Смекни!
smekni.com

Место обязательственного права в системе гражданского права (стр. 5 из 8)

В Гражданском кодексе РФ в ст. 1081 указывается на право регресса к лицу, причинившему вред. Право регресса в данном случае - это требование кредитора ( регредиента) к должнику о возврате выплаченного по вине последнего возмещения другому лицу. По общему правилу, на должника по регрессному требованию возлагается обязанность возместить кредитору уплаченный им третьему лицу платеж в полном объеме.

Ответственность за действия других лиц по ст. 1073-1076 ГК РФ возможна лишь по собственной вине привлекаемого к ответственности лица, поэтому последние, возместив вред, не имеют права регресса к непосредственным причинителям вреда.

3. Понятие и виды обязательств в гражданском праве зарубежных стран, русском дореволюционном праве.

Итак, понятие обязательства является для юриспруденции фундаментальным.

Однако в различных зарубежных странах по-разному относятся к вопросу об определении обязательства в законе, то есть о легальном определении. Некоторые из них дают такое определение, другие, следуя старому совету omnis definitio periculosa est, воздерживаются от этого.

Германскому гражданскому уложению свойственна высокая степень обобщения правовых явлений вообще и в сфере регулирования обязательственных правоотношений в частности. Определение обязательства основывается на римском понятии. Закон исходит из общего определения обязательства, данного в параграфе 241 ГГУ, согласно которому «в силу обязательства кредитор вправе требовать от должника исполнения обязательства. Исполнение обязательства может состоять также в воздержании от действия». Данное определение по существу содержит указание как на активную, так и на пассивную стороны обязательства.

Французский гражданский кодекс в титуле 3 книги третьей, озаглавленном «О договорах или о договорных обязательствах вообще», не содержит никакого определения понятия обязательства и не устанавливает общих принципов, применяемых ко всем обязательствам вообще, независимо от их разновидностей. Французское гражданское право знает докринальное понятие, определяющее обязательство как правовую связь, посредством которой одно лицо должно в отношении другого лица - кредитора к предоставлению, действию или воздержанию от действия.* Понятие обязательства лишь косвенно было выведено изст.1101 ФГК, касающейся определения предмета договора : «Договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими лицами дать чего-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо».

Вместе с тем дано отметить, что термин «Обязательство» имеет во Франции специальное, более узкое значение : в торговом праве Франции слово obligatio

* См. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Под ред. Е.А. Васильева. М, «Международные отношения», 1993 с. 250.

обозначает ценные бумаги, удостоверяющие заем, - облигации, а в нотариальной практике этим термином обозначается нотариальный акт, удостоверяющий заем.

Швейцарский обязательственный закон не дает определения обязательства, хотя все юридические конструкции закона построены исходя из понимания обязательства, выработанного законодательством и докриной Германии.

Английское право в меньшей степени испытало влияние римского права. В праве Англии как и в праве США до настоящего времени ни в законодательстве, ни в прецедентном праве нет обобщенного понятия обязательства, которое носило бы нормативный характер. Это все же не означает, что проблема обязательственного правоотношения не возникает ни в судебной практике, ни перед участниками гражданского оборота, однако она всегда рассматривается в связи с договором или деликтом. Несмотря на то, что иск из договора в английском праве сравнительно поздно развивается из деликтных исков, что, таким образом, исторически между двумя основными видами обязательств. Договорными и деликтными, существует тесная связь, традиционная систематика английского права не знает единого общего учения об обязательствах, а излагает их в двух разных разделах, посвященных договорам и правонарушениям ( law of contract and law of torts). Некоторые вопросы рассматриваются также в курсах, посвященной частной собственности. В докрине вырабатывается общее понятие обязательства но опять-таки применительно либо к договорам, либо к деликтам, и оба эти обязательства противопоставляются друг другу без выявления каких-либо общих свойств и принципов.

Можно сказать, что обязательство в зарубежном праве представляет собой имущественную связь между двумя или несколькими лицами, выражающуюся во взаимном координировании повещения этих лиц, как носителей гражданских прав и обязанностей, то есть в совершении определенных действий или в воздержании от их совершения.*

в разных правовых системах как в законодательстве, так и в докрине разработаны классификационные критерии, позволяющие все многообразие обязательственных правоотношений свести к нескольким определенным видам.

* См. май С.К. Очерк общей части обязательственного права буржуазных стран. М., 1953, с. 20-21.

Наиболее распространенной и общепризнанной в странах континентальной Европы является их классификация в зависимости от основания возникновения.

ФГК все обязательства делит на две группы :

1) обязательства. Возникающие из договора ( ст. 1101 ФГК),

2) обязательства, возникающие без соглашений, регулированию которых посвящен титул 4 книги 3 кодекса и к числу которых закон относит обязательства, возникающие из деликта, квазиделикта, квазидоговора и закона.

Очевидно, что ФГК воспринял и воспроизвел четырехчленную систему деления обязательств в зависимости от оснований их возникновения, столь характерную для римского гражданского права. Дополнив обязательствами из закона.

Главным по практическому значению видом обязательств являются договорные обязательства. А договор - наиболее часто встречающееся основание возникновения обязательства.

Обязательства возникают из квазидоговора, когда между двумя лицами, не состоящими между собой в договрных отношениях, устанавливаются правоотношения, по своему характеру и содержанию сходные с договорными. В ст. 1371 ФГК установлено, что квазидоговорами, порождающими обязательства, являются действия человека, совершаемые исключительно по собственному побуждению, из которых вытекает обязательство перед третьим лицом и иногда взаимные обязательства обеих сторон. К числу таких действий закон относит ведение чужих дел без поручения (ст. 1372 0 1375 ФГК) и неосновательное обогащение ( ст. 1376-1381 ФГК), включая платеж недолжного.

Обязательства, возникающие из квазидоговора. Встречаются значительно реже договорных, но выделение их в самостоятельную правовую категорию отражает потребности гражданского оборота в регулировании таких отношений.

Обязательствами из деликта и квазиделикта в ФГК посвящено всего пять статей - с 1382-й по 1386 -ю, что объясняется небольшим значением этого вида обязательств в хозяйственной жизни Франции во время принятия гражданского кодекса. Наличие в системе оснований возникновения обязательств из квазиделикта, то есть причинения вреда без умысла, в результате небрежности или неосторожности (ст. 1383), во французской литературе расценивалось скорее как дань лревнеримской правовой традиции, нежели потребность времени даже к

моменту создания ФГК)*.

Пятый вид обязательств во французском праве - обязательства, основанием возникновения которых является закон. К их числу относят обязательства алиментирования, обязательства, возложенные на опекунов чужого имущества, обязательства, которые по закону ограничивают земельную собственность, регулируют отношения соседства, и некоторые другие.

ГГУ создало более модернизированную систему классификации обязательств в зависимости от оснований возникновения, отказавшись от громоздкой конструкции квазидоговора и устаревшей - квазиделикта.

По германскому праву обязательства возникают из закона, сделок, деликта

( параграф 826-853), неосновательного обогащения (параграф 812-822) и ведения чужих дел без поручения ( параграф 677-687).

Обязательства, возникающие из договоров, продолжают оставаться одним из важнейших видов обязательств. Вместе с тем одностороннее волеизъявление, то есть односторонняя сделка приобрело особое практическое значение и широкое распространение. По общему правилу, односторонняя сделка служит основанием возникновения обязательств в случаях, прямо указанных в законе. Расценивая выдачу ценных бумаг на предъявителя как одностороннее волеизъявление, можно сказать, что в условиях их чрезвычайно широкого распространения (в частности, развития чекового и вексельного обращения и соответствующего специального законодательства) обязательства, возникающие из сделок, становятся одним из важнейших видов обязательств наряду с договорными обязательствами. Именно это обстоятельство нашло отражение в ГГУ.

Классификация обязательств в зависимости от оснований их возникновения в праве Швейцарии аналогична германскому праву. Швейцарский обязательственный закон предусматривает в качестве оснований возникновения обязательств закон, сделки, деликты, неосновательное обогащение и ведение чужих дел без поручения.

Праву англии неизвестен системный подход в классификации обязательств. Отсутствует законодательство, которое устанавливало бы общие принципы, включая систему оснований возникновения обязательств.