В книге анализируется эта проблема в свете ее решения приказамиобщественного призрения (с. 74-101), всеми губенскими земствами (с.102-361), уездными земствами и городскими управами (с. 362-420) и другимиорганизациями, общественными и частными лицами (с. 421-464). Монографияявляется ценнейшим источником при изучении призрения детства, содержит огромныйфактический и документальный материал. К ней примыкают работы С.Э.Термена,Н.Жеденева, Г.Я.Щербинина[25]по истории сельских приютов, которые стали возникать с 1892 г. и имели своиотличительные особенности. В книге обращается внимание на создание приютов,строительство зданий, обучение детей грамоте, ремеслам, привитие навыков подомоводству, организацию выставок изделий, воспитательную работу с учащимися.Отметим также монографию Э.Я.Бари, которая носит общеисторический характер
Все перечисленные нами работы носят обобщающий характер, но беззнакомства с ними невозможно исследовать проблемы детского призрения на региональномуровне, показать ваимосвязь протекавших процессов в провинции с общероссийскимитенденциями в сфере детского призрения.
Обратимся еще к одному направлению в российской благотворительности концаXIX - начала ХХ вв. , также нашедшему свое проявление в губерниях ЦентральногоЧерноземья, церковно-приходской. Благотворительность в России была неразрывносвязана с русской православной церковью, и эта связь прослеживалась напротяжении многих веков. Именно церковь постоянно внушала мысль о том, что надопомогать людям любыми доступными средствами. В то же время церковь самапостоянно показывала пример подобного отношения, особенно в трудные времена.Интерес к благотворительной деятельности русской православной церкви постояннобыл в центре внимания, свидетельством чему являются многочисленные труды попроблемам благотворительности церкви[27].Многие из них носят общий характер[28].Из этих работ можно выделить книги В.М.Бензина. Их отличительной особенностьюявляется то, что они содержат богатейший фактический материал по всем основнымнаправлениям церковно-приходской благотворительности. В работах Бензина широкопредставлен научный аппарат, что является для книг дореволюционнойисториографии большой редкостью.
Особое внимание привлекает вторая книга В.М.Бензина, в которой содержитсяинтересный материал о благотворительности в России после 1864 г. В обобщенномвиде здесь представлены источники финансирования церковной благотворительности,помещены данные о приходских попечительствах и братствах, богадельнях прицерквях и др.
К этой литературе примыкают многочисленные справочные издания по историимонастырей, храмов Российской империи, в которых содержится ценная информация омонастырских больницах, богадельнях, школах, рукодельнях и т.п.[29]Особо отметим книгу “Православные русские обители. Полное иллюстрированноеописание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне”
В целом, анализируя дореволюционную литературу по теме, автор пришел квыводу, что проблема благотворительности, хотя и привлекала к себе внимание ,была притягательной для многочисленных авторов, но многие ее стороны неполучили достаточно глубокого изучения и представлены преимущественно впрактической плоскости. Естественно, не нашли в ней отражениесоциально-политические аспекты благотворительности в России в целом и вгуберниях Центрального Черноземья. Фактически специальные исследования поистории общественного призрения в Центрально-Черноземном регионе вдореволюционной историографии вообще отсутствуют.
После прихода большевиков к власти положение с благотворительностьюначинает меняться. Уже в первом Советском правительстве появляется Наркоматгосударственного призрения, но 27 апреля 1918 г. он реорганизуется в Наркоматсоциального обеспечения. Это была не просто смена вывески, а сменаприоритетов. Благотворительность в существовавшем в течение многих веков видепо существу исчезает и вместо сети благотворительных обществ и организаций донаших дней дошло лишь Общество Красного Креста. Взамен этого постепенновырабатывается система социального обеспечения, действие которой, в отличие отпрошлого, распространяется на все население страны. Создаются общественныефонды потребления, даются социальные гарантии[31].В соответствии с этими изменениями в словарях и справочных изданиях появляютсяновые трактовки понятия благотворительность[32].
Приведем трактовку филантропии, данную в “Словаре иностранных слов”,изданном в 1951 г.: Филантропия - это “одно из средств буржуазии маскироватьсвой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной,унизительной “помощи бедным” в целях отвлечения их от классовой борьбы”
За период Советской власти ни историками, ни представителями другихгуманитарных наук не было создано практически ни одной работы остановлении и развитии благотворителности в России, в которой анализироваласьбы благотворительная деятельность как в целом, так и по отдельным направлениям,не говоря уже о работе обществ, заведений, организаций, приходов и т.п. врегионах. Единственным исключением могут быть немногочисленные работы поистории Общества Красного Креста, образовавшегося во второй половине XIX в. Нои в них дореволюционный период их деятельности показан схематично иневыразительно, к тому же с преобладанием не анализа, а критики.
Таким образом, в силу негативного отношения к благотворительности,культивировавшееся долгое время в советском обществе, эта тема оказаласьпрактически закрыта для изучения.
На наш взгляд, такой негативизм в оценке благотворительности связан еще сдореволюционным периодом. Достаточно вспомнить “Проект и объяснение программысоциал-демократической партии”, написанным В.И.Лениным еще в 1895-1896 гг. Внем четко выражена точка зркения молодой российской социал-демократии, ееотношение к благотворительной деятельности царского правительства. В пункте 4“Проекта” читаем: “Русская социал-демократическая рабочая партия будет вестивойну со всеми стремлениями облагодетельствовать трудящиеся классы опекойнеограниченного правительства и его чиновников (подч. нами) и задержатьразвитие капитализма, а следовательно, и развитие рабочего класса”
В настоящее время благотворительность как общественное явление по существутолько начинает изучаться. Сегодня крайне важно воссоздать историюблаготворительности, осмыслить это явление как элемент русского менталитета,выявить корни, традиции, ценностные ориентации в их становлении и развитии какв центре, так и в российской провинции. Такой подход позволит глубже понятьсовременность, когда общественное внимание вновь обращается к благотворительностив ее изначальном, исторически сложившемся смысле[39].