В ходе событий 1905 (январь - расстрел рабочей демонстрации в Петербурге; декабрь - вооруженное восстание в Москве) за изменение государственного строя и введение конституции выступали даже многие буржуазные партии. Из-за общего напряжения правительство вынуждено было пойти на уступки. 17 октября 1905 - Манифест (свобода собраний, шествий, партий, объявление о создании Думы). Буквально через месяц в России появляется масса всевозможных партийных изданий.
Октябристы считали уже введенные реформы достаточными. Газета октябристов - “Голос Москвы”, редактор А. И. Гучков. Праворадикальные партии - за ограничение буржуазных свобод в пользу монархии, ксенофобия, антисемитизм и т. д. (то, что традиционно называют “реакционностью”). Газета “Земщина”. Газета “Московские ведомости” (редактор - Грингмут).
“Правительственный вестник” и “деревенский вестник” - центральные органы царской власти (самодержавия).
Кадеты выступали за Конституцию. Кадетскую программу во многом подготовили такие издания либерального направления, как “Вестник Европы”, “Русская мысль”, “Русские ведомости”. Центральный печатный орган кадетов - ежедневная газета “Речь” (закрыта в 1917). Редактор - П. Н. Милюков. Газета стояла на позициях продолжения реформ. Прекрасный литературный отдел, где печатались Куприн, Андреев и др. Газета была массовой, на нее равнялись многие местные газеты. По словам Ленина, 99 % в России составляла кадетская печать.
После 1905 с/д и эсеры вышли из подполья .Эсеры - “наследники” революционного народничества. Как и народовольцы, не исключали террор в революционной борьбе. Использовали методы террора и в борьбе с большевиками после 1917.
С/д разделились на большевиков и меньшевиков (теоретические взгляды общие, но тактические установки расходились: меньшевики считали октябрьский переворот преждевременным). “Искра” после 2 съезда РСДРП стала меньшевистской + газета “Начало” (Мартов, Троцкий и др.). Первая легальная большевистская газета - “Новая жизнь” (с 1905) + газеты “Вперед”, “Пролетарий”.
После 1905 в России сложилась многопартийная система печати. После февральской революции 1917 в стране остались только кадетские, эсеровские и с/д (б. и м.) издания - остальные были закрыты, прежде всего те, которые поддерживали самодержавие. В апреле 1917 Временное правительство приняло Закон о печати: все партии, независимо от направления, могут издавать свои газеты и журналы и вести полемику.
38. В. И. Ленин - публицист. Борьба с народничеством
Отзывы современников свидетельствуют о необыкновенном ораторском искусстве Ленина, и мы можем оценить, насколько талантлив он был как публицист. Гений «вождя» увлекать людей силой своего слова – не последняя причина всего случившегося с нашей страной за 70 лет советской власти.
Большинство ленинских произведений имеют яркий оттенок субъективности. Автор недвусмысленно дает понять, что по данному вопросу у него есть своя точка зрения. И он отстаивает эту точку зрения, важную уже потому, что сам вопрос, о котором идет речь, требует немедленных действий. Ленин старается побудить даже самого невнимательно и пренебрежительного читателя к размышлению и, впоследствии, к действию. И при этом Ленин умел сочетать жесткие оценки с объективным изложением фактов. Но, с другой стороны, в своих публицистических произведениях Ленин был все же больше ученым. Основное внимание он уделяет вопросам политико-экономической реальности, стратегии и тактике политической борьбы. При этом сами призывы времено отступают на второй план. На первом – разбор, объяснение сути того, что происходит, а также соответствие происходящего тому толкованию, которое предлагается автором.
Время, когда была написана одна из знаменитых ленинских работ «Очередные задачи советской власти», (1918 г. ) было полно надежд и тревог для россиян. Период первой мирной передышки, достигнутой заключением Брестского договора. Для Ленина это был момент напряженной борьбы с «левыми» коммунистами и троцкистами. После заключения Брестского договора партия раскололась: Троцкий и его последователи считали, что договор был грубым отступлением от истинных революционных идеалов. Ленин выдвинул тезис о том, что необходимости в нагнетании всемирной революции нет. Коммунизм можно построить в отдельно взятой стране, в которой на данный момент уже созданы все условия для возникновения социалистического общества – писал Ульянов. 8-го марта 1918 года состоялся YII Экстренный Съезд РКП(б), первый съезд после Октябрьской революции. Он был назван Экстренным благодаря накалившейся ситуации внутри партии и должен был положить конец разногласиям.
Именно после этого Съезда (ориентировочно 23-28 марта 1918 г.) Ленин продиктовал стенографу материал «Тезисы о задачах Советской власти в настоящий момент», в окончательной редакции ставшие «Очередными задачами Советской власти». В ЦК РКП(б) шло обсуждение будущего социалистического строительства.
Цель статьи – поставить перед обществом новые задачи и обосновать, почему более не актуальны старые. «Очередные задачи советской власти» -- труд основательный, многоглавый, затрагивающий массу проблем. Фактически, он должен был разъяснить партии и народу дальнейшее развитие всей Советской России, важнейшие детали ее идеологии, экономические и внешнеполитические моменты.
В главе «Повышение производительности труда» Ленин подробно рассказывает, что он подразумевает под этим повышением и как оно должно быть организовано. Во-первых, требуется обеспечение материальной основы крупной индустрии, развитие производства топлива, железа, машиностроения, химической промышленности. Ленин понимал, что Советская республика – кладезь полезных ископаемых, страна с огромными перспективами в плане практически любой промышленности. Другим условием повышения производительности труда он называл образовательный и культурный подъем массы населения.
20-го сентября 1918 года в «Правде» вышла программная статья Ленина «О характере наших газет». Она продолжает тему о том, какой должна быть коммунистическая газета. Статья похожа на слегка обработанный отрывок из некого большого труда: вступление практически отсутствует. Он говорит, что цель прессы – помогать в организации труда. Для этого нужно тщательно выяснять и перепроверять достоверность информации об успехах комитетов бедноты, фабрик, земледельческих коммун и т.п., и, если все действительно хорошо, то рассказать подробно о способах достижения успеха.
Ленин – ярый противник всех традиций и атеист. Вере в Бога он противопоставляет веру в близкий коммунизм, фактически, в избавление от страданий уже на Земле. Стиль его работ проникнут почти религиозным пафосом.
НАРОДНИЧЕСТВО - идеология и движение разночинной интеллигенции в России во 2-й пол. 19 в. Выступало против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Народничество - разновидность крестьянской, общинной социалистической утопии. Родоначальники - А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, идеологи - М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Основные народнические организации 1860-80-х гг. - ишутинцы, "чайковцы" (организаторы "хождения в народ"), "москвичи", "Земля и воля", "Черный передел", "Народная воля". Во 2-й пол. 1880-х - 1-й пол. 90-х народничество переживало кризис, вызванный разгромом "Народной воли". Возросло влияние либерального народничества (Н. К. Михайловский и др. публицисты журнала "Русское богатство"), но не прерывалась и революционная традиция (Группа народовольцев в Санкт-Петербурге, другие местные кружки и организации). Возрождение революционного народничества в кон. 1890-х - нач. 1900-х гг. (т. н. неонародничество) связано с деятельностью партии эсеров.
Хотя Плеханов уже в 80-х годах нанес основной удар народнической системе взглядов, однако в начале 90-х годов взгляды народников все еще встречали сочувствие среди некоторой части революционной молодежи. Часть молодежи продолжала думать, что Россия может миновать капиталистический путь развития, что главную роль в революции будет играть крестьянство, а не рабочий класс. Остатки народников всячески старались помешать распространению марксизма в России, повели борьбу против марксистов, стараясь их всячески опорочить. Надо было до конца идейно разгромить народничество, чтобы обеспечить дальнейшее распространение марксизма и возможность создания социал-демократической партии.
Эта работа была проделана Лениным.
В своей книге "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" (1894 год) Ленин до конца разоблачил истинное лицо народников, как фальшивых "друзей народа", идущих на деле против народа.
Народники 90-х годов по существу давно отказались от всякой революционной борьбы с царским правительством. Либеральные народники проповедывали примирение с царским правительством. "Они просто думают, - писал Ленин про народников того времени, - что если попросить хорошенько да поласковее у этого правительства, то оно может все хорошо устроить" (Ленин, т.I, стр.161).
Народники 90-х годов закрывали глаза на положение бедноты в деревне, на классовую борьбу в деревне, на эксплуатацию бедноты кулачеством и восхваляли развитие кулацких хозяйств. Они выступали по сути дела как выразители интересов кулачества.
В то же время народники в своих журналах вели травлю марксистов. Сознательно искажая, перевирая взгляды русских марксистов, народники уверяли, будто марксисты хотят разорения деревни; будто марксисты хотят "выварить каждого мужика в фабричном котле". Разоблачая эту фальшивую народническую критику, Ленин показал, что дело не в "желаниях" марксистов, а в действительном ходе развития капитализма в России, при котором количество пролетариата неизбежно увеличивается. Но пролетариат явится могильщиком капиталистического строя.