Смекни!
smekni.com

Жанровое своеобразие произведения А.С. Свирского "Ростовские трущобы" (стр. 4 из 4)

«Многие из этих мастерских и гостиниц являются теми именно страшными рассадниками нищеты и разврата, из которых прямая дорога для мужчин в открытые трущобы, а для женщин – в публичные дома».

Немаловажную роль играют нравственные качества личности, способность противостоять жизненным невзгодам. Сломленный морально, человек не в состоянии бороться за свое будущее, погружается в пучину пьянства и разврата.

«Приступая к описанию трущоб, я в своем маленьком вступлении сравнил их со сказочными чудовищами, которые выхватывают из толпы обездоленных людей и, притягивая их в свои грязные объятия, навсегда преграждают им путь к той жизни, к тому обществу, к которому они, эти люди, некогда принадлежали. И говоря это, я не преувеличивал. Стоит только человеку, все равно, к какому бы он классу ни принадлежал, попасть в трущобы, чтобы через год, через два уже было поздно его спасать. Такой человек постепенно погружается в засосавшую его тину пьянства и разврата, где окончательно парализуются его воля, его добрые побуждения. Что же касается его честности, в элементарном значении слова, то она, допускаю, остается у него, как и у тех многочисленных бродяг, которых чуть не принимают за беглых каторжников, или как у пьющих запоем, которые, при всей своей честности, не могут, однако, быть терпимы ни в одном порядочном обществе. Позволю себе сделать такое сравнение.

Вообразите себе человека, находящегося в открытой степи, зимою, во время метели. Резкий ветер пронизывает его до костей, густые хлопья снега застилают ему глаза, а сильный январский мороз, словно острыми иглами, щиплет ему лицо. И вот начинается борьба человека с рассвирепевшей стихией. Бедняга делает всевозможные телодвижения, бегает, прыгает, стараясь хоть этим отогреть себя. Сначала он еще бодр, в нем является смелость отчаяния и неестественная, колоссальная энергия.

Но проходит время, метель не унимается, мороз с большею силою крепнет – и одинокий, беспомощный борец за жизнь утрачивает энергию сопротивления и из борца превращается в пассивного, безвольного зрителя картины собственного несчастья.

Минутами к несчастному возвращается сознание, и он, может быть даже чувствуя, что стоит ему еще немного напрячь свои силы, стоит сделать один отчаянный прыжок – и придет спасение.

Но, увы, повторяю, несчастный устал, разбит душевно и телесно, и мелькнувший в его душе огонек так же быстро потухает, как неожиданно и внезапно он появился. Если в этот роковой момент подоспеет помощь извне, еще, может быть, дыхание жизни вернется к этому живому мертвецу, но раз помощь опоздала, то одним человеком меньше на свете».

Прослеживая шаг за шагом путь нравственной и физической гибели людей дна, Свирский видит возможность спасения и духовного возрождения личности в чутком и доброжелательном внимании окружающих, моральной и материальной поддержке терпящих бедствие. Протянуть руку тем, кто стоит на краю пропасти, в состоянии каждый. Человек гибнет, если рядом с ним оказались равнодушные, обеспокоенные лишь собственным благополучием люди.

«Стоит только хорошенько вдуматься и вникнуть в историю какого-нибудь падшего человека, чтобы понять те бесконечные страдания, муки, унижения, жгучие слезы и физические боли, которые он перетерпел раньше, чем расстаться со своим положением в обществе. А между тем, сколько мимо нас ежедневно, ежечасно проходит и молодых, и старых кандидатов в трущобные завсегдатаи, и мы их даже не замечаем! И впрямь, какое кому дело до этого хотя бы худощавого молодого человека в истрепанном пальто, который по целым дням и без всякой цели бродит по главной улице города или по городскому саду? Какое кому дело до того, что у этого юноши такое бледное, исхудалое лицо, такое страдальческое выражение глаз? Ведь он никого ни о чем не просит, он не протягивает руки за милостыней – так зачем же обращать на него внимание? А что этот молодой человек стыдится просить Христа ради; что он юноша благовоспитанный, с самолюбием, с сознанием своего человеческого достоинства, – так до того, опять-таки, никому дела нет. И бродит несчастный скиталец день-другой, голод истощает последние его силы, нравственные муки убивают в нем энергию; и он все больше и больше начинает падать духом. Между тем кругом, как будто на зло ему, слышится веселый смех довольной и сытой толпы, мчатся тысячные рысаки, снуют роскошно одетые дамы и мужчины, сверкают при солнечных лучах золото и бриллианты на окнах магазинов, – и только он один не принимает участияв общем празднике жизни одетый в лохмотья, голодный и бесприютный, жмется вдоль стен богатых каменных домов, давая дорогу более счастливым».

Эта мысль пронизывает весь цикл очерков, посвященных судьбам обитателей трущоб. В ней заключается трагический и вместе с тем оптимистический настрой эссе. Пороки трущобного мира – порождение низменных качеств человеческой натуры и бороться с ними нужно, опираясь на светлые нравственные задатки, имеющиеся в душе каждого. Путь нравственного возрождения общества проходит через сердце каждого человека.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очерки «Ростовские трущобы» А.С. Свирского представляли собой одно из первых журналистских расследований в истории донской и, пожалуй, отечественной журналистики.

Для получения информации о своих героях автор избрал самый точный и верный способ: он надел лохмотья и стал вести жизнь героев своего произведения.

«Ростовские трущобы» также содержат элементы интервью. Автор подробно расспрашивает будущих главных персонажей своего эссе об их жизненном пути, о том, как они дошли до такой жизни, о том, чем они живут сейчас.

Свирский не романтизирует своих героев, и не идеализирует их. Он показывает их такими, какие они есть. Но именно от реалистичности героев, от отсутствия какой-либо наигранности, увеличивается пафос его замечательного произведения.

При этом «Ростовские трущобы» Свирского, это не только описание быта ростовского «дна», и не просто «страшилки» для в основной своей массе обеспеченных читателей; автор ставит проблемы, предлагает пути их решения и призывает читающую публику не просто читать, ужасаться и сострадать, а думать о помощи несчастным и обездоленным вместе с ним.

Думаю, что современным журналистам при проведении журналистских расследований не лишним будет перечитать блестящее произведение А.С. Свирского «Ростовские трущобы».


ЛИТЕРАТУРА

1. Бульба В.А. Свирский – скиталец, журналист, писатель.// Приазовский край. – 2000 год. – 12 окт.

2. Гонтмахер М.И. Евреи на донской земле. Ростов-на-Дону, Ростиздат, 1999.

3. Свирский А.С. Ростовские трущобы. М.: 1994.

4. Станько А.И. Российская дореволюционная журналистика Юга России. Ростов-на-Дону, Изд-во РГУ, 1987.

5. Станько А.И. Журналистские расследования. Ростов-на-Дону, Изд-во РГУ, 1997.