1. Готовиться к интервью заранее, так как от подготовки зависит успех всех стадий интервью, начиная с определения цели и кончая литературным оформлением текста.
2. Связывать конкретные ситуации с масштабными проблемами общественной жизни, так как в этом секрет актуальности произведения.
3. Более четкое использование опорной идеи (информация о системе ценностей, на которую опирается журналист), так как это даст возможность адресату соотнести их с собственными ценностями или не принять или принять авторскую оценку ситуации и трактовку проблемы.
4. Создавать более яркий и запоминаемый журналистский образ, это поможет объединить признаки реалий текущей действительности с признаками реалий прошлого, зафиксированными в культуре.
5. Не отклоняться от темы в ходе беседы, но в то же время задавать интересные и небанальные вопросы.
Заключение
В данной курсовой работе была рассмотрена тема «Эффективность интервью в омской деловой прессе», были рассмотрены теоретические основы интервью как метода сбора информации и информационного жанра журналистики. Проведен анализ интервью, опубликованных в омской деловой прессе – «Бизнес курс» и «Коммерческие вести», а также на основе проведенного исследования были предложены рекомендации по повышению эффективности интервью как журналистского произведения.
Предложенные рекомендации помогут сделать интервью более эффективным с точки зрения достижения целей, обозначенных автором.
В результате мы пришли к таким выводам: интервью – значимый информационный жанр, оно требует большой работы по подготовке и проведению. Эффективность интервью зависит от коммуникабельности журналиста, то есть от его общительности, контактности, умении расположить к себе, а также способности достижения взаимопонимания в ходе беседы. Но еще важнее обеспечить единство содержания и формы, четко и мотивированно выстроить монтажно-композиционное решение, создать яркий журналистский образ.
Оценка эффективности интервью включает в себя изучение условий ее успешности, состоящих из следующих критериев: новизна реальной конкретной ситуации; масштаб и значимость проблемы, под углом зрения которой рассматривается реальная конкретная ситуация; оперативность материала; конструктивность и убедительность идеи; достаточная полнота и яркость ЭВС (элементарные выразительные средства журналистики), мотивированность их применения; четкость и мотивированность монтажно-композиционного решения произведения; смысловая точность, яркость, запоминаемость журналистского образа; логическая и лексико-стилистическая грамотность материала.
Оценка интервью деловых изданий «Бизнес курс» и «Коммерческие вести» по вышеизложенным критериям показала, что интервью обладают своей спецификой. В результате чего были разработаны рекомендации по повышению эффективности интервью.
Список используемой литературы
1. Лукина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
2. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие для вузов. М., 2000.
3. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1988.
4. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб., 2004.
5. Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. СПб., 2005.
6. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: теория и практика. М., 2005.
7. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000.
8. З.С. Смелкова, О.А. Сальникова Риторические основы журналистики: работа над жанрами газеты. М., 2002.
9. Садмен Сеймур Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование опросного инструмента. М., 2002.
10. Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
11. Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья – жанры публицистики/ Д.Г. Бекасов. – М., 1972. – С.33-62.
12. Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник. 3-е издание/ В.В. Ворошилов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 447 с.
13. Гуревич С.М. Номер газеты/ С.М. Гуревич. – М., 2002. – С. 133-134.
14. Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики/ В.Д. Пельт. – М., 1986. – С.10.
15. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие/ З. С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Саввова, О.А. Сальникова. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 320 с.
16. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие/А.А. Тертычный. 2-е изд., испр., и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 320 с.
17. Бизнес курс № 15, 25 апреля 2007 г.
18. Бизнес курс № 9, 14 марта 2007 г.
19. Коммерческие вести № 18, 16 мая 2007 г.
[1] Теплюк В. Этика журналистского творчества. М., 1980.
[2] Лукина М. Технология интервью. М., 2003.
[3] Федотова М.Г. Теория и практика массовой информации. Омск, 2007.
[4] Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С. 17-20.
[5] Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000. С.-80.
[6] Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001. С.-219.
[7] Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. М., 2002. С.-171.
[8] Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб., 2004. С.-107.
[9] Ким Н.М. Новостная журналистика. СПб., 2005. С.-237.
[10] Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993. С.-223.
[11] Садмен Сеймур Как правильно задавать вопросы. М., 2002. С.-282.
[12] Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: теория и практика. М., 2005.
[13] Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1988. С. 51.
[14] Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С. 232.
[15] Бизнес курс № 15, 25 апреля 2007 г.
[16] Бизнес курс № 9, 14 марта 2007 г.
[17] Коммерческие вести № 18, 16 мая 2007 г.
[18] Бизнес курс № 15, 25 апреля 2007 г.
[19] Коммерческие вести № 18, 16 мая 2007 г.