Смекни!
smekni.com

Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе (стр. 14 из 16)

В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации – первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930-м годам сформировалась и получла характер непререкаемой догмы так называемая «пятичленка». Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой

которой является социализм. Фор-мационный подход основывается на нескольких постулатах:

1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели – строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;

2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;

3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает острый кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

Понятие «цивилизация» – одно из самых сложных в современном обществознании; предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это по

нятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «...это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.

Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует:

все они проходят через общие для

мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы – восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация – на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном об-ществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

2.

Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при

помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX– XX вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом – духовным производством.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

а) познаватпельно-объяснитель ная – заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

б) мировоззренческая – помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая – наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней.

1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований. Говорят о социальном заказе, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний).

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, которые не дают сиюминутных результатов. Между тем именно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный за

каз, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так, например, существует закон «развитие науки в запас», соглас-но которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.


Билет № 18

1. Традиционные и индустриальные общества.

2. Образование и его роль в развитии общества.

1.

Одной из сущесгвующих в нлу-ке классификаций современных обществ является разделение их на традиционные и индустриальные.

Представления о характере этих обществ обобщены в таблице.

Традиционное общество Индустриальное общество
1 «Непрерывность» историческою процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков 1 История движет ( я неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов
2. Неприменимость европейской кон цепции линейного прогресса к харак теристике особенно стей исторического развития 2. Общественно-ис торический про гресс достаточно очевиден и может быгь «измерен» по средством разных критериев
Традиционное общество Индустриальное общество
3. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею 3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая максимально возможное из нее
4. Основа экономической системы – общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности 4. Основа экономики – институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
5. Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы 5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны
6. Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроля не существует 6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество
7. Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней 7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности
8. Главный регулятор общественной жизни – традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений 8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям

Как взаимодействуют общества этих двух типов в современном мире? Можно ли говорить о превосходстве одного из них?