§ 3. Характеристика нововведений касающихся
наследования и их аналогия с опытом зарубежных стран
1 марта 2002г. вступила в действие третья часть ГК РФ, раздел V которой содержит правила, регулирующие наследственные правоотношения. Особенность этого раздела состоит в том, что законодатель, наряду с сохранением большей части основополагающих принципов ГК РСФСР 1964г., впервые внес ряд новелл, существенно меняющих направление развития наследования в России. Не следует забывать о том, что принципы наследования – нововведения в российском законодательстве – давно используются в зарубежных странах. Актуальным вопросом остается применение новых норм, разработка механизмов их реализации и, безусловно, столь же актуально прогнозирование их дальнейшего развития с
учетом зарубежного опыта.
В третьей части ГК РФ по сравнению с ГК РСФСР количество норм о наследовании возросло более чем в два раза: раздел V содержит 76 статей, объединяющих 5 глав: «Общие положения о наследовании»; «Наследование по завещанию»; «Наследование по закону»; «Приобретение наследства», «Наследование отдельных видов имущества», в то время как старый ГК насчитывал всего 35 статей в разделе VII «Наследственное право».
Достоинством нового Кодекса, несомненно, является то, что его нормы значительно развивают и конкретизируют положения прежнего закона. Если возникавшие в практике до настоящего времени проблемы, вызванные пробелами в законодательстве, приходилось разрешать с помощью руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда или выводить то или иное положение исходя из смысла и «духа» закона, то сейчас ответы на многие вопросы можно найти в нормах Кодекса.
Отныне на уровне закона закреплен тезис об универсальности наследственного правопреемства, выдвигавшийся еще юристами Древнего Рима. «При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент», если из правил ГК РФ не следует иное.[27]
Впервые на законодательном уровне дано определение понятия наследства, под которым понимают «принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности».[28] Существенным следует признать уточнение о том, что «не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина…».
Для наследственного права решающее значение имеет вопрос о времени открытия наследства, поскольку именно на день открытия наследства определяется состав наследства; с этого момента отсчитывается срок, предусмотренный для принятия наследства (ч.4 ст.1152) или отказа от него (ч.2 ст.1157). В соответствии со ст.1114 ГК РФ «днем открытия наследства является день смерти гражданина. Предусмотрено два способа принятия наследства: путем подачи нотариусу по месту открытия наследства заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство или путем «совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства» (ч.2 ст.1153). Данная норма содержалась в ГК РСФСР и стала традицией для наследственных правоотношений в России. Аналогичная норма (с поправкой на то, что наследник извещает районного судью) действует в Болгарии, Италии, Франции. Другая традиция сложилась в Венгрии и ФРГ, где наследник получает причитающееся ему наследственное имущество без совершения особых правовых действий по его принятию.
При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим», а в случае, когда днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - день смерти, указанный в решении суда. Содержание данной статьи практически полностью соответствует ст.528 ГК РСФСР. Вместе с тем норма третьей части ГК РФ вводит существенное дополнение: «граждане, умершие в один и тот же день, считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно и не наследуют друг после друга. При этом к наследованию призываются наследники каждого из них» (ч.2 ст.1114).
Новый ГК расширяет круг лиц, которые могут призываться к наследованию по завещанию. Согласно ст. 1116 ГК к наследованию по завещанию могут призываться указанные в нем юридические лица, существующие на день открытия наследства, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации. Наследниками как по закону, так и по завещанию могут быть граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства (ч.1 ст.1116).
Существенные изменения коснулись института наследования по завещанию, которому в части третьей ГК РФ посвящена отдельная глава. Новеллой является статья 1118 ГК РФ, определяющая момент, с которого возникает завещательная правосубьектность. До 1 марта 2002г. этот вопрос не был урегулирован законодательством. В юридической литературе высказывались различные рекомендации на этот счёт. Одни авторы допускали возможность составления завещания несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, которые уже могли быть обладателями собственного имущества. Другие считали, что правом завещать наделены только совершеннолетние. ГК РФ пошёл по третьему пути, установив, что «завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме» (ч.2 ст.1118). По общему правилу полная дееспособность у гражданина возникает в возрасте 18 лет. Однако не исключен вариант приобретения полной дееспособности несовершеннолетними. ГК предусматривает две таких возможности: вступление в брак до достижения 18-летнего возраста [29] и эмансипация[30]. Если обратиться к зарубежному опыту, то в Испании завещание может составить любое лицо, достигшее 14 лет, Словении и Черногории - 15, во Франции, ФРГ, Сербии и Хорватии – 16, в Швейцарии – 18. Определение возраста зависит от развития культуры, исторических законодательных традиций и иных факторов (этнических, географических) той или иной страны. Что касается ограниченно дееспособных граждан, которые признаны таковыми вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами (ст.30 ГК), то из смысла приведенной нормы можно вывести невозможность составления завещания указанными лицами.
Особо подчёркивается личный характер завещания: не допускается совершение завещания через представителя (ч.3 ст.1118), что закреплено и ст.2064 Германского гражданского уложения 1896г., и ст. 669 Гражданского кодекса Испании 1889г., и ст.941 Гражданского кодекса Польши 1964г.
Совершение завещания двумя или более гражданами не допускается (ч.4 ст.1118). Под принципом свободы завещания понимается право завещателя «по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения», а также включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами ГК о наследовании, отменить или изменить совершенное завещание (ч.1 ст.1119). Свобода завещания проявляется также и в том, что «завещатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе, в том числе о том, которое он может приобрести в будущем».[31] Прежний закон о подобной возможности умалчивал.
Большое значение для охраны интересов наследодателя имеет сохранение тайны завещания, которую регулирует специальная статья Кодекса (1123), обязывающая нотариуса, другое удостоверяющее завещание лицо, переводчика, исполнителя завещания, свидетелей, а также гражданина, подписывающего завещание вместе завещателя не разглашать до открытия наследства сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены. При этом устанавливается, что «случае нарушения тайны завещания завещатель вправе потребовать компенсацию морального вреда, а также воспользоваться другими способами защиты гражданских прав», предусмотренными ГК.
Расширению принципа свободы завещания, несомненно, будет способствовать появление новых форм завещания в Российской Федерации (со своими достоинствами и недостатками).
Во-первых, введен институт закрытого завещания (ст.1126), подразумевающий право завещателя собственноручно написать и подписать завещание, запечатать его в конверт и в присутствии двух свидетелей передать на хранение нотариусу. Последний в соответствии с ч.3 ст.1126 ГК РФ запечатывает конверт, подписанный свидетелями, в другой конверт, на котором делает надпись, содержащую сведения о завещателе, месте и дате принятия завещания. Таким образом, до смерти завещателя никто (включая нотариуса) не вправе ознакомиться с содержанием завещания. Такая форма завещания давно используется в зарубежных странах. Например, в ФРГ, Польше и Болгарии оно называется собственноручным, в Венгрии – письменным личным, в Италии - секретным (которое, кстати, может быть написано и третьим лицом), во Франции – тайным, в Испании – закрытым. Однако такая форма завещания опасна тем, что человек, решивший письменно оформить свое волеизъявление на случай смерти, не знаком с правилами написания и составления завещания. Даже после разъяснений нотариуса на этот счет ошибок в составлении завещания не многие могут избежать.