Смекни!
smekni.com

Актуальные проблемы современности и журналистика (стр. 3 из 8)

Газета «Время новостей» пишет, что по словам заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олега Митволя, ситуация оценивается как экологическое бедствие. Но бедствие, если не принимать срочных мер, грозит перерасти в катастрофу. Главная причина надвигающейся экологической катастрофы - нефтепродукты, в основном мазут, попавший в воду из разломившегося на две части танкера «Волгонефть-139». Если накануне сообщалось, что из танкера в море попало около 1 тыс. 300 тонн мазута, то вчера в штабе по ликвидации последствий стихийного бедствия говорили уже о 2 тыс. тонн. Кормовая и носовая части танкера остаются на отмели. Другим судам подойти к ним и откачать топливо не удается из-за сильных волн. Судя по всему, мазут из разорванного танкера продолжает вытекать. Сейчас нефтепродукты, сбиваемые волнами в комки, движутся в сторону Азовского моря, и, по словам Митволя, остановить этот смертоносный для всей морской живности поток можно только одним способом - срочным строительством трехсотметровой дамбы, которая полностью перекроет пролив между островом Тузла и косой Тузла и образует залив. Причем, как подчеркивает Олег Митволь, просуществовать эта запруда должна будет не менее пяти лет («Дамба или амба»).

Митволь заявил газете «Ведомости», что расходы на ликвидацию последствий аварий еще не оценены. Позавчера называлась цифра около 3 млрд рублей. Платить придется тем, кого признает ответственным суд. Премьер-министр Виктор Зубков заявил, что в катастрофе виновата не только погода. Южная транспортная прокуратура уже начала проверку действий руководства портов и капитанов судов, а милиция возбудила уголовное дело по факту разлива нефтепродуктов («Заплатят за мазут»).

«Независимая газета» пишет, что, по мнению председателя экологической организации «За спасение Тамани», депутата Таманского сельского поселения Игоря Голубенкова, вина за катастрофу в Керченском проливе во многом лежит на компаниях, занимающихся перевалкой опасных грузов в «чрезвычайно ценном и уязвимом в природном отношении регионе». «Все произошло из-за того, что в 1998 году Россия, а в 2001 году – Украина решили организовать там перевалочный порт на воде. По примитивной технологии с борта на борт, в нарушение всех экологических норм, с речных судов на крупнотоннажные стали производить перевалку нефти, нефтепродуктов, серы и удобрений. В день на рейде здесь стоит до 50 малых сухогрузов и танкеров. Между тем в сложном для навигации Керченском проливе, тем более во время шторма, такие суда совершенно не пригодны к эксплуатации», – говорит Голубенков («К Керченской катастрофе шли десять лет»).

«Новые известия» сообщают, что в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования заявили, что несколько тысяч тонн серы, попавших в Керченский пролив после кораблекрушения, могут привести к новым природным катаклизмам - кислотным дождям. Правда, специалисты в области химии и экологии говорят о том, что гораздо большую опасность для окружающей среды представляют нефтепродукты, которые в огромном количестве вылились в Черное и Азовское моря. Из-за них уже тысячами гибнут морские птицы («Мертвое море»).

«Российская газета» пишет, что премьер-министр Украины Виктор Янукович еще до встречи двух премьеров успел сообщить, что Украина и Россия готовят совместный план ликвидации последствий экологической катастрофы в Керченском проливе. В работах по сбору мазута с поверхности моря задействованы четыре украинских и одно российское судно. Ожидается подход еще одного российского корабля. Мазут, который вынесет на берег приливом, будут собирать военнослужащие. По словам Януковича, масляное пятно удаляется от украинского берега. Тем не менее в связи со случившимся Киев уже готов предложить Москве пересмотреть судоходный режим в районе Керченского пролива, запретив проход судов, не имеющих двойных бортов. С предложением создать совместную рабочую группу по этому вопросу Янукович обратился к своему российскому коллеге («Расследование Зубкова»).

Газета «Московский комсомолец» заявила, что по расчетам экспертов тонна нефти образует на морской поверхности пленку площадью около 9 кв. км. Если учесть, что из танкера вылилось в море уже около 2 тысяч тонн, то «поражение» поверхности моря (без работ по очистке) может составить около 18 тысяч квадратных километров - практически половину всей площади Азовского моря, которая составляет 37 605 кв. км («Пятна на море»)».

Со статьей, опубликованной в «Комсомольской правде» от 14.11.2007г., следует ознакомиться подробнее: «Азовское море станет мертвым? Министры и ученые выясняют, грозит ли России и Украине экологическая катастрофа». Авторы: Инна ЖУРАВЕЛЬ, Татьяна ЧЕРНИКОВА, Наталия НАЗАРЕНКО («КП» - Краснодар»), Антон СЕНЧЕНКО, Денис СИМОНЕНКО, Анастасия БУРОВА («КП» - Симферополь»), Надежда ИВАНОВА. Статья начинается следующими словами: «Все Азово-Черноморское побережье - от Анапы до Керченского пролива - сейчас больше похоже на зону военных действий. Уже вторые сутки здесь летают самолеты, стягивается наземная техника. «КамАЗы», тракторы, грейдеры. Мазут с поверхности воды отсасывают с помощью специальных насосов, черпают ковшами на берегу.

Вчера из поселка Ильич, что недалеко от порта «Кавказ», вывезли 160 тонн мазута, сегодня - еще 390 тонн. К вечеру работать спасателям стало сложнее - ветер усилился до 30 метров в секунду, полил дождь, а на море опять поднялись высоченные волны.

Бойцы «Кубань-СПАС» здесь уже вторые сутки - вилами и лопатами закидывают на грузовики смесь ила, водорослей, мазута, трупов птиц и рыб.

Вчера днем в порт «Кавказ» приехали премьер-министр Виктор Зубков, глава МЧС Сергей Шойгу, министр регионального развития Дмитрий Козак, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Первым делом начальство проехалось по загрязненному берегу. Главный эмчеэсник страны раскрыл карту и показал чиновникам, где море загрязнено сильнее всего.

- И так по всему побережью. - Сергей Шойгу показал на огромное пятно мазута. - Птицы, рыбы - все в опасности.

Министры и чиновники тут же наклонились к водорослям, перепачканным мазутом, и, потрогав их, стали разглядывать черные от нефти пальцы.

- Мы будем продолжать ликвидацию нефтепродуктов, пока это возможно, невзирая на шторм, - отрапортовали премьеру дорожники в оранжевых жилетах. Хотя и признались, что работать в таких условиях крайне тяжело. И морально, и физически.

Будущее Азова под большим вопросом. Официально заявлено, что даже при хорошем раскладе на очистку моря уйдет как минимум год. А при плохом? Напомним, в минувшее воскресенье в воду попало около двух тонн мазута и еще шесть тонн серы.

И хотя Азов сразу же кинулись чистить спецтехникой и понаставили заграждений, птица и рыба продолжают гибнуть. По оценкам спасателей, на берегу уже нашли более 9 тысяч рыбьих тушек - хамсы, пеленгаса, бычков.

Специалисты сходятся в одном: сера не так страшна, а вот мазут - бомба замедленного действия.

- Сера присутствует в природе, она содержится в морской воде, - говорит доктор химических наук Александр ГОЛУБЕВ. - Другое дело - нефтепродукты. Они склеивают перья птице и жабры рыбе. А сейчас нерест идет...

Из морских птиц пострадали в основном лысухи (их зимовки пролегают через Керченский пролив), а также большие бакланы, чомга, утки, чайки. Те пернатые, которые прихватили нефтепродукты, получили «гроб в рассрочку»: они обречены, ведь мазут склеил перья, и они умрут от переохлаждения - не смогут взлететь.

Экологи считают, что в Азовском море вообще может исчезнуть рыба. Ведь через Керченский пролив проходит путь миграции рыбы между Азовским и Черным морями. Об этом заявил Андрей РУДОМАХА, активист организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу». По его оценкам, потребуются годы, чтобы восстановить в Азовском море жизнь.

Если мазут не собрать как можно быстрее, он может постепенно осесть на дно. Тогда возникнет угроза гибели морских обитателей.

Не дает покоя экологам и затонувший в Керченском проливе сухогруз, на борту которого было почти 2 тысячи тонн серы. Некоторые эксперты высказывают мнение, что сера неплохо растворяется в морской воде. Из-за этого в пострадавших районах могут начаться кислотные дожди.

- Сера, по-моему, особой угрозы не представляет, - успокаивает Алексей ФРИДМАН, начальник отдела радиационной и химзащиты населения управления МЧС в Крыму. - По правилам перевозок она должна быть в металлических контейнерах. И сколько бы она ни лежала на дне, никакой опасности для экологии это не представляет. Серу будут доставать водолазы, они ждут, когда пройдет шторм...»

В статье также представлено свидетельство очевидца, повара сухогруза Нахичевань Анны Рей: «Из 11 членов экипажа траулера пока спасли троих. 29-летняя женщина - одна из трех человек, спасенных с «Нахичевани» во время катастрофы в Керченском проливе. Она и еще два моряка провели в открытом море 40 минут. Сама Анна, может, и рассказала бы «Комсомолке» о том, что ей довелось пережить, но журналистов к ней в больницу не пускают. Поэтому рассказ спасенной женщины нам передал ее брат Иван Рей.

- Перед тем как танкер «Нахичевань» пошел ко дну, Аня прислала мне SMS, - говорит Иван. - Написала, что два корабля уже разбились, а «Нахичевань» сорвало с якоря штормом. Мы тут же начали ей звонить. Но Аня успела только прокричать в трубку: «Мы тонем!» - и связь оборвалась.