Смекни!
smekni.com

Общество с ограниченной ответственностью как один из главных субъектов современного имущественного оборота (стр. 4 из 14)

- о создании представительства или филиала;

- о внесении дополнений в устав общества.

Решения общего собрания участников общества по этим вопросам считаются принятыми, если за них проголосовали участники, обладающие большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом об­щества.

Во-вторых, информация об изменениях в уставе общества, свя­занных с дополнением сведений о его филиалах и представительствах, представляется органу государственной регистрации юридических лиц. Причем по этому вопросу закон сделал исключение из общего правила, т. е. не требует регистрации изменений, а допускает лишь уведомительный порядок сообщения о них. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведом­ления.

Филиал и представительство не являются юриди­ческими лицами, а представляют собой лишь подразделения юриди­ческого лица. Поэтому они не могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, т.е. они не вправе, например, заключать договоры от своего имени. Вме­сте с тем и филиал, и представительство, расположенные вне места нахождения юридического лица, выполняют определенную работу, обладая при этом достаточно большой самостоятельностью. Это не­редко приводит к тому, что представительства и филиалы при заклю­чении договоров выступают в качестве самостоятельных субъектов гражданского права, что не согласуется с п. 1 ст. 48 ГК РФ.

Какой же может быть выход из такого положения? По смыслу ст. 55 ГК РФ и ст. 5 Федерального закона РФ " Об обществах с огра­ниченной ответственностью" руководители представительств и фи­лиалов, назначенные юридическим лицом, действуют от имени само­го юридического лица на основании его доверенности. При этом не­обходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководи­теля филиала (представительства) должны быть обязательно удо­стоверены доверенностью, выданной ему как физическому лицу, и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредитель­ных документах юридического лица, положении о филиале (предста­вительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой дейст­вует руководитель филиала (представительства).

С помощью доверенности оформляются отношения, основанные на договоре поручения, т. е. гражданско-правовом договоре, участ­никами которого могут быть субъекты гражданского права. Поэтому стороной соответствующих сделок будет считаться юридическое ли­цо, от имени которого заключил сделку его представитель, действующий на основании доверенности, но никак; не сам филиал или пред­ставительство.

Договор, подписанный руководителем фи­лиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, будет считаться совершенным от имени юридического лица лишь при доказанности наличия у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующих полномочий, выра­женных в Положении о филиале (представительстве) и доверенности. В противном случае юридическое лицо не может считаться стороной такого договора и отвечать по нему своим имуществом[10].

Здесь также важно учитывать то, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу. Это право основано на положениях ст. 187 ГК РФ, которая допускает такое пе­редоверие в двух случаях:

во-первых, когда доверенность предусматривает возможность передоверия;

во-вторых, когда лицо, осуществляющее передоверие, вынужде­но к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность.

При этом доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена, а передавший полномочия другому лицу должен известить об этом выдавшего доверенность и сообщить ему сведения о лице, которому переданы полномочия. В случае нарушения этой обязанности на передавшего полномочия воз­лагается ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока дейст­вия доверенности, на основании которой она выдана.

К перечисленным особенностям общества с ограниченной ответ­ственностью следует отнести еще одну: общество может иметь гра­жданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и це­лям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.

Хотелось бы обратить внимание на последнюю часть этого поло­жения.

Согласно ст. 49 ГК РФ принцип специальной пра­воспособности не применяется в отношении хозяйственных обществ, и в частности в отношении обществ с ограниченной ответственно­стью. Вместе с тем Федеральный закон РФ "Об обществах с ограни­ченной ответственностью" развил эту норму Гражданского кодекса РФ, предоставив самим участникам решать вопрос об установлении каких-либо ограничений по предмету деятельности.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определя­ется Законом, общество может заниматься только на основании спе­циального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определен­ного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять та­кую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только те виды деятельности, которые предусмотрены специальным разрешением (лицензией) и сопутствуют им[11].

3. Отличительные черты Общества с ограниченной

ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью обладает рядом признаков, позволяющих установить его место в ряду других хозяйственных товариществ и обществ.

Первое. 000, как и все хозяйственные товарищества и общества, является юридическим лицом. Очевидно, что разница между полным товариществом и АО достаточ­но велика. Признаки, содержащиеся в легальном опреде­лении юридического лица (ст. 48 ГК РФ), — организацион­ное единство, наличие вещных прав на имущество, само­стоятельная ответственность, выступление в обороте от своего имени, процессуальная правосубъектность предпо­лагают различную конкретизацию для разных форм юри­дического лица. Единственный момент, общий для всех юридических лиц, — это возможность выступления во вне от своего имени. Само понятие "организационно-правовая форма" юридического лица свидетельствует о том, что ха­рактеристика субъекта в качестве юридического лица оз­начает только признание его субъектом гражданского пра­ва, так как содержание признаков, входящих в легальное определение юридического лица, не является одинаковым для всех организационно-правовых форм.

Общество является коммерческой организацией, т. е. создается участниками для достижения цели: извлечения прибыли и распределения ее среди участников. Как ком­мерческая организация 000 имеет общую правоспособность[12].

Второе. Отсутствие ответственности участников общества по обязательствам 000. Само наименование "общество с ограниченной ответственностью" не совсем точное. Общество несет полную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 3 Закона об обществах), а участники не несут никакой ответственности по обязательствам общества, кроме слу­чаев, предусмотренных законом.

По российскому законодательству участники общества не отвечают по его обязательствам. Применительно ко всем юридическим лицам это правило сформулировано в п. 3 ст. 56 ГК РФ, согласно которому участник юридического лица отвечает по обязательствам последнего только в слу­чаях, предусмотренных ГК РФ либо учредительными до­кументами. В отличие от периода появления первых торго­вых товариществ в настоящее время ответственность уча­стников рассматривается как исключение. Подобная особен­ность правоспособности юридического лица является обя­зательной для всех субъектов, не может определяться по воле последних и, в принципе, может быть предусмотрена только законом. Поэтому определение в учредительных до­кументах возможности несения участником ответственнос­ти по обязательствам юридического лица может иметь ме­сто только в случаях, когда данная ответственность учас­тников уже предусмотрена законом для данного вида юри­дических лиц, а учредительные документы определяют только размер ответственности (общества с дополнительной ответственностью, кооперативы).

Однако из принципа отсутствия ответственности уча­стников общества по обязательствам последнего есть ис­ключения, обусловленные требованиями к состоянию иму­щества общества либо фактом экономической зависимости от другого субъекта, при формальной юридической само­стоятельности.

Во-первых, участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обя­зательствам в пределах стоимости неоплаченной части вкла­да каждого из участников (п. 1 ст. 87 ГК РФ; п. 1 ст. 2 Зако­на об обществах). Данная норма носит императивный ха­рактер и не может быть изменена соглашением сторон. Субъектами ответственности являются все участники, не полностью внесшие вклады, предусмотренные учредитель­ными документами. Под ответственностью в данном случае понимаются неблагоприятные имущественные последствия в виде лишения права или возложения дополнительной обя­занности. Поэтому в данном случае мы имеем дело именно с ответственностью, так как участник принуждается не к исполнению своей договорной обязанности — внести вклад, а к возмещению части требований кредитора общества той частью своего личного имущества, которая соответствует стоимости неоплаченной части вклада[13].