Смекни!
smekni.com

Шпоры. Гражданское право. Государственный экзамен (стр. 17 из 38)

Возможность страхования риска ответственности за нарушение договора должна быть специально предусмотрена законом, при этом застрахован может быть риск ответственности только самого страхо­вателя. Договор страхования ответственности по договору иного, кроме страхователя, лица является ничтожной сделкой. Выгодоприоб­ретателем по такому договору страхования всегда является другая сто­рона по основному договору.

Предпринимательский риск — риск убытков от предприниматель­ской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагента­ми предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов. Риск возникновения у предприни­мателя убытков по его вине страхованию не подлежит.

По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхова­теля и только в его пользу. Нарушение правила об обязательном со­впадении в договоре страхования предпринимательского риска в одном лице страхователя и застрахованного субъекта влечет ничтож­ность договора страхования. Последствием нарушения правила о со­впадении в одном лице страхователя и выгодоприобретателя не влечетничтожности договора — в этом случае договор считается заключен­ием в пользу самого страхователя.

42. Договор поручения

По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется со­вершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определен­ные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совер­шенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Договор поручения консенсуальный, двусторонне-обязываюший и, по общему правилу, безвозмездный. Стороны договора поруче­ния — доверитель и поверенный. В качестве доверителя и поверенно­го могут выступать как физические, так и юридические лица. Предмет договора поручения — юридические действия, которые должны быть определены в договоре поручения. Договор поручения служит осно­ванием возникновения у поверенного полномочия, в силу которого в результате совершения поверенным юридических действия соответст­вующие этим действиям права и обязанности возникают, изменяются или прекращаются непосредственно у доверителя.

Договор поручения, по общему правилу, является безвозмездным. Возмездность договора должна быть прямо установлена в законода­тельстве или договоре. Если договор поручения связан с осуществле­нием его сторонами или одной из них предпринимательской деятель­ности, то такой договор поручения предполагается возмездным, однако размер вознаграждения не относится к числу существенных условий договора.

Условия действительности указаний доверителя — их правомер­ность, осуществимость и конкретность. Указания доверителя, не от­вечающие этим критериям, не влекут юридических последствий.

Отступление от указаний доверителя без его согласия может быть обусловлено лишь интересами доверителя. Обязанность уведомления доверителя о допущенных отступлениях является для обычного пове­ренного императивной. Для поверенного, действующего в качестве коммерческого представителя, она установлена диспозитивно и может быть устранена договором.

Соглашение, направленное на ограничение прав доверителя или поверенного соответственно на отмену поручения или на отказ от по­ручения, является ничтожной сделкой.

Договор комиссии

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные от­ношения по исполнению сделки.

Договор комиссии консенсуальный, возмездный и двусторонне-обязывающий. Его стороны — комитент и комиссионер.

Предмет договора — совершение комиссионером сделок по пору­чению комитента и за его счет. В отличие от поверенного в договоре поручения, комиссионер действует от своего имени, поэтому приоб­ретает права и становится обязанным по сделке, совершенной им с третьим лицом.

Размер комиссионного вознаграждения комиссионера и дополни­тельного вознаграждения за делькредере (ручательство за исполнение сделки третьим лицом) не является существенным условием договора комиссии.

Комиссионер принимает на себя исполнение комиссионного по­ручения за свой риск, который состоит в том, что если исполнение договора комиссии оказалось невозможным по не зависящим от ко­митента причинам, комиссионер не сохраняет права на комиссионное вознаграждение и возмещение понесенных расходов.

Одним из критериев надлежащего исполнения комиссионного по­ручения является исполнение его на наиболее выгодных для комитен­та условиях. По общему правилу, комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом заключенной комиссио­нером сделки. Исключение из этого правила представляет собой принятие комиссионером делькредере, а также непроявление им не­обходимой осмотрительности в выборе третьего лица. Факт неосмот­рительности комиссионера должен быть доказан комитентом.

Отступление комиссионера от указаний комитента правомерно лишь при условии необходимости такого отступления для обеспечения интересов комитента и невозможности получения от него предвари­тельного согласия на такое отступление. Если в качестве комиссионера выступает субъект предпринимательской деятельности, договором может быть установлено освобождение его от необходимости получе­ния предварительного согласия комиссионера. В иных случаях условие договора о предоставлении комиссионеру права отступать от указаний комитента без предварительного запроса ничтожно.

По общему правилу, заключение договора субкомиссии допусти­мо, если это прямо не запрещено договором комиссии. Ответствен­ным перед комитентом остается основной комиссионер. Вступление комитента в непосредственные отношения с субкомиссионером до­пустимо только с согласия комиссионера.

Веши, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобре­тенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.

Комитент обязан освободить комиссионера от обязанностей, при­нятых им на себя перед третьим лицом. Неисполнение комитентом этой обязанности влечет возникновение у комиссионера права требо» вать от комитента возмещения причиненных таким неисполнением убытков.

Комитент вправе отказаться от договора комиссии (как с неопре­деленным, так и с определенным сроком действия) в одностороннем порядке. Комиссионер не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора комиссии, заключенного на определенный срок.

Агентский договор

Сторонами агентского договора являются принципал и агент. По агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала. Агентский договор является возмездным, консенсуальным и двусто-ронне-обязывающим.

Предмет агентского договора шире, чем предметы договоров ко­миссии и поручения. Если предметом договора комиссии является со­вершение комиссионером сделок (п. 1 ст. 990 ГК), а предметом до­говора поручения — совершение поверенным не только сделок, но и иных юридических действий (п. 1 ст. 971 ГК), то статус агента пред­полагает совершение им не только юридических, но и фактических действий (выполнение работы, оказание услуги).

Агент всегда действует по поручению принципала. Но при этом, в зависимости от условий агентского договора, он может действовать либо от своего имени, как комиссионер в договоре комиссии, либо от имени принципала — как поверенный в договоре поручения.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципа­ла, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. 1 Агентский договор подчиняется обшим правилам о форме сделок. Если агентский договор заключен в письменной форме и в нем пред­усмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, то в отношениях с третьими лицами принципа.'! не впра­ве ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не

докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограниче­нии полномочий агента. Под предоставлением общих полномочий следует понимать предоставление агенту права совершать любые сдел­ки от имени принципала, руководствуясь не его конкретными указа­ниями, а лишь общим смыслом агентского договора.

Агентский договор может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок, т.е. без определения срока окончания его действия. Если срок окончания действия агентского договора не определен, то любая из сторон договора вправе в одностороннем по­рядке отказаться от его исполнения, и в этом случае агентский до­говор прекращается. Напротив, если агентский договор заключен на определенный срок, то он не может быть расторгнут в одностороннем порядке ни одной из сторон, и в этом одно из его существенных от­личий от договоров комиссии и поручения.

Существенное значение для использования агентского договора в предпринимательской деятельности имеет ст. 1007 ГК, которая пред­усматривает возможность ограничения агентским договором прав принципала и агента по вступлению в аналогичные отношения с дру­гими лицами.