Таким образом, понятием «производственный» в данном случае охвачен широкий спектр видов деятельности, а не только промышленное и ремесленное производство, что, кстати сказать, было характерно для понимания производственного кооператива в законодательстве многих зарубежных стран. В ряде стран и в международных кооперативных организациях сейчас также признают, что сфера деятельности производственной кооперации значительно шире ее традиционного понимания. Например, в ряде стран кооперативы создаются в социальной сфере (детские сады, уход за престарелыми и т.п.).
Гражданский кодекс Российской Федерации определил производственный кооператив (артель) как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. 1
Другое определение дает Закон «О производственных кооперативах»: Производственный кооператив (артель) — это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения. Однако к нему мы перейдем несколько позже, обратив сначала внимание на содержание соответствующих статей Гражданский кодекс Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации допустил участие в деятельности производственного кооператива юридических лиц, если таковое предусмотрено его учредительным документом. Содержащиеся в данном определении основные признаки производственного кооператива (членство, обязательное участие в деятельности кооператива, как правило, личным трудом, внесение имущественных паевых взносов для формирования имущества кооператива) соответствуют сущности производственного кооператива.
Ошибка Гражданского кодекса состоит в отнесении производственных кооперативов к коммерческим организациям, для которых главной, основной целью деятельности является извлечение прибыли. Между тем у кооператива как сообщества прежде всего людей, а не капиталов (независимо от их вида: производственные, потребительские) основная цель совсем другая. Она состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей его членов.2 Достигается данная цель безусловно посредством прибыли, без которой невозможно развитие не только производственного кооператива, но и потребительского общества, отнесенного Гражданским кодексом к некоммерческим организациям, хотя деятельность потребительского общества, не менее чем производственного кооператива, связана с прибылью, позволяющей удовлетворять потребности пайщиков в товарах и услугах (в сфере торговли, заготовок, переработки и т.п.). Прибыль, получаемая любым кооперативом от его деятельности, используется на его развитие, вознаграждение членов соответственно их участию в делах, на жилищное строительство, повышение образовательного, культурного уровня членов, их социальное обеспечение и другие, предусмотренные уставом кооператива цели. Таким образом, для кооператива основная цель - удовлетворение материальных и иных потребностей членов, а прибыль - средство ее достижения.
Независимо от вида и формы кооператив - однохарактерное социальное явление, а потому его понятие едино для всех разновидностей. Эта идея четко выражена в заявлении о кооперативной идентичности, принятом в 1995 г. в Манчестере на Международном конгрессе, посвященном столетию Международного кооперативного альянса. В заявлении говорится, что кооперативы (любые) - это автономная ассоциация людей, объединившихся добровольно для удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося в совместном владении его членов. При этом под ассоциацией людей (объединением) имеются в виду не только отдельные люди, но и их группы - юридические лица, наделяемые теми же правами, что и индивидуальные члены. Такое понимание кооперативов дает возможность выделить их из всей массы юридических лиц (хозяйственных обществ, товариществ), организованных на иных началах и с иными экономическими и социальными ориентирами. В заявлении МКА через определение основной цели кооператива (удовлетворение потребностей его членов) подчеркнуто, что в кооперативе социально значимым является прежде всего человек, а не капитал.
Гражданский кодекс Российской Федерации такому пониманию кооперативной идентичности не соответствует, что не позволило надлежаще определить место кооперативов в самом Гражданском кодексе Российской Федерации. А отсюда - и в экономике и социальной жизни страны. Резкую границу следовало проводить не между производственными и потребительскими кооперативами, путем отнесения первых к коммерческим, а вторых - к некоммерческим организациям, а между кооперативами (независимо от их разновидности) и хозяйственными обществами и товариществами, для которых основная цель - извлечение прибыли.
В зарубежной теории кооперативного движения кооперативы характеризуются как структурный элемент социальной экономики. Кооперативы, члены которых управляют ими и владеют собственностью, а в производственных кооперативах еще и трудятся в них, - наиболее характерная часть социальной экономики. Кооперативы тесно связаны с территорией, на которой они базируются. Не преследуя извлечение прибыли в качестве основной цели, они не заинтересованы в вывозе капитала за границу. Их деятельность ориентирована на использование местных кадровых, сырьевых, производственных ресурсов, расширение отечественного производства, обеспечение товарами и услугами не только своих членов, но и населения территории, на которой действует кооператив.1
Необходимо внести изменения в Гражданский кодекс РФ и соответственно в Федеральный закон «О производственных кооперативах», выделив кооперативы из разделов о коммерческих и некоммерческих организациях и объединив их в самостоятельную группу юридических лиц - кооперативы, дать единое понятие кооператива, закрепить общие начала и принципы их деятельности, а затем указать на специфические особенности соответствующей разновидности, которых, кстати сказать, должно быть значительно больше, чем в Гражданском кодексе Российской Федерации. В законодательстве зарубежных стран нет такого жесткого деления кооперативов, как у нас, только на два вида: производственные и потребительские. В Германии, например, кооперативы подразделяются на кредитные (Volksbanken и Raiffeisenbanken), закупочные, торговые, кооперативы по сбыту, производственные, жилищные и др. В Законе о кооперативах штата Виктория (Австралия) 1981 г. предусмотрены производственные кооперативы, торговые общества (кооперативы), кредитные, сельскохозяйственные и пр. В других странах имеются кооперативы сельскохозяйственные, потребительские, производственные, кредитные, страховые, кооперативы, объединяющие рыбаков, жилищные и др. В последние годы растет их количество и в промышленности. Первое место по развитию кооперативного движения занимает Италия, где в кооперативах занято до 9% трудоспособного населения. Таким образом, в развитых странах Запада накоплен значительный практический опыт в развитии кооперативного движения Соответственно данным разновидностям в Международном кооперативном альянсе созданы специализированные комитеты, в которые входят национальные организации, объединяющие кооперативы соответствующего вида. Было бы очень желательно, чтобы наше законодательство отражало принятое в мировом сообществе понимание кооператива.
Заметим, что во многих странах Западной Европы правительства очень серьезно относятся к развитию кооперативного движения, видя в нем эффективное средство смягчения социальных и экономических проблем в обществе, оказывают ему существенную финансовую помощь. Так, в Англии в законодательном порядке был создан специальный фонд для кредитования производственных кооперативов. В Англии, Франции, Испании известны многочисленные случаи, когда органы государственной власти оказывают финансовую помощь рабочим для выкупа предназначенных к закрытию убыточных предприятий и преобразования их в кооперативы.1
Большую поддержку кооперативам оказывают по тем же причинам и органы местного самоуправления. В ряде стран кооперативы включены в механизм государственного регулирования экономики, используемого, в том числе, в целях ослабления экономических и социальных противоречий.
Можно сделать вывод, что кооперативная форма собственности прочно утвердилась в экономике развитых стран. Она находится в состоянии постоянного развития, что нельзя сказать о частнокапиталистической и государственной формах собственности. Историческое преимущество кооперативной собственности перед ними заключается в том, что в ее рамках преодолено различие интересов наемных работников и собственников, будь то государство или частный владелец.
Говоря о понятии кооператива как самостоятельной организационно-правовой форме, нельзя не сказать о содержащемся в Гражданском кодексе запрете производственным кооперативам выпускать акции. Зарубежная практика говорит об обратном. Во многих странах такого запрета не только нет, но кооперативы во вне часто действуют как товарищества (компании) с ограниченной ответственностью, сохраняя кооперативную внутреннюю организацию и специфику управления.
Далее посмотрим, как регулируется правовое положение производственных кооперативов Федеральными законами, принятие которых было предусмотрено Гражданским кодексом РФ, а также сферу действия каждого из них.