Таким образом, закон признает действительными сделки, совершенные с нарушением правил о правоспособности юридических лиц, если другая сторона в сделке об этом не знает. Юридическое лицо обладает правоспособностью в соответствии с целями, установленными в учредительных документах юридического лица (ст.49 ГК).
Требование о признании сделок юридического лица недействительными в связи с нарушением его правоспособности может быть заявлено либо самим юридическим лицом, либо его учредителем (участником), либо государственным органом, осуществляющим контроль или надзор за деятельностью юридического лица, например, налоговой инспекцией, прокуратурой и т.д.
Полномочия лица на совершение сделки могут быть ограничены договором, а полномочия на совершение сделки органом юридического лица, также его учредительными документами. Если сделка совершена с превышением полномочий, т.е. ограничения на ее совершение нарушены, то по иску лицу, в интересах которого ограничения были установлены, она может быть признана недействительной лишь в случаях, когда доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях (ст.174 ГК). Если же доказать этот факт не представляется возможным, применяется правило ст.183 ГК, т.е. считается, что сделка совершена от имени и в интересах совершившего ее лица.
Они подразделяются на сделки, совершенные без внутренней воли на совершение сделки и сделки, в которых внутренняя воля сформировалась неправильно. Без внутренней воли совершаются сделки под влиянием населения (физическое воздействие), угрозы (психические воздействия), злонамеренного соглашения представления одной стороны с другой стороной (ст.179 ГК), а также гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (ст.177 ГК). Такие сделки признаются недействительными вследствие того, что воля самого лица на совершение сделки отсутствует, имеющее же место волеизъявление отражает не волю участника сделки, а волю какого-либо иного лица, оказывающего воздействие на участника сделки.
Сделки, совершенные под влиянием обмана, заблуждения, кабальные сделки, характеризуются наличием внешне выраженной внутренней воли, с формировавшейся под воздействием обстоятельств, искажающих истинную волю лица.
Кабальные сделки совершаемые вследствие стечения тяжелых обстоятельств, имеют порок воли, поскольку их формирование протекает под воздействием таких обстоятельств, при которых практически исключается нормальное формирование воли, что побуждает заключать сделку, на крайне невыгодных для себя условиях. Потерпевший от такой сделки, как правило, осознает ее кабальный характер, но волею обстоятельств он вынужден совершить эту сделку.
Для определения кабального характера заключаемой сделки следует установить, что гражданин находится в состоянии крайней нужды, что его контрагент понимает это и использует в своих интересах, что условия явно невыгодны для одного из контрагентов. Невыгодность проявляется в несоразмерности уплачиваемой цены и реальной стоимости продаваемой вещи.
Говоря о недействительности сделок с пороками воли, нельзя не обратить внимание на вопрос о том, чему придается более важное значение для действительности сделки: собственно воле и волеизъявлению. На этот счет высказывается много различных мнений: одни полагают, что основу действительности сделки должно составлять волеизъявление, т.к. сделка всегда есть действие, а юридические последствия связываются с волеизъявлением; другие считают, что основным моментом сделки является внутренняя воля лица; третьи утверждают, что существует наличие неразрывного единства воли и ее выражение в волеизъявлении. Однако главным является то, что и воля и волеизъявление являются непременными условиями действительности сделки.
2.3. Недействительность сделок вследствие порока формы.
Недействительность сделок вследствие порока формы зависит от того, какая форма законом или самомнением сторон для совершения той или иной сделки установлена. Невозможно представить несоблюдение устной формы сделки. Закон связывает недействительность только с письменной формой сделки.
Несоблюдение простой письменной формы влечет недействительность сделки только в случаях, специально указанны в законе. Несоблюдение же требуемой законом нотариальной формы, а также государственной регистрации сделки всегда влечет ее недействительность.
2.4. Сделки с пороками содержания.
Такие сделки признаются недействительными вследствие расхождения условий сделки с требованиями закона и иных правовых актов.
Среди таких сделок выделяют:
1. Сделки, совершаемые с целью заведомо противной основам правопорядка и нравственности (ст.169 ГК).
Сделки, совершаемые с целью заведомо противной основам правопорядка и нравственности представляют собой квалифицированный состав недействительной сделки, не соответствующей требованиям закона. К составу недействительной сделки с пороком содержания добавляется квалифицируемый субъективный момент - цель. Следовательно, при установлении факта нарушения требований закона в условиях сделки такая сделка признается недействительной, но если при этом сделка была совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, то наступают более жесткие последствия, предусмотренные законом, - взыскание всего полученного в доход государства.
2. Мнимые и притворные сделки (ст.170 ГК) - сделки с отсутствием основания, т.е. того типового юридического результата, который должен был бы иметь место в действительной сделке.
Мнимая сделка совершается лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Подобные сделки, как правило, совершаются с целью создать видимость правовых последствий, не желая их наступления в действительности. Мнимые сделки ничтожны.
В притворной сделке отсутствует основание, стороны стремятся достигнуть отнюдь не правового результата, которой должен возникнуть из совершаемой сделки. В этой ситуации имеется две сделки: одна притворная, а другая та, которую стороны действительно имели в виду. Таким образом, притворная сделка как бы прикрывает своей формой истинную сделку. Поскольку притворная сделка не имеет основания, она недействительна. Однако, притворные сделки не всегда возникают вследствие неблаговидных действий, нередко граждане просто не понимают, какую сделку им следовало бы совершить.
2.5. Ничтожные (абсолютно недействительные) сделки.
Недействительные сделки делятся на абсолютно недействительные (ничтожные) и относительно недействительные. Абсолютная недействительность (ничтожность) сделки означает, что характер нарушения при ее совершении позволяет признание ее недействительной при установлении самого факта такого нарушения.
Российское законодательство относит к абсолютно недействительным сделкам:
1)направленные на ограничение правоспособности или дееспособности граждан;
2)совершенные с целью, заведомо противной интересам государства и общества;
3)сделки юридического лица, противоречащие его уставным целям;
4)совершенные недееспособными лицами;
5)мнимые и притворные;
6)совершенные с нарушением формы, если закон специально предусматривает последствия.
Ничтожна сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства. Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах. Дееспособная сторона обязана возместить другой стороне нанесенный его реальный ущерб, если дееспособная сторона знала и должна были знать о недееспособности другой стороны.
В интересах гражданина, признанного недееспособным вследствие психического расстройства, совершенная им сделка может быть по требованию его опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде этого гражданина.
Мнимая сделка, т.е. сделка, совершенная лишь для вида без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна. Притворная сделка, т.е. сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна.
Ст.168 ГК установила, что все сделки по общему правилу являются ничтожным. Ничтожная сделка недействительна изначально, ее порок настолько серьезен, что не требует установления этого факта судебным или иным органом. Поэтому при установлении порочности какого-либо из элементов ничтожной сделки любой орган, гражданин или организация вправе потребовать применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Ничтожная сделка не может порождать каких-либо прав и обязанностей, за ней не признается качеств юридического факта, т.е. юридически этого действия нет. Решение же суда по признанию ничтожности сделки действительной признает, что это действие порождает законные последствия сделки с момента ее совершения, т.е. суд придает своему решению обратную силу, распространяя юридические последствия на уже истекший промежуток времени.
Поскольку ничтожная сделка недействительна и без признания этого факта судом, то закон устанавливает только срок исковой давности для предъявления требований о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Этот срок гораздо более продолжительный и превышает общий срок исковой давности, он равен 10 годам и исчисляется со дня когда началось исполнение ничтожной сделки. При отсутствии исполнения ничтожная сделка не приводит ни к каким правовым последствиям, поэтому нет необходимости исчислять срок с момента заключения ничтожной сделки.