1)постоянный колонтитул (единый для всего издания, для его части с осн. текстом, для левых страниц разворота);
2)переменный колонтитул (меняется на протяжении издания по тому или иному принципу – с началом каждого нового подраздела, с началом новой страницы, нового разворота и т. д.).
По объекту содержания, который колонтитулы отражают, переменный колонтитул бывает либо рубрикационным (отражает заголовки рубрик заглавия произведений), либо текстовым (отражает темы текста страницы)» [I, 8; 465].
Прежде чем продолжать ознакомление с видами колонтитулов, следует отметить, что «”Мертвый” (постоянный) колонтитул можно было бы назвать неработающим. Вместо того чтобы помещать на всех колонтитулах имя, фамилию автора и заглавие книги, лучше писать, например, номер и название части (слева) и номер и название главы (справа) или заголовки глав (слева) и их подтемы (справа)» [I, 6; 144-145].
И еще одно важное замечание: большую роль играет композиция колонэлементов. Нагляднее всего схемы композиций показаны в книге Е.Б. Адамова и В.Г. Кричевского «Оформление справочных изданий» [I, 8; 42]: см. рис. 1.1.5. Справочно-пояснительный аппарат
1.5.1. Предисловие и Вступительная статья
Эти элементы ВСА очень похожи, и их часто путают. Но для правильного анализа литературы необходимо разобраться, в чем же разница между ними.
Итак: «Предисловие – элемент предтекстового аппарата издания, характеризующий публикуемое в издании произведение (произведения) для того, чтобы у читателя возник интерес к его теме и (или) содержанию, чтобы он сумел лучше подготовиться к чтению, смог эффективно, с учетом особенностей произведения и издания работать с ним. Это предуведомление читателя об издании, особенностях его содержания, построения, назначения, отличиях от других близких по теме и содержанию изданий. <…>
Шаблона, впрочем, тут быть не должно. Каждое издание и его читатель требуют индивидуального решения, хотя в ряде случаев эти решения могут в чем-то совпадать» [I, 8; 480].
Важное место отводит вопросу о предисловии Э.Л. Призмент в книге «Предметизационные системы и аппарат книги: Теория и практика»: «Редактор должен понимать, что большая информационная нагрузка ложится на сопроводительные статьи, прежде всего на предисловие. Предисловие расширяет сведения читателя о задачах издания (первая и весьма важная информация о книге содержится в видовом определении). Концепция издания, помимо того, что она реализуется в самой структуре издания, разъясняется в предисловии» [I, 11; 242].
По поводу вступительной статьи и предисловия А.Э. Мильчин отмечает: «Вступительная статья должна помочь читателям лучше, глубже, точнее, тоньше, с учетом современных достижений науч. мысли воспринять художественное или науч. творчество писателя или ученого, чье произведение (произведения) публикуется в издании. Цель вступительной статьи, таким образом, шире, чем цель предисловия» [I, 8; 483]. И далее: «Нередко вступительную статью называют предисловием. Конечно, у предисловия и вступительной статьи есть нечто общее: они предваряют основной текст, они части предтекстового аппарата, они могут раскрывать достоинства произведения (издания). Но на этом сходство кончается. Предисловие может быть авторским, вступительная статья – нет. Предисловие не назовешь вступительной статьей и тематически его не озаглавишь: у него, как правило, единой темы нет. Тематическое же заглавие у вступительной статьи совсем не редкость» [I, 8; 484].
Таким образом, налицо принципиальное различие между предисловием и вступительной статьей. Редактору не следует их путать.
1.5.2. Послесловие
О назначении и месте расположения послесловия читаем в книге
А.Э. Мильчина «Справочник издателя и автора»: «Послесловие очень близко по назначению к вступительной статье с той лишь разницей, что автор послесловия в большей степени оперирует материалом произведения в расчете на знакомство с ним читателя. Послесловие, однако, не только анализирует и осмысляет с современных позиций произведение автора, но и часто дополняет его современным материалом. <…> Послесловие помещают после приложения (приложений), перед всеми другими частями затекстового аппарата: библиогр. списками, вспом. указателями и т. п. – к этим частям затекстового аппарата читатель обращается многократно и по ходу чтения, и после, что и вынуждает их ставить ближе к концу издания, чтобы облегчить их розыск» [I, 8; 485].
1.6. Библиографический список
Э.Л. Призмент в книге «Предметизационные системы и аппарат книги» отмечал следующее: «Библиографические списки в разных типах изданий выполняют разную роль, их основные функции – аргументирующая и рекомендательная. В особых случаях, независимо от того, приводятся ли ссылки на литературу как на использованную или как на рекомендуемую, библиографическое обеспечение издания дает возможность выйти за пределы данной книги с тем, чтобы получить расширяющееся знание. С учетом этого редактор должен анализировать отбор источников в библиографические списки» [I, 11; 243].
ГЛАВА 2. Вспомогательный справочный
аппарат В ПЕРИОДИЧЕСКИХ изданиЯХ
В главе 1 были рассмотрены все теоретические вопросы, связанные с элементами аппарата издания вообще. Однако следует отметить, что не все эти элементы необходимы в периодических изданиях. Кроме того, в современной издательской практике принято различать аппарат материала, публикуемого в журнале, и аппарат собственно журнала. Чтобы получить ответ на вопрос, какие именно элементы являются обязательными в периодическом издании, а какие нет, обратимся к учебнику «Редакторская подготовка изданий»: «К обязательным элементам аппарата материала, публикуемого в журнале, относятся сведения об авторах, составителях (например, обзорных статей) и других лицах, участвовавших в работе над материалом; заглавие публикуемого материала; подзаголовочные данные; индекс Универсальной десятичной классификации; аннотация; пристатейный библиографический список; дата поступления рукописи в редакцию; сведения о продолжении или окончании публикации материала; приложения; примечания; название раздела, подраздела, цикла, подборки; колонтитул» [I, 1; 399]. И далее: «Аппарат журнала имеет свою специфику, хотя, как и в книге выполняет справочно-вспомогательные (содержание, указатели, колонтитул) и научно-справочные (аннотация, примечание и т.д.) функции. К основным элементам аппарата журнального издания относятся: выходные сведения; заглавие; подзаголовочные и надзаголовочные данные; сведения о редакторах, редакционной коллегии, составителях и т.д.; выпускные данные; знак охраны авторского права; содержание; рубрикация; указатели» [I, 1; 403-406].
Таким образом, рассмотрев теоретические вопросы относительно элементов ВСА издания, перейдем непосредственно к анализу выбранных 4 литературно-художественных журналов.
2.1. Журнал «Березіль»[II, 1]
Этот журнал среднего формата, имеет красочную мягкую обложку и качественную бумагу. Из ВСА всего издания представлены:
1.Заглавие (см. Приложение 1а)
2.Подзаголовочные данные – вид издания; название организации, органом которого оно является; дата основания журнала (см. там же).
3.Нумерация (см. там же).
4.Содержание (см. там же).
5.Рубрикация (см. там же). В самом журнале рубрики обозначены боковым колонтитулом крупного начертания и другой гарнитуры шрифта, чем для основного текста (см. Приложения 1б и 1в). Это очень удобно, поскольку позволяет довольно быстро найти нужную рубрику, а, кроме того, выполняет и эстетическую функцию.
6. Сведения о редакторе и редакционной коллегии (см. там же).
7. Знак охраны авторского права (см. там же).
8. «Мертвый» колонтитул (см. Приложения 1б и 1в). Многие ученые (в частности, А.Э. Мильчин) высказывали мысль о практической бесполезности таких колонтитулов. То, что в данном журнале использован именно этот тип колонтитулов, не является упущением, однако пользы от него немного.
9. Раз в год, в последнем выпуске журнала появляется годовой указатель опубликованных материалов.
10. В конце журнала находятся выходные и выпускные сведения (см. Приложение 1г).
Что касается аппарата материалов, публикуемых в журнале «Березіль», то он не отличается разнообразием. Итак:
1. Сведения об авторе перед публикацией его произведений (см. приложение 1б). Однако это не является традицией журнала – этот элемент аппарата бывает представлен всего лишь один раз в одном номере. Это, безусловно, минус.
2. Подстрочные примечания, зачастую содержащие перевод иноязычных выражений, встречающихся в основном тексте (см. Приложение 1в).
В целом журнал неплохой, однако к нему с редакторской и издательской точки зрения есть три замечания: во-первых, необходимо определиться с видом издания. На титульном листе (см. Приложение 1а) написано: «Літературно-художній та громадсько-політичний журнал Національної Спілки письменників України», а в конце – «Літературно-художній та громадсько-політичний щомісячний часопис» (см. Приложение 1г). Вообще сведения о периодичности издания должны быть в подзаголовочных данных, тогда бы ни было такой путаницы.
Во-вторых, с точки зрения обычного читателя, необходимо помещать хотя бы краткие основные сведения об авторе и его работах. Суть этих статей, предшествующих произведениям, состоит в привлечении читательского внимания к проблеме. Особенно это важно, если произведение – автобиографичное, в таком случае скрытый подтекст останется неведом читателю, если он не ознакомится с биографией автора.
И в-третьих, для читателя гораздо полезнее знать имя и фамилию автора и название произведения, чем название и номер журнала на каждой странице. Как уже отмечалось, использование «мертвого» колонтитула не является нарушением правил. Однако, учитывая, что основная задача ВСА – помогать читателю, тип колонтитула можно поменять.