоторой степени обобщает большинство известных на сегодняшний день теорий.
Рассматриваемое понятие возникло не только как результат потребности человека в самореализаиии (например, потпебности свободно выбрать род занптий), но и как некая защита от государственной тайны, исторический прообраз которой относится к IV-III тысячелетий) до н.э. Раннеклассовые города-государстства базировались на подчинении многих немногим, слабых -сильным. Господствовали многовековые обычаи и традиции, из поколения в поколение передавались секреты обрядов и покорность вождям.
В результате перехода от присваивающей экономики к производящей и последовавшего за этим демографического взрыва начали появляться многочисленные цивилизации. Прогрессивные формы земледелия (подсечно-огневое, поливное, неполивное и ирригационное) вели к усложнению производства, формированию новых управленческих функций в обществе, становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи, и к необходимости регламентировать хранение и распределение прибавочного продукта. Возникла необходимость учитывать трудовой вклад каждого члена общества. Зачатки экономики привели к дальнейшему разделению труда, появлению классов: управляющих, надсмотрщиков, рдбочих. Тогда же зарождаются основные признаки государства, устанавливаются общие жесткие правила поведения, обязанности, дозволения и запреты (табу). До неолитической революции существовали нерасчлененные специфические нормы первобытного общества, которые известный исследователь первобытности и этнограф А.И.Першиц назвал мононормами[2]. Это - и не право, и не мораль, поскольку их исполнение обеспечивалось не только общественным порицанием, но и наказанием на основе фиксированных санкций. Мононормы не давали преимуществ никому из членов рода, закрепляли первобытное равенство, суть которого состояла в одинаковом для всех отсутствии свободы, в поглощении личности сообществом, в жестокой регламентации жизни каждого, в консервативности связей между членами родл. «нормативная избыточность» свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшая задача - поддержание равновесия, социостаза.
Появление мононорм стало признаком выхода человечества из животного царства. Через освоение мононорм культивировались формы поведения, необходимые для дальнейшего прогресса. люди на практике убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний. на этапе распада первобьино общинного строя, в эпоху классообразования, возникли нормы права. Однако эти нормы и права человека - явления разновременные.
Во многих регионах мира правовые системы формировались в связи со значительным общественным разделением труда, ростом его производительности. с появлением избыточного продукта общественное богатство сосредоточилось в руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки, управлявшей преимущественно методами насилия и принуждения. Люди видели в представителях власти ставленников Бога на земле либо владык, требовавших беспрекословного подчинения. Почему же права человека зарождались намного позже права вообще? Попробуем подойти к этомувопросу с исторической точки зрения. Современный каталог прав, зафиксированный в международных документах и конституциях, результат длительного становления эталонов и стандартов современного демократического общеава. Поворотным этапом в формировании этих стандартов стали буржуазно-демократические революции XVII-XVIII веков, выдвинувшие принципы свободы и формального равенства. Именно тогда права человека «обрели самостоятельность» и начали оказывать ощутимое влияние на государство, поскольку явились ограничителями его всевластия, способствуя установлению демократического взаимодействия между властью и индивидом, несмевшим прежде тягаться с государственной машиной и ее бюрократическим аппаратом.