ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Г. Р. Державина.
Кафедра журналистики
К защите допущена:
Зав. кафедрой
Профессор _________ А.И. Иванов
Дипломная работа
На тему: «Влияние масонских идей на развитие отечественной журналистики»
Автор работы: Е. Н. Беляева
5 курс, 2 группа, форма обучения – очная
специальность: 030601 - журналистика
Срок предоставления работы к защите:
«____» _____________ 2008 г.
Научный руководитель: к.фил.н.,
ст.преподаватель Марина Владимировна Нечаева
Работа защищена
«____» __________ 2008 г.
Оценка________________
Тамбов 2008
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ МАСОНСТВА
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ МАСОНСТВА НА ЖУРНАЛИСТИКУ XVIII в. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.И. НОВИКОВА и др.
ГЛАВА III. ВОЗРОЖДЕНИЕ МАСОНСТВА
ГЛАВА IV. СОВРЕМЕННОЕ МАСОНСТВО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
История масонства в России - тема непростая. Прежде всего потому, что участие в масонском движении – сокровенная часть жизни члена Ордена вольных каменщиков, которая не выставляется напоказ. Нередко для нас неочевидны мотивы, которыми руководствовался вступающий в ложу, не всегда ясно, что он в ней искал и что находил. Да и о самой принадлежности к масонству многих людей можно с большим основанием предполагать, чем утверждать.
Вот имена: Александр I, Армстронг, Баженов, Бакунин, Вашингтон, Вольтер, Гарибальди, Гете, Грибоедов, Карамзин, Моцарт, Новиков, Песталоцци, Петр Ш, Пушкин, Радищев, Сперанский, Суворов, Сумароков, Фонвизин, Херасков, Яблочков. Среди них – педагоги, политики, архитекторы, поэты, композиторы, ученые, философы, писатели, цари, революционеры, военачальники… К этому списку можно добавить еще длинный ряд имен не менее известных и всеми уважаемых людей, которые были масонами, или по крайней мере относились к их кругу. Что же их объединяет?[1]
Найти единый знаменатель в масонстве, пожалуй, невозможно – в разные эпохи и на разных географических широтах это движение имело различный смысл и значение. Но все же есть одно, что было присуще масонству, - его просветительский характер.
Именно эти позитивные моменты и интерес ко всему ранее секретному, а сейчас доступному, определенные лозунги политических деятелей на момент предвыборных дебатов избирательной кампании 2008 года и определили актуальность Дипломной работы.
До недавнего времени источники по истории российского масонства находились или в секретных фондах архивов, или были закрыты самими масонами и их наследниками. Существовавший «железный занавес» между Россией и Западом также не позволял советским исследователям знакомиться с работами, выходящими за рубежом по масонской тематике. «Открытые» же документы не позволяли объективно говорить о развитии масонства и отразить все многообразие его деятельности.[2]
Объектом исследования послужил процесс развития масонского движения в России, а также связь масонства и отечественной журналистики.
Предмет исследования – проблема становления масонства в России и влияние масонского движения на отечественную журналистику.
Цель: выявить влияние масонского движения на отечественную журналистику, определить характер влияния и выяснить идеи, получившие реализацию через отечественную журналистику.
Задачи Дипломной работы:
● Определить влияние масонского движения на русскую журналистику.
● Выявить степень реализации масонских идей через отечественную журналистику.
Методы исследования, применяемые в данной работе – исторический, сравнительный.
Методика исследования заключается в обработке и систематизации теоретического материала по теме дипломной работы. Материалами исследования стали: «Масоны и революция» (Аврех А.Я.), «Знаменитые русские масоны» (Бакунина Т. А.), «О заблуждениях и истине» (Батурин П.С.), «История русского масонства» (Башилов Б.В.), «Правда о масонстве» (Клизовский А.), «Люди и ложи» (Берберова Н.) и т.д.
История вопроса. В настоящее время гриф секретности снят практически со всех «масонских» фондов. Наиболее полную характеристику источников дает А.И. Серков в монографии «История русского масонства. 1845-1945 гг.» Среди архивных источников можно выделить «Источники личного происхождения, в том числе мемуары А.В. Амфитеатрова «Мое масонство», М.М. Ковалевского «Московский университет в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века». Интересны воспоминания о масонстве В.А. Оболенского; интервью, взятые Б.И. Николаевским у масонов А.Я. Гальперна, Е.П. Гегечкори, Н.С. Чхеидзе, В.Я. Гуревича, собранные им в книге «Русские масоны и pеволюция». Определенный вклад в характеристику эмигрантского периода масонства ХХ века внесен Н. Берберовой, книга которой «Люди и ложи», написана на материалах отдела рукописей Национальной библиотеки Франции, с использованием личных архивов.
Сведения по истории русского масонства, хронику деятельности лож можно найти также в периодических изданиях, издаваемых вольными каменщиками.
Определить роль масонства в общественной жизни позволяют также мемуары, в которых не говорится прямо о вольных каменщиках, но раскрывается ситуация в стране. К такого рода мемуарам можно отнести воспоминания Н.А.Морозова «Повести моей жизни», С. Ю. Витте «Воспоминания», дон-Аминадо «Такая маленькая жизнь» и другие.
Значительный материал представляют источники по истории либерального движения в России. Материалы различных политических партий, отчеты о заседаниях политических групп позволяют определить роль масонства вне лож.
Что такое масонство? Вот вопрос, который разрешается различными исследователями различно. Оно и религиозная секта всемирного охвата и всесторонней веротерпимости. Оно и тонкое, тайное философское, чуть ли не научное символическое учение с притязаниями на всесветное значение. Оно и кодекс общей какой-то совершенной морали, особого гуманистического склада, поэтического настроения и поэтического строя. Оно - и гражданская социальная организация, не признающая никаких политических, этнографических и географических границ. Оно, наконец, - тайное внегосударственное, политико-обобщительное, скрытое правительство, входящее во все государства и исподтишка, подпольно (и надпотолочно и застенно - если можно так выразиться) ... Весь теперешний человек, его тело, его душа, его дух - всякое общество: семейное, сословное, державное объединение и все человечество вкупе, - все учение, все общественные учреждения, все религии окутываются каким-то неведомым, тайным, скрытным, темным (неизбежным, необходимым) ... - и эта мистическая, оккультная сила носит общее и неопределенное название «масонство».[3]
Кто же такие масоны?
Французское «масон» переводится как «каменщик», «франкмасон» означает «вольный каменщик». В средние века существовали цеховые корпорации каменщиков, строивших храмы в разных городах. Эти строители, обладавшие высокой квалификацией, в общении друг с другом использовали условные жесты и знаки, чтобы оградить себя от любителей. Частично этим объясняется их цеховая замкнутость.
Со временем идея братства, выросшая из профессиональной солидарности, покинула свою колыбель и стала основой для объединения людей с целью морального обновления. Но средневековые ритуалы, символика, условные обозначения, должностная субординация сохранилась и существуют сегодня практически в неизменном виде.
«Масоны учат, что лишь посвященные, приобщившиеся к мудрости веков, продолжающие работу таких же посвященных, могут в полной мере развивать в себе высокие нравственные качества и строить храм будущего человечества, руководясь не только опытом, но и мистическим вдохновением, которое развивается и усваивается в человеке изучением символов, практикой братских отношений, хранением масонской тайны. Самая тайна есть то внутреннее ощущение посвященного, которое не может быть сообщено профану, стороннему человеку, уже потому, что профан все равно понять его не может, пока принятый в Братство сам не пройдет путь познания и просвещения в масонские степени. Сама же масонская организация никакой тайны не представляет, о ней можно узнать точно из книг и статей. Но ради сосредоточенности своей работы и нежелания допускать к ней людей чужих и неподготовленных масоны не открывают своих имен, условных знаков и слов, по которым они распознают друг друга».[4]
По представлению многих, масонская ложа – это антихристианская организация, руководимая таинственными и могущественными преступными лицами, в лучшем случае – это объединение мистически настроенных фанатиков. Другие считают, что масоны преследуют политические цели, устраивают всемирный заговор, стремятся объединить финансовые круги, находящиеся под влиянием сионистов, и т.д. Но стоит взять в руки хотя бы маленькую книжечку Т. Бакуниной «Знаменитые русские масоны» (Париж, 1935), как сразу становится ясно, насколько голословны и нелепы обвинения против масонов. Узнав о бесспорной принадлежности Пушкина, Грибоедова, Кутузова, Суворова к «Братству Вольных Каменщиков», невозможно поверить в их дурные намерения и в их причастность к всемирному заговору сионистов.
Неопределенность и разнородность социально-политических воззрений отдельных масонских систем не отрицают самого по себе факта влияния Ордена вольных каменщиков на общественную жизнь. При оценке роли масонских систем невозможно оперировать некогда привычными терминами типа «просветительство», «революционность» и т.д. Само масонство оперировало понятиями духовными, эстетическими, а поэтому нецелесообразно подвергать взгляды масонов как некоей единой организации социально-политическим оценкам. Определенное единство воззрений, например, круга Н. И. Новикова в социальной сфере несомненно было, но ложи XVIII столетия в России не были политическими партиями или даже клубами.