Однако наиболее существенные изменения произошли в содержании и духе норм. Рассмотрим основные из них, следуя за структурой Кодекса.
I раздел содержит общие положения об основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей, осуществлении гражданских прав и их защите, о субъектах права, представительстве, доверенности, исковой давности.
В этом разделе наряду с либерализацией некоторых норм (например, частичным закреплением в ст. 4 принципа, известного еще римскому праву, - дозволено все, что не запрещено законом), были усилены отдельные ограничения инициативы и самостоятельности участников гражданских правоотношений. Так ст. 5 ГК 1963 г. более жестко определяла последствия злоупотребления правом, предусматривая, что гражданские права охраняются законом, за исключением случаев, когда они "осуществляются в противоречии с назначением этих прав в социалистическом обществе в период строительства коммунизма". При этом от граждан и организаций требовалось не только соблюдение законов, но и уважение к "правилам социалистического общежития и моральным принципам общества, строящего коммунизм". , Существенной новеллой в сфере защиты гражданских прав являлась ст. 7, предусматривавшая возможность гражданско-правовой защиты чести и достоинства граждан и организаций. При этом применение санкций не было связано с требованием наличия вины нарушителя.
Субъектами гражданских правоотношений Кодекс признает граждан и организации - юридические лица. Государство не упоминается специально среди субъектов гражданско-правовых отношений, но такой его статус следует из содержания отдельных норм (например, о праве собственности, о наследовании и др.).
Гражданский кодекс 1963 г. более полно и точно, по сравнению с ранее действовавшим кодексом, определил понятие юридического лица. Вместе с тем, тут осталось достаточно много неясностей. В частности не определено соотношение понятий "организация", "предприятие", "учреждение", которыми оперирует законодатель. Нет и самого определения этих категорий.
Кодекс не содержит норм, специально посвященных определению объектов права. Большая часть их размещена в тех или иных главах раздела "Право собственности". Зато в "Общих положениях" значительное внимание уделено сделкам. Более детально регламентирована форма сделок, а также основания и последствия признания сделок недействительными.
Кроме того, раздел I дополнен положениями о представительстве и доверенности.
Раздел "Право собственности" весьма характерен для "законодательства страны, построившей социализм и перешедшей к постепенному строительству коммунистического общества".
Во-первых, право собственности закреплено в качестве единственного, официально признанного, вещного права. Хотя в литературе была высказана точка зрения (А.В. Венедиктов), что к вещным правам относится также право оперативного управления, широкого распространения она не получила. Возможно потому, что отношения собственности и "оперативного управления" по характеру, скорее, административные, чем гражданско-правовые.
Во-вторых, в связи с ликвидацией частной собственности, изменениями экономического строя, принятием новой Конституции СССР, изменилась классификация форм собственности. Кодекс исходил из существования социалистической собственности и личной собственности граждан на имущество, предназначенное для удовлетворения их материальных и культурных потребностей (ст. ст. 87, 88 ГК).
Более подробно, чем раньше, урегулированы вопросы, связанные с осуществлением права общей собственности. Предусмотрено, что общая собственность может быть долевой (с заранее определенными долями) и совместной (без предварительного определения долей, равенство которых презюмируется). Детальную регламентацию получил один из видов совместной собственности - собственность колхозного двора, напоминавшего собою замкнутый хозяйственный мирок древнеримской "фамилии" (ст. ст. 120-127).
Специальная глава (12) посвящена регулированию возникновения и прекращения права собственности, моменту его возникновения, распределению риска случайной гибели и пр.
Для защиты права собственности, как • раньше, были предусмотрены вещные иски. Но теперь привилегии государства по виндикации его имущества были дополнены аналогичными привилегиями для колхозов, иных кооперативных и общественных организаций (ст. 146).
Раздел "Обязательственное право" состоит из двух частей. В первой из них регулируются общие положения обязательств - дано их определение, названы (в не очень удачной по характеру - отсылочной норме - ст. 151 ГК) основания возникновения, указаны требования к исполнению обязательств и т.д.
В целом, общие положения обязательственного права достаточно традиционны. Наиболее существенными можно признать новеллы относительно способов обеспечения обязательств (выделенных особо и объединенных в отдельную главу), а также определения условий ответственности за нарушение обязательств.
Если говорить об общих тенденциях, то следует отметить особое внимание законодателя к такому способу обеспечения, как неустойка. Теперь она может быть не только договорной, но и следовать непосредственно из закона (причем, -сфера применения последней и в дальнейшем неуклонно расширялась). Регулирование залога, наоборот, было не слишком детальным, не упоминались некоторые ранее существовавшие виды залога (права застройки, права требования и т.п.), не шла речь о перезалоге и т.д. Появился также новый способ обеспечения обязательств - гарантия, являвшаяся по сути, поручительством, но в отношениях между социалистическими организациями (ст. 196).
Таким образом, был закреплен принцип "виновного с исключением" начала. Это явилось шагом вперед.
Отдельным видам обязательств посвящена вторая часть раздела. Из многочисленных возможных вариантов построения системы обязательств законодатель избрал традиционную, напоминавшую право Юстиниана и Гражданский кодекс Франции 1804 г., структуру:
1) договорные обязательства (купля-продажа, дарение, поставка, контрактация, имущественный наем, наем жилого помещения, безвозмездное пользование имуществом, подряд, подряд на капитальное строительство, перевозка, государственное страхование, заем, расчетные и кредитные отношения, поручение, комиссия, хранение, пожизненное содержание, совместная деятельность);
2) как бы договорные обязательства, то есть обязательства, возникающие из односторонних действий (объявление конкурса);
3) обязательства из правонарушений (вследствие причинения вреда);
4) обязательства из как бы правонарушений (вследствие приобретения или сбережения имущества без достаточных оснований).
Раздел IV - "Авторское право", как и два последующие -"Право на открытие" и "Изобретательское право", являются абсолютными новеллами Гражданского кодекса. В ГК УССР 1922 г. данные виды отношений не упоминались "вообще. Они входили в сферу правового регулирования специального законодательства - Закона УССР от 6 февраля 1929 г. "Об авторском праве", созданного на базе союзных "Основ авторского права" от 11 мая 1928 г. Такое решение было не совсем удачным, и при второй кодификации положение исправили. При этом принципиальные решения названных актов в значительной степени были перенесены в ГК 1963 г. Это касается определения авторского права, определения его субъектов, объема их прав, содержания авторских договоров и т.п.
В результате неоднократных изменений и дополнений (особенно после присоединения СССР к Всемирной конвенции об авторском праве) многие -«положения данного раздела стали существенно отличаться от первоначальной редакции, а в процессе дальнейшего обновления законодательства утратили силу.
Последнее касается и права на открытие й изобретательского права.
В числе новелл наследственного права (раздел VII) можно назвать: установление очередей наследования по закону с равенством долей наследников внутри очереди (ст. ст. 529, 530); определение порядка наследования нетрудоспособными иждивенцами, усыновленными и усыновителями (ст. ст. 531, 532); расширение права распоряжения имуществом путем завещания с ограничением его только оговоркой о праве на обязательную долю (ст. 535). Предусмотрено, что завещание должно быть в нотариальной форме, однако, при этом был значительно расширен круг случаев, когда завещания могли быть приравнены к нотариально удостоверенным (ст. 542). Среди завещательных распоряжений названы завещательный отказ (легат) - ст. 538, подназначение наследника (наследственная субституция) - ст. 536, возложение на наследника исполнения действий для общеполезной цели - ст. 540, возложение на наследника обязанности предоставления другому лицу права пожизненного пользования домом - ст. 539.
5. Значение судебной и арбитражной практики в применении и дальнейшем совершенствовании гражданского законодательства.
Важное значение при рассмотрении вопросов об источниках гражданского права приобрели вопросы судебной практики. В этом аспекте необходимо, во-первых, отметить следующие принципиальные и определяющие моменты: украинская правовая система не относится к странам с системой общего права, и поэтому прецедент не является источником права в Украине; во-вторых, система судоустройства в Украине представляет многоуровневую систему общих и специализированных судов.
Под судебной практикой следует понимать деятельность судов по единообразному применению норм права при разрешении имущественных и личных имущественных и неимущественных споров. Понятие «судебная практика» может быть рассмотрено с нескольких сторон. Во-первых, судебная практика — это руководящие разъяснения судам по вопросам применения действующего гражданского законодательства при рассмотрении разных категорий гражданских дел. Такие руководящие разъяснения содержаться в постановлениях Пленума Верховного суда Украины, а также письмах Президиума Высшего Арбитражного суда Украины. Руководящие разъяснения принимаются на основе анализа и обобщения судебной практики и даются в порядке судебного толкования. Обобщением и анализом судебной практики занимаются все суды Украины. При принятии таких руководящих разъяснений, прежде всего, руководствуются требованием обеспечения единообразного применения и понимания законов Украины. Поэтому возникает ситуация, когда, с одной стороны, в Украине не действует судебный прецедент, а с другой, всем государственным органам и судам, прежде всего, необходимо обеспечить единообразное действие, понимание и применение всего законодательства Украины (что продиктовано самой сутью механизма действия любого нормативно-правового акта). Этой приведенной ситуацией объясняется то, что вопрос о природе руководящих разъяснений судов являлся и является по сей день спорным как в научной литературе, так и в практике. Согласно точке зрения одних ученых руководящие разъяснения содержат нормы права, другие ученые не поддерживают эту точку зрения. Таким образом. Пленум Верховного суда принимает постановления, в которых содержатся руководящие разъяснения. Такие полномочия Верховному суду предоставлены Законом Украины «О судоустройстве» (Закон от 5 июня 1981г. с изменениями Закона от 24.02.94 г.), в котором указано, что Верховный суд «изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения республиканского законодательства, которые возникают при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного суда Украины являются обязательными для судов, иных органов и служебных лиц, которые применяют закон, по которому дано разъяснение» (абзац третий ст. 40, п.2 ст. 45 указанного Закона). Таким образом, указанные руководящие разъяснения, не создавая новых норм права, тем не менее обладают обязательной силой для определенного круга лиц. В частности, даже в мотивировочной части решения по гражданскому делу должны содержаться в необходимых случаях ссылки на соответствующие руководящие разъяснения Пленума Верховного суда (ч. 4 п. 6 Постановления Пленума Верховного суда Украины от 29.12.76 г. с последующими изменениями и дополнениями «О судебном решении»),