Тайное оружие ноосферы
Вопрос об эффективности государственного управления стоит давно. Сложность его решения, очевидно, заключена в том, что это многоуровневая задача: государственное управление начинается с формы областного, районного и даже деревенского управления и кончается политическим типом государственного устройства. Однако каков бы ни был принцип управления на любом из этих уровней, всегда все решает и делает конкретный человек, поэтому вопрос об эффективности управления следует рассматривать именно в этой плоскости. Среди сегодняшних управляющих субъектов, будь то директор фирмы, губернатор или любой руководитель, есть и такие, для кого стало очевидно, что любая структура, любая управленческая система жива людьми, ее составляющими. Сама же голая система способна создавать лишь видимость управления, неизбежно превращаясь в депрессивный фактор, "развращающий" людей и вырождающий эффективность надструктуры. Именно это воплощает в себе извечная проблема "удаленности власти от народа". У руководителей, осознающих этот секрет сегодня, как правило, есть команда молодых людей, вдохновленных единой целью, единым пониманием общего дела и, прежде всего, самим этим единством. Их эффективность уже ограничивается исключительно их собственным ощущением своего предела, то есть честолюбивой амбицией, опирающейся на опыт успеха.
Трудно сказать, чему мы в большей степени обязаны тем, что наша конференция состоялась: то ли новому космическому микроклимату, то ли специфике той новой, информационной среды, ставшей венцом творения цивилизации на сегодняшний день, то ли энтузиазму команды оргкомитета. Возможно, всему в равной степени. Очевидно одно - мечта главного инициатора и идеолога конференции, мечта ученого и общественного деятеля, наконец, мечта просто женщины - Гординой Любовь Сергеевны - сбылась. Феномен этой женщины, задумавшей и провернувшей столь грандиозное мероприятие, стоит отдельных слов.
Достигнув успеха на научном поприще - став лауреатом государственной премии, обладая живым умом, Любовь Сергеевна не остановилась на достигнутом, ибо сама жизнь сегодня поставила перед всеми нами задачу более значительную и глобальную, выходящую за рамки какой-либо из наук. Чутко реагируя на человеческую боль, ставшую сегодня неизбежным компонентом общественного устройства, Любовь Сергеевна вдохновилась идеей определения простых и понятных всем критериев, соблюдение которых позволило бы человеку просто сохранять свой человеческий облик. Ведь не секрет, что все безнравственные поступки допускаются только примитивизированным представлением человека о самом себе, когда их разрушительность просто не может быть постигнута, не ощущается им. Сам человек сегодня остается самой неисследованной частью реальности, а провозглашенная в масс-медиа извечная данность социальных проблем, увы, никак не облегчает, но лишь оправдывает положение.
В ситуацию с эфемерным существованием человека сегодня теперь активно вмешивается еще и сама цивилизация, претендующая вынести свое определение человеку, не желающему признавать себя активной стороной жизни, и земная природа, претерпевающая космическую трансформацию. Человек сегодня все более вынуждается преступать рамки нравственности, пренебрегать своей сущностью, входить в навязываемый ему образ, чтобы просто выжить. А значит, если он сам не определит свою позицию, не осознает себя полноправным участником этих процессов, то обречен оставаться третьей стороной в столкновении космических сил.
Сегодня все более активизируются новые физические факторы, влияния и проявления, непредусмотренные нашей технологией, неучтенные нашей техникой и непризнанные нашей традиционной наукой. Ставшие регулярными авиа- и другие техногенные катастрофы - это первые признаки изменяющихся физических характеристик природы, к которым мы привыкли и к которым приспособили нашу цивилизацию. Эти изменения все более касаются и самого человека, а значит, пора серьезно задумываться о зависимости человека от цивилизации, которая однажды может стать неработоспособной. Значит необходимо четко регламентировать отношения человека с техносферой, чтобы он не оказывался заложником собственного порождения.
Необходим срочный пересмотр отношений человека не только с техникой, но и с социумом, поскольку общественные отношения сегодня основаны на тех же технократических, формализованных принципах. Окруженный искусственной средой, перегруженный мертвым знанием, современный человек целиком и полностью обусловлен цивилизацией, а значит, физическая трансформация может застать врасплох и его самого. Жесткая привязка сознания ко вторичной, искусственной среде обитания может сокрушить его вместе с ней, бескомпромиссно вскрыв глубокую биологическую дезадаптированность человека как живого существа, рожденного в неволе. Это может выглядеть как спонтанное погружение человечества в состояние сновидения, когда бодрствующему человеку будет казаться, что он спит и не может проснуться. В таком состоянии в сознании стираются все стереотипы, на основании которых происходит восприятие и выстраивается рефлексивное поведение. Человек теряет адекватность, прерывается его связь с реальностью, на мотивационном уровне разрушается схема привычного образа действия - он впадает в глубокий ступор. Нетрудно представить, в какой хаос превратится тогда цивилизация, целиком и полностью зависимая от людей, но не подчиняющаяся им.
Понимая все это, волею судьбы Любовь Сергеевна попала в группу разработчиков законопроекта "Об энергоинформационном благополучии населения", который канул в архивах нашей Думы. Обладая неистощимым оптимизмом и молодостью духа, она вместе с коллективом разработчиков, таких же ученых - энтузиастов, не оставила работу над законопроектом. Ведь его всецелое значение для каждого человека и для всего человечества не вызывает сомнений. Новые, ноосферные, ресурсосберегающие технологии уже существуют и готовы к внедрению, но прежде человечеству необходимо освободить для них место, избавиться от устаревших, детально пересмотреть существующие на их соответствие ноосферным принципам. Так, несколько лет спустя, был создан проект Конституции, представленный на конференции. Это документ, создание которого ангажировано самой жизнью и стремлением определить, каким должно быть пространство человека, в котором он может развиваться как существо духовной природы.
Конференция, организованная Любовь Сергеевной, создала такое пространство. Сейчас можно говорить, что она прошла с успехом. В отличие от множества других конференций, о которых, к сожалению, зачастую знают лишь сами ее участники, о конференции, проведенной нами, сообщалось во множестве средств массовой информации. В общей сложности прошло более двух десятков публикаций и сообщений в электронных и печатных изданиях. Задуманное Любовью Сергеевной объединение всех прогрессивных сил общества, объединенных во имя великой единой цели, состоялось. На итоговом заседании проект Ноосферной Конституции был принят. Еще до конференции каким-то непостижимым способом собрался удивительно работоспособный коллектив, сформировавший ее оргкомитет. Объединились люди с совершенно разным образованием, сферой деятельности и социальным положением, но единым мироощущением и видением цели. Каждый из членов оргкомитета оказался незаменимым в своей области и сейчас, уже по прошествии конференции, можно не боясь сказать, что если хотя бы одного из нас не было, едва ли остальным удалось достичь поставленной цели. Будучи экспертом Государственной Думы по экологии, Любовь Сергеевна подавала пример удивительной широты мышления и решительности, доказывая всем нам, что никакая система управления ничего не стоит даже рядом с одним с человеком, готовым принимать решения самостоятельно. Форум был проведен без единого спонсора, которого найти так и не удалось. Фактически, конференция была организована теми, кто нуждался в ней, кто видел в ней свою цель, а не источник средств. Был в полной мере реализован ноосферный принцип, когда выполнялась работа, в которой ощущается всецелая необходимость, а не за которую платят.
Вообще, абсолютная невозможность не чисто экономических затрат средств сегодня стала приметой времени и не смогла не стать отдельной темой обсуждения. Самоценность денег стала почти абсолютной - деньги тратятся только для еще больших денег и если что-либо не подпадает под это условие, оно никогда их не получит. Не являясь ценностью сами по себе, деньги сегодня превратились в черную дыру, в которую безвозвратно улетучиваются не только материальные объекты, но и души людей.
Ноосферная природа смысла
Чтобы посеять и собрать урожай с большого поля, очевидно, нужен хотя бы трактор. Чтобы сделать трактор, нужно несколько исследовательских и проектных институтов и несколько заводов. Чтобы открыть институты и запустить заводы, нужно огромное количество людей, которые должны оставить свой прежний образ жизни, забыть о нем. Чтобы накормить и обеспечить их, нужно еще больше людей и еще больше больших полей - как видим, возникшая таким образом цивилизация абсолютно необратима и может развиваться строго в единственном, предопределенном направлении своего разрастания. Более того, она оказывается абсолютно независима от человека, наоборот: это человек полностью отдает себя ей. Почему так происходит? В поисках первопричины, мы приходим к началу: а зачем нужно то большое поле, с которого все началось? Теперь, когда цивилизация случилась и развернулась во всем многообразии своей запутанной инфраструктуры, ответ очевиден: ведь кто-то должен кормить эти города, построившие институты и выросшие рядом с этими заводами.