Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»
Исторический факультет
Секция по связям с общественностью
КУРСОВАЯ РАБОТА
Жанр интервью в газете «Красное знамя»
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент С.И. Берневега
Исполнитель:
студент К.Р. Ефименко
Сыктывкар
2009 год
Содержание
Введение
§1. Интервью в теории журналистики
§2. Интервью как жанровая разновидность диалога
§3. Классификация интервью
§4. Формы организации интервью
Заключение
Литература
Интервью является одним из самых востребованных жанров в современной журналистике. Он стал особенно популярен в 90-х годах. Всеобщая демократизация общества позволила использовать этот жанр как своеобразный рупор гласности. По своей природе журналистское интервью представляет явление особой социальной значимости.
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта – актуального, общественно значимого, предназначенного для публикации.
Интервью как жанр за время своего существования претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования, что в значительной степени определяется социальным контекстом. Это касается материалов жанра интервью, представленных как в центральной прессе, так и в региональных изданиях.
Актуальность данного исследования, прежде всего, состоит в том, что интервью является одним из самых популярных газетно-журнальных жанров. Кроме того, это один из самых распространенных методов получения сведений. И журналисты все больше обращаются в своем творчестве к методу интервью. Во-вторых, следует заметить, что проблему интервьюирования, диалогизации нужно продолжать разрабатывать дальше, т.к. знания по этой теме необходимы журналистам-практикам. Наконец, данная проблема интересна не только журналисту, но и любому человеку.
Целью данной работы является исследование интервью как жанра и как метода получения информации. Перед нами стоит задача классифицировать виды интервью и рассмотреть, опираясь на теорию, журналистскую тактику ведения беседы в газетно-публицистических текстах.
Материалом для данного исследования послужили примеры из газеты «Красное Знамя». Как всякому независимому изданию в России, "Красному знамени" порой приходилось трудно - ее публикации не всегда нравились отдельным власть имущим, порой приходилось противостоять административному давлению. Однако "Красное знамя" всегда сохраняло и сохраняет авторитет у жителей Республики Коми. А журналисты газеты неоднократно становились лауреатами.
Республиканская газета «Красное знамя» основана 10 июня 1918 года и первоначально выходила под названием «Зырянская жизнь». Название газеты неоднократно изменялось, «Красное знамя» - с 1955 года. Выходит 4 раза в неделю: со вторника по пятницу. Еженедельный выпуск газеты носит название «Красное знамя четверг». На страницах издания присутствуют различные жанры: статьи, комментарии, обозрения, очерковые зарисовки, рассказы, интервью, стихотворения, анекдоты, частные объявления, поздравления, соболезнования.
Прежде, чем начать разговор о месте интервью в структуре республиканской газеты, надо отметить, что газета, выходящая в небольшом городе, имеет свои особенности. Она пишет о людях, которых неплохо знают в городе (сослуживцы, соседи, друзья детей, фронтовые товарищи дедов и т.д.) Отсюда и требования к информации: она должна быть доступна и понятна каждому, кто читает газету. И, конечно, информация не должна содержать тех сведений, которые и так известны и старому и малому. Интервью, один из тех жанров, которые сохраняют в газетной публикации эффект подлинности и непринужденности, что так ценят люди. Проанализировав публикации в номерах газеты за 2008 г., мы заметили, что интервью – один из самых популярных в «Красном знамени» жанров.
Ежедневно интервью публикуются в разных формах. Итак, выборка газеты производилась с января по декабрь 2008 года. Всего проанализировано 147 интервью газеты «КЗ». На первый план выходят информативные интервью (78%), по форме организации интервью-диалог занимает 71 %, 28% насчитывается интервью-монолога. Четвертое место занимает такая форма интервью как блиц-опрос и интервью-сообщение – 27%. Информационные интервью же составляют 24%, портретное интервью и интервью-знакомств по 15%, оперативного интервью – 14%,, экспертных интервью – 12%, проблемных интервью – 7%, интервью-полилога, интервью-мнения и эксклюзивных интервью зафиксировано 3%, аналитическое интервью всего 0,7 % от общего количества изученных интервью. Такие виды интервью как интервью-расследование, интервью-зарисовка, интервью-мнение и детализирующее интервью в газете «КЗ» не публикуются.
Анализ проводился при помощи функционально-стилистического метода, а также методов описания.
Работа состоит из Введения, 4 параграфов, Заключения и списка литературы, насчитывающей 30 единиц.
§1. Интервью в теории журналистики
В современных средствах массовой информации жанр интервью является одним из популярных. То обстоятельство, что на первый план в наши дни выходит информационная группа жанров, к которым относится и интервью, является первым веским аргументом в пользу его популярности в настоящее время. Интервью в теории журналистики рассматривается и как метод (способ сбора информации), и как жанр (форма предъявления информации).
Задача интервью – сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Специфика здесь состоит в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого в силу каких-то особых причин важно для читателя. В вопросах журналиста к собеседнику конкретизируются актуальные аспекты темы, возникают поводы для дискуссий. Задача журналиста - сделать интервью интересным для всех.
В.В. Ворошилов рассматривает жанр интервью как представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста или беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы[1].
Мельник Г. и Тепляшина А. термин интервью выделяют как «акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений, суждений, представляющих общественный интерес»[2].
Следовательно, можно говорить о том, что толкование термина интервью менялось со временем в зависимости от самого развития жанра, политической ситуации в стране и от многих других лингвистических и экстралингвистических факторов. «Общим местом» в определении жанра интервью осталось словосочетание: беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме.
В.В. Ворошилов выделяет следующие разновидности интервью: интервью-монолог; интервью-сообщение (излагаются наиболее существенные аспекты беседы, ответы даются в сокращенном виде); интервью-диалог (полный текст беседы; это может быть суждение двух различных сторон, «сцепление двух позиций» или духовное взаимодействие людей, стремящихся к согласованному решению социальных проблем); интервью-полилог, когда количество собеседников максимальное, а диапазон тем широк. Порой реплики собеседника сопровождаются описанием его внешности и поведения: одежды, манеры поведения, выражения лица, жестов. Так строится интервью-зарисовка: здесь журналист стремится к эмоциональности изложения – используя лирические вставки, выразительные средства журналистики (факты, образы, идеи), образные ресурсы русского языка, кроме содержания беседы, журналист передает обстановку разговора, его характер, рассказывает о жизни и делах собеседника. Существуют также интервью-мнение (комментарий к проблеме, событию, факту); массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов)[3].
Жанр интервью – это форма получения журналистом определенной информации от респондента с помощью вопросов; иными словами – диалог – самое естественное средство общения.
§2. Интервью как жанровая разновидность диалога
Как отмечают исследователи, диалог в интервью выступает не только как способ построения газетного текста, но и как способ организации материалов на газетной полосе.
По своему характеру интервью-диалог представляет собой вопросно-ответное взаимодействие, в котором говорящий и слушающий могут постоянно меняться коммуникативными ролями.
Большой исследовательский материал, посвященный диалогу, свидетельствует о сложности и многоаспектности этого явления. Диалог предстает как конкретное воплощение языка в его специфических средствах, как форма существования языка, как форма речевого общения. Термин «диалог» используется также для обозначения одного из видов интервью («интервью-диалог»).
Определяя специфику диалога, исследователи выделяют следующие его характеристики: наличие (минимум) двух участников общения, между которыми происходит непосредственный обмен высказываниями, единая тема общения; смена ролей «говорящий - слушающий»; непринужденный характер речевой обстановки, одновременность восприятия речи на слух, подготовки и реализации собственных высказываний; большое значение внеязыковых коммуникативных средств (мимика, жестикуляция); постоянное изменение языковой ситуации.
Четкую и расширенную трактовку термину диалог дает в своих трудах М.М. Бахтин. Слово «диалог» и производные от него употребляются в следующих смыслах: «1) композиционно-речевая форма жизненного выскаывания (разговор двух или нескольких лиц; 2) всякое речевое общение; 3) речевой жанр (диалог бытовой, педагогический, познавательный); 4) вторичный жанр – диалог философский, риторический, художественный; 5) конститутивная черта определенного типа романа (полифонического); 6) жизненно-философско-эстетическая позиция; 7) формообразующий принцип духа, неполной противоположностью которой является монолог»[4].