Защита социально-трудовых прав женщин и по сей день остается в поле зрения профессиональных союзов всех стран. Сегодня для России это весьма актуальная проблема. К сожалению, сейчас женщина оказалась, пожалуй, самой незащищенной категорией населения. Несмотря на то, что принципы равноправия мужчин и женщин закреплены в Конституций РФ, КЗОТе, Законе «О занятости населения» и других документах. В сфере труда объективно сохраняется разделение на «мужские» и «женские» профессии и отрасли. Большая часть женщин занята в ограниченном количестве профессий на сравнительно низком должностном уровне. Женщины больше, чем мужчины, заняты ручным и малоквалифицированном трудом, несправедливо много их работает на тяжелых физических работах и на производстве с вредными условиями труда. Причем уровень заработанной платы в традиционно «женских» отраслях значительно ниже. Высок и удельный вес женщин среди безработных — 62% . Две трети потеряли работу в результате высвобождения. В последние годы женщины заметно вытесняются из финансовой сферы, где заработки существенно выше. Несмотря на высокий уровень образования (из числа работающих имеют высшее образование 19,6% женщин и 16,8% мужчин) — профессиональную карьеру делают незначительное число женщин. Происходит рост травматизма на производстве. Ежегодно травмы получают от 70 до 80 тысяч женщин-работниц*(4).
К сожалению, те права и гарантии, которые записаны в законах, реализуются очень скверно. В итоге получается совсем неприглядная картина. Сегодня работодатели часто нарушают трудовое законодательство Профессиональным союзам, приходится иметь дело с настоящей дискриминацией» с незаконным увольнением матерей-одиночек, женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
Профсоюзы сегодня предлагают срочно разработать скоординированную программу по выводу женщин из тяжелых, вредных и опасных условий труда. Они требуют принять меры, которые позволят хотя бы уменьшить влияние вредных и опасных факторов на здоровье женщин, обеспечить их индивидуальными средствами защиты, постепенно заменять оборудование. Профсоюзы требуют и изменения политики доходов. Учитывая, что большая часть женщин занята в организациях, финансируемых за счет средств бюджета, они добиваются законодательно поднять зарплату бюджетных организаций.
В Программе действий ФНПР до 2000 года, принятой III съездом ФНПР, записано, что профсоюзы будут гарантом социального мира и, в частности, в осуществлении профсоюзного контроля за реализацией федеральных и региональных программ по защите семьи, женщин, молодежи и детей.
Наиболее эффективным в защите социально-трудовых прав женщин сегодня остается социальное партнерство. Заключение соглашений на разных уровнях и коллективных договоров всегда предусматривает и решение «женского вопроса».
В условиях правового беспредела российским профсоюзам очень важно привести в соответствие наши правовые нормы в сфере труда с международными. Это, с одной стороны, будет способствовать расширению профсоюзного лоббирования, а с другой, даст возможность требовать от зарубежных предпринимателей, работающих в России, соблюдать законы, регулирующие трудовые отношения.
Именно поэтому Федерация Независимых Профсоюзов России активно включилась в работу над программой подготовки и ратификации Российской Федерацией «Европейской социальной хартии».
«Европейская социальная хартия» наряду с «Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод» является наиболее важным документом Совета Европы в сфере обеспечения прав человека. И если Конвенция является преимущественно инструментом защиты гражданских и политических прав, то Хартия посвящена защите социальных прав, в т.ч. и женщин.
В «Европейскую социальную хартию», принятую еще в 1961 году, в 1996 году внесены дополнения. Сегодня очень важно, чтобы Россия, вошедшая в Совет Европы, ее ратифицировала. Дополненная Хартия уже подписана девятью государствами: Бельгией, Кипром, Данией, Финляндией, Францией, Грецией, Италией, Португалией и Швецией. После того, как ее ратифицируют хотя бы три государства, она вступает в силу, что ожидается в 1998 году*(4).
Среди прочих гарантий «Европейская социальная хартия» предусматривает гарантии трудящимся женщинам, права матери и семьи, права детей. Статьи 4, п.3,7, 8,16, 20, 27 предусматривают право женщин на справедливое вознаграждение за труд равной ценности с мужчинами; право детей и молодежи на специальную защиту от физических и моральных рисков; права работающих «Солидарность», 1998, № I женщин на охрану материнства; специальную защиту семьи; право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола; право работников с семейными обязанностями на равные возможности и на равное обращение.
Для профсоюзов очень важно, что в новую редакцию Хартии внесена статья о том, что профсоюзное членство или участие в профсоюзной работе в нерабочее время или с согласия предпринимателя в рабочее время не должно составлять уважительные причины прекращения трудовых отношений (Ст. 24, п.3).
Политические права женщин, закрепленные в международном и национальном законодательстве, являются элементом общечеловеческих ценностей и идеалов, механизм реализации которых в значительной степени затруднён тем, что в век информатизации, политика остаётся ещё преимущественно сферой мужской деятельности.
Согласно Конвенции о политических правах женщин 1953 г. женщины имеют право без какой-либо дискриминации голосовать ни всех выборах наравне с мужчинами, им предоставлено право быть избранными во все учреждения, требующие публичных выборов, занимать должности на общественно-государственной службе. Многие страны ратифицировали эту Конвенцию, в том числе и СССР, однако женщины на планете занимают всего 14% управленческих должностей, 6% постов в кабинетах министров, 11% мест в парламентах*(13). Поэтому ст.1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. понятие «дискриминация» в отношении женщин трактует как любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление женщинами прав и свобод, в том числе и политических. Конституция Российской Федерации 1993 г. также закрепила не только равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равные возможности их реализации. Это указание не может истолковываться элементарно. Общепризнанно социальное значение материнства и роль женщины в продолжении рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях равенства в сфере реализации не только социально-экономических, но и политических прав. Провозглашенное в Конституции России равенство граждан перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов вовсе не означает, что различные категории граждан имеют равный правовой статус. В законодательстве имеется большое количество норм и даже отдельных законов, посвященных особенностям правового статуса детей, молодежи, женщин. Эти особенности, связанные с возрастом, полом касаются различных, сфер общественных отношений, в том числе и политических.
Проблема реализации избирательных прав женщин в России была решена с принятием Конституции РСФСР 1918 г.. В состав же 1 Съезда народных депутатов СССР в 1988 году было избрано 15% женщин — вдвое меньше, чем до демократических нововведений. Причём большая часть депутатов-женщин была избрана от КПСС и других общественных объединений, на выборах в парламенты союзных республик в 1990 году доля женщин-депутатов не превышала 5%. Примерно на этом же уровне она держится и теперь, так в Республике Беларусь депутаты-женщины в парламенте составляют 4,5% в то время, как в парламенте Турции их 11%. Общеизвестно, что в скандинавских странах, где в парламентах женщины-депутаты составляют порядка 40%, политика малоагрессивна и конструктивна, приоритетами в ней являются защита прав человека и социального благосостояния. Опыт этих стран показал, что женщины приходят во власть, как правило, пройдя школу политических партий и иных общественных движений, имея опыт работы с людьми. Так, в Голландии в каждой политической партии, имеется 35% квота для женщин; программа «равных возможностей» в США вынуждает из числа претендентов на различные должности выбирать в первую очередь женщин*(13).
Нельзя согласиться с тем, что введение квот для устранения фактического неравенства создаёт новое неравенство, поскольку «квотные» назначенцы уступают уровне профессионализма тем, кто получил место в парламенте или ином органе государства в результате свободной конкуренции. Так, подбор «квотных» кандидатов депутаты в рамках партии или иного общественного движения также характеризуется конкурентной борьбой.
Путь реализации политических прав женщин в России, как и в других странах, лежит через создание женской политической партии, которая бы представляла и защищала в парламенте интересы, прежде всего женщин-избирательниц, которых на 9,5 млн. больше, чем мужчин, а среди пенсионеров, которые более активны на выборах, — их больше в 2,5 раза. Так, движение «Женщины России» — прототип политической партии, на выборах в Государственную Думу в 1993г. получили 46 мандатов более 10% общего состава депутатов Думы.
В законе о политических партиях и иных законодательных актах особое внимание законодателя должен привлечь механизм реализации провозглашенных Конституцией равных прав и свобод мужчин и женщин.
По-моему, переход от одной системы общественных отношений к другой, как это происходит в нашей стране, неизбежно влечет за собой изменения законодательной базы, в том числе и в отношении прав и интересов женщин. Прежде всего это касается конституционных норм. В ныне действующей Конституции РФ осталась формулировка: