- Второй год вы наблюдаете работу Думы изнутри. Были моменты, которые неприятно вспоминать?
- Вы сейчас часто ездите за рубеж представлять российский парламент. Как организованы эти поездки?
- Вы что-нибудь меняли в своей служебной квартире?
Но вопросы эти сопровождаюся новыми комментариями журналиста, так как высвечиваются новые аспекты исследуемой проблемы и делаюься соответственные выводы.
- Нелишне в этой связи будет напомнить, что содержание парламента обходится стране в несколько миллиардов рублей, и очень хочется получить отдачу в виде толковых законов, а не наблюдать, как наши парламентарии в очередной раз спасают свое лицо.
Все! Точка поставлена! Финиш!
Финишинг – абсолютно новое, перспективное направление, явление в новостной журналистике. Прародителями финишинга, но с большой натяжкой, можно назвать рубрику советской печать «Возвращаясь к напечатанному», но в ней, как правило, сообщалось о мерах, принятых по тому или иному выступлению газеты вышестоящими организациями (наказание, снятие, восстановление и т. д.). Финишинг – это журналистский ход, прием, позволяющий обыграть резонанс на выступление газеты, вновь воспроизвести один или несколько аспектов ситуации, но уже в новом, неожиданном повороте, ракурсе. Неожиданность поворота диктует, логически перетекает в неожиданные выводы, комментарии.
Финишинг включает в себя две – три публикации. Главное, чтобы поднятая проблема была доведена до конца, закрыта в плане ее практического решения. Причем при использовании этого приема допускается повтор какой-то ситуации, факта, картинки, вопроса и т. д.
Еще один пример приема финишинга, но не доведенного до конца. Журналист на страницах газеты поднимает проблему протекающих крыш. Проблема неразрешима, в особенности для города Владивостока. Люди же ждут конкретной помощи. Поэтому журналист дважды возвращается к этой проблеме, причем во второй раз – с частичным воспроизведением ситуации первой публикации.
Таким образом, финишинг не состоялся. Пока. По этому поводу планируется еще одно выступление.
Из всего выше сказанного возникает вопрос: что дает этот прием, ход, метод подачи? Если сравнить финишинг с инфотейнментом, то последний делает новость выпуклой, расширяет ее информационно-новостные границы, то финишинг дает возможность углубления ситуации. Журналист уподобляется добытчику нефти, он осваивает пласт за пластом. И вот он – нефтяной фонтан – завершение, решение проблемы.
Журналистика не искусство,
чье неотъемлемое свойство –
вымысел. Журналистика и проще,
и сложнее, потому что в отличие
от искусства в ней правда жизни
совпадает с правдой факта.
П. Вайль
ГЛАВА 2
Эвент экшн и акции –
эффективные средства
в работе журналиста
Эвент экшн (провоцированное событие) – эта форма организации и подачи новостей достаточно активно используется журналистами и требует довольно тщательной проработки и подготовки. Рассмотрим данную форму организации новости на конкретном примере. В «КП» появилось несколько настораживающее объявление «Российско – американский добровольческий центр предлагал работу для настоящих мужчин в жарких странах с оплатой в твердой валюте. Чуть позже уже мусульманское общество приглашало желающих поизучать в экстремальных условиях Священную книгу Коран. Оплата – та же.
Достаточно проницательные читатели догадались, что началась вербовка наемников. Такое же было во время конфликтов в Боснии, Косово, Приднестровье, Чечне. Но ни российско – американского, ни мусульманского центров никогда не существовало, объявления были журналистской провокацией. После появления объявлений, редакционный телефон разрывался. За огромные зарплаты за Америку и Талибов готовы были воевать многие.
Первое впечатление после прочтения материала – шок. И это мы, Господи! Да, это наша жизнь, и каждый выживает в ней, как может. Афган, Чечня, Югославия, мы потеряли поколение здоровых, талантливых, грамотных мужчин. И талантливейший журналистский ход не то чтобы высветил проблему, а сделал ее яркой, значимой, первоочередной. Что же делать людям, профессия которых убивать. Все равно, кого и где.
Еще одно перспективнейшее направление в работе с новостями – Акции.
Акции – это действия, предпринимаемые для достижения какой-то цели. В журналистике, как правило, акции носят гуманитарную направленность. В сегодняшней экономической ситуации, когда появились классы бедных и богатых, столь востребованными стали акции. Их цель, как и цель всей журналистики, - помочь человеку. Журналистские акции многоэтапны. Они состоят из:
1) извещения о начале акции (старт);
2) спонсорской раскрутки (промежуточный этап);
3) подведения итогов.
Рассмотрим данную ситуацию на примере акции «КП» «Поможем любимым актерам». Газета с помощью читателей решила поддержать когда-то блиставших, а ныне забытых звезд – пока еще не поздно их ободрить, обогреть, накормить. Весь газетный разворот был посвящен им, живущим в забытьи и нищете.
Молодым читателям была представлена актриса Татьяна Самойлова, обладательница «Золотой пальмовой ветви» на Каннском фестивале за роль Вероники в фильме «Летят журавли». Испанский «Оскар» за «Анну Каренину» в том же Канне. О ней забыли, живет она одиноко и трудно.
Другой актер – Николай Владимирович Олялин – недавно по указу президента Украины получил орден князя Ярослава Мудрого. Но … творческих планов нет, от украинского кино осталась грызня за бюджетные крохи. В кино его снимают лишь в эпизодах. Здесь же был помещен список народных кумиров, нуждающихся в помощи.
В списке – жесткая констатация фактов, но как страшно и неуютно от этого. В какой цивилизованной стране возможно такое? Вопрос – без ответа. Трагизм и беспросветность ситуации наотмашь бьет по эмоциональному восприятию читателей. А этого газета и добивалась. Эффект усиливается и крошечным блиц - интервью с нынешней звездой Ренатой Литвиновой. Она рассказывает о новом фильме, в котором главные героини – забытые актрисы.
С воспитательной точки зрения, благотворительность как нельзя лучше работает на нашу российскую ментальность – помоги ближнему. С точки зрения новостной – акции открывают новые аспекты в освещении тех или иных событий. И это при том, что акции – дело достаточно трудоемкое в смысле организационной подготовки. Но это надо рассматривать как специфику такогорода материалов.
Современная журналистская практика уже выработала и временную протяженность акций – кратковременные и долговременные, от месяца до года.
Среди новых форм подачи материалов привлекает внимание клиповый за
головок1.
Действительно, заголовки всех изданий строятся по традиционным для российской прессы моделям (повествовательный заголовок – сообщение, заголовок – цитата, заголовок – резюме, составные заголовки, обращение, призыв, восклицание, заголовок с «продолжением», с двоеточием, игровой заголовок и т. д.). Что такое клиповый заголовок? Выделение любыми путями: подчеркиванием, увеличением объема, изменением шрифта ключевого слова.
По-прежнему значительное место занимает текущая информация (бэкграундер), не содержащая сенсацию (бытовка, городской транспорт и т. д.). Такую информацию следует размещать для поддержки новостного потока. Но подобные новостные материалы требуют особого внимания в плане подачи.
В журналистике идет мощнейшая переоценка ценностей, жанров, форм и методов подачи.
А вот архитектуру здания, неповторимость и красоту создают разнообразные методы подачи новостей.
-----------
1. Шостак М. Журналист и его произведение. - М., 1998. – С. 76
ВЫВОДЫ
ИНФОТЕЙНМЕНТ – читателю все равно, с помощью каких методов, жанров вы расскажите все-все о наводнении в Якутске, авиакатастрофе по Иркутском и т. д. Испытывал ли на себе журналист ситуацию или нет, дополнил рассказ статистическими данными, узнал исторические закономерности явления… Именно инфотейнмент дает возможность играть гранями события, высвечивать тот или иной аспект, 8-10 новостными гранями. Вот что такое инфотейнмент. А уже право читателя – прочитать о событии все или какую-то часть. Но в любом случае – мимо такой новостной раскрутки он не пройдет.
Не меньшие возможности открывает метод подачи «финишинг». Действительно, конец – делу венец. Если проблемы попадает в поле зрения журналистов, то довести ее до логического конца – дело чести, престижа издания. Это одно; а другое – реакция, негативная, позитивная на выступление газеты – позволяет журналисту высветить поднимаемую проблему под новым углом зрения. И тогда факты, соответственно, меняют свою тональность и окрашенность. То есть идет расширение информационного поля, информационных возможностей.
Эвент экшн – одно из перспективных направлений современной журналистики. Провоцированная ситуация дает возможность журналисту копать глубоко. Эвент экшн – это единство метода сбора материалов и метода их подачи.
Ну, и, наконец, акции. Газета, электронные каналы, выступая организаторами акций, работают на свой положительный имидж – социального защитника малообеспеченных слоев населения, инвалидов, находящихся во временной изоляции и т. д. Акции – это находка для спонсоров, читатели узнают о благотворительной деятельности той или иной фирмы, предприятия. Но главный итог акций – конкретная практическая помощь.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Богомолов Н. Н. Психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. – 193 с.
2. Васильева Л. А. Делаем новости! – М., Аспект-пресс, 2002. –190 с.
3. Гудимов А. Тайна чужой профессии. Семь дней в такси. С глазу на глаз. – М., 1965. – 171 с.
4. «Комсомольская правда» – 2001
5. Пальгунов Н. Заметки об информации. – М., 1967. – 156 с.
6. Справочник журналиста. – М., 1971. – С. 62-63
7. Шостак М. И. Журналист и его произведение.–М., 1998.–285 с.