Смекни!
smekni.com

Проблемы глобального эволюционизма (стр. 1 из 4)

Проблемы глобального эволюционизма и

антропный принцип в космологии

Нестерук А.В.

Современное научное познание, представленное совокупностью различных научных дисциплин,

например, как физика, где изучаются свойства явлений и процессов неорганической формы

материальной действительности на уровне макро- и микро-мира, астрофизика, предметом которой

являются свойства и эволюция локальных астрономических объектов, космология, моделирующая

эволюцию крупномасштабной структуры Вселенной, биология, изучающая процессы развития и

функционирования жи-вых объектов, и др., характеризуется осознанием целостности, глобальности

своих объектов исследования и их взаимосвязанностью.

На основе обобщения эволюционных знаний, полученных и различных областях естествознания, в

аспекте изучения интегра-тивных явлений в науке стали говорить об идее "глобального

эволюционизма". Глобальный эволюционизм выступает как концепция, подход, целью которого

является создание естественнонаучной модели универсальной эволюции, выявление общих законов

природного процесса, связывающего в единое целое космогенез, геогенез, биогенез.

В существующей иерархии процессов прогрессивного развития эпоха антропосоциогенеза занимает

исключительное положение. Характер эволюции на этой стадии претерпевает качественный скачок -

принципиально новые детерминанты определяют дальнейшую эволюцию. Этот этап выявляет

глубокие связи между феноменом Человека и глобальными физическими свойствами окружающего его

Космоса, манифестацией чего является формулировка антропного принципа (АП)1 в контексте

современной космологии.

Поскольку как концепция глобального эволюционизма, так и проблематика антропного принципа в

космологии получают различные интерпретации и оценки, представляет интерес осуществить сугубо

философский анализ их положения. В этой статье проводится анализ теоретико-познавательных

предпосылок рассматриваемых концепций, дан логико-методологический анализ статуса понятия

глобальный эволюционизм и антропологического принципа.

I

Необходимо остановиться на выяснении смысла употребления термина "универсальная" по

отношению к понятию "эволюция". Понятие универсальности используют в двух смысловых

значениях: относительном и абсолютном2. Относительно универсальные понятия применимы ко всем

объектам, известным в данную историческую эпоху, абсолютно универсальные применимы как ко

всем известным объектам, так и к любым объектам за пределами данного исторически ограниченного

опыта. На какой же тип универсальности претендует понятие "глобальный эволюционизм"?

Известно, что такие относительно универсальные понятия, • как качество, количество, пространство,

время, движение, взаимодействие и т.п. являются результатом обобщения истинных теорий,

относящихся как к природе, так и к обществу. Понятие "глобальный эволюционизм" имеет

аналогичное происхождение, являясь обобщением эволюционных знаний разных областей

естествознания: космологии, геологии, биологии. Таким образом, можно утверждать, что понятие

"эволюция", аналогично изложенному выше, является относительно универсальным. Все такие

относительно универсальные понятия содержат абсолютно универсальную компоненту3. Термин

"глобальный" в контекст понятия "эволюция" и указывает на наличие такой компоненты. "Глобальный

эволюционизм" объясняет такое известное понятие, как, например, "эволюция" и предсказывает новое

понятие, например, "самоорганизация". Главный вопрос состоит в том, проявляет ли это новое

понятие эвристическую функцию при построении новой фундаментальной теории.

С понятием самоорганизации связывают некоторые надежды в плане объяснения содержания

космологического АП. Полагают, что в рамках широкой теории, описывающей процессы организации

в системе Вселенная-Человек, АП получит объяснение или даже будет возведен в ранг закона.

Подобная надежда обусловлена тем, что в современную эпоху можно констатировать наличие

определенного результата такой самоорганизации. Тот факт, что жизнь, разум пришли к современному

состоянию своею отношения с окружающей природой в процессе организации не вызывает

сомнений, исходя из исторического анализа этой организации на уровне геогенеза, биогенеза,

социогенеза.

Современная космология показывает, что самоорганизация в системе Вселенная-Человек имела место

лишь на позднем этапе эволюции Вселенной. Полезно соотнести пространственно-временные

масштабы процессов, происходящих на ранних стадиях эволюции Вселенной и в поздние эпохи,

чтобы убедиться в ограниченности возможности применения идеи самоорганизации для совместного

объяснения космогенеза и биогенеза. Из результатов космологии с очевидностью следует, что

собственно биогенез (как процесс развития и эволюции той формы живого, с которой Человек имеет

дело в масштабах Земли) мог начаться только после того, как во Вселенной возникли структуры типа

галактик, звезд, планет. Образование последних стало возможным только после отделения вещества

от излучения. Из рассмотрения шкалы характерных этапов космологической эволюции, легко вывести,

что эпоха, в которую произошло образование крупномасштабной структуры Вселенной, галактик,

звезд и планет занимает малую часть всей шкалы эволюции (для наглядности можно привести такие

две цифры: с момента отделения вещества от излучения до современного состояния Вселенной

характерный пространственный масштаб увеличился в 10з раз; с момента же начала космологического

расширения, описываемого классической физикой, до современной эпохи тот же пространственный

масштаб увеличился в l061 раз)4. То же можно сказать и в отношении биогенеза. Таким образом,

предполагаемая теория самоорганизации, которая, по мнению некоторых ученых, призвана дать

картину становления всей конкретной формы существования материального мира во всех се

проявлениях, т.е. в случае земной самоорганизации всей астрономической Вселенной5, может быть

эффективной только в ограниченном пространственно-временном масштабе. При этом точку зрения,

что "общие законы, характеризующие целостные аспекты эволюционного процесса, проявляясь через

физические, могли обусловить существование в сверхплотном начальном состоянии многих из

потенций дальнейшей эволюции (в том числе возникновения жизни, разума, ...)"6 следует понимать

только так, что начальные условия для процесса самоорганизации в системе Вселенная-Человек

определяются результатом космологической эволюции на момент времени отделения вещества от

излучения, т.е. определенным набором сформировавшихся к тому времени физических постоянных.

Поскольку космология пытается реконструировать эволюцию Вселенной, используя в качестве

исходных данных современные значения наблюдаемых астрономических параметров и строит теорию

так, чтобы в процессе динамического развития из некоторого исходного состояния получалось

современное, то начальные условия самоорганизации действительно можно, с одной стороны,

считать заложенными в нач ле расширения, а с другой стороны - обращенными во времени

ко-нечными условиями, соответствующими современной эпохе. Однако эти начальные условия не

содержатся в теории, а являются начальными данными для самой теории.

Из приведенных рассуждений следует, что понятие "самоорганизация" может играть эвристическую

роль при построении теории, объясняющей одновременно эволюционные процессы в системе

Вселенная-Человек, однако для построения такой теории требуются данные, находящиеся в

информационной области этой теории. Эта информация конкретизирует в объектном аспекте

уникальный характер самоорганизации, тем самым предметная область, подлежащая исследованию,

сужается, становится конечной. На этом основании можно утверждать, что понятие "глобальный

эволюционизм", предсказывающее понятие "самоорганизация", имеет объективный аналог.

На каждом фиксированном этапе естественнонаучного исследования понятие "глобальный

эволюционизм" присутствует неявно в относительно универсальных понятиях, предсказываемых им.

Возведение этих понятий в ранг атрибутов объективной реальности дает возможность говорить об

относительно универсальных признаках этих атрибутов. В силу самосогласованности всей системы

атрибутов объективная реальность при фиксации определенного содержания этих признаков

предстает в виде онтологически определенного мира. Таким образом, через свое относительно

универсальное содержание концепция глобального эволюционизма проникает в естественнонаучную

картину мира и выступает как научная парадигма.

Конкретность, уникальность процесса самоорганизации в системе Вселенная-Человек определяется ее

начальными условиями, которые, в свою очередь, детерминированы фундаментальными физическими

постоянными, связанными с характеристиками крупномасштабной структуры Вселенной. Поскольку

эволюционные процессы идут на фоне космологического расширения, то начальные условия

самоорганизации динамически связаны с конечными, т.е. с условиями в современную эпоху. Отсюда

можно заключить, что космологический АП по своему содержанию констатирует начальные условия

процесса самоорганизации. Другими словами, для осуществления процесса самоорганизации

необходимы (но не достаточны) определенные начальные условия, содержащиеся (в форме так

называемых космических совпадений) в АП. "Благодаря акту самоорганизации актуализируется