Смекни!
smekni.com

Журналистика (стр. 31 из 53)

К.Симонов был свидетелем многих решающих битва и писал о том, что лично видел. Конкретный адрес присутствует уже в заголовках материалов: “В Керченских каменломнях”, “Осада Тернополя”, “У берегов Румынии”, “На старой Смоленской дороге” и др.

Результатом командировки в Феодосию, только что освобожденную советским десантом и яростно бомбардируемую вражеской авиацией, стал первый в творческой биографии Симонова рассказ “Третий адъютант”. Сюжет его подсказала встреча с одним из десантников - в прошлом донецким шахтером, твердо убежденным, что “храбрых убивают реже, чем трусов”. Рассказ был опубликован в “Красной звезде” 15 января 1942 года.

Днем раньше в “Правде” появилось стихотворение “Жди меня”. Сотни газет его перепечатали.

Среди публицистов, находившихся в действующей армии, был и военный корреспондент “Красной звезды” Василий Гроссман. В очерках “Сталинградская битва”, “Волга - Сталинград”, “Власов” и др., в многочисленных корреспонденциях он вводил читателя в атмосферу борющегося Сталинграда.

В цикл событийных очерков о Сталинграде вошли “Огонь Сталинграда” Е.Кригер, “Дом Павлова” П.Шебунина, “Город-герой” Б.Полевого, “Сталинградское кольцо” Вас.Коротеева и другие.

Главное в публицистике периода войны заключалось в том, что она выражала силу духа и чаяния сражающегося народа. В публицистике военной поры особое место заняли очерки М.Шолохова “Наука ненависти”, “Гнусность”, его статьи “По пути к фронту”, “Люди Красной Армии”. Лейтмотивом их стала убежденность автора в том, что высоконравственная сила народа, его любовь к Отчизне окажут решающее воздействие на исход войны, приведут к победе. Эта идея пронизывала и очерки Л.Соболева “Морская душа”, А.Фадеева “Бессмертие”, А.Платонова “Сын народа” и др.

Многообразный по форме и резко индивидуальный по стилю характер. Борис Горбатов, например, обратился к эпистолярной форме разговора с читателем. Его “Письма товарищу” полны патриотизма. Они не только личностны, но и очень лиричны. Большинство из них были написаны, когда приходилось отступать, и линия фронта подошла к Москве. Первые четыре письма под общим заглавием “Родина” были опубликованы в сентябре 1941 в “Правде”. Перу Б.Горбатова принадлежат также очерки “Алексей Куликов, боец”, “После смерти”, “Власть”, “Из фронтового блокнота”, вошедшие в сборник “Рассказы о солдатской душе”, вышедший в 1943.

В конце войны создается большое количество путевых очерков. Их авторы Л.Славин, А.Малышко, Б.Полевой, П.Павленко и другие рассказывали о победных боях советских войск, освобождавших народы Европв от фашизма, писали о взятии Будапешта, Вены, о штурме Берлина.

С публицистическими и проблемными статьями в печати и на радио выступали партийные и государственные деятели: М.Калинин, А.Жданов, А.Щербаков, В.Карпинский, Д.Мануильский, Е.Ярославский.

Трудовой подвиг людей тыла запечатлен в публицистике Б.Агапова, Т.Тэсс, М.Шагинян. Проблемам обеспечения фронта и населения страны продовольствием посвящали свои очерки Е.Коненко, И.Рябов, А.Колосов.

Большой силой эмоционального воздействия обладала радиопублицистика. А.Гайдар, Л.Кассиль, П.Мануйлов, К.Паустовский, Е.Петров, Л.Соболев выступали по радио.

В годы войны заметное развитие получила фотопублицистика. А.Устинова, М.Калашникова, Б.Кудоярова, Д.Бальтерманц, М.Бернштейн, В.Темина, П.Трошкина, Г.Хомзера, А.Капустянского, С.Лоскутова, Я.Халипа, И.Шагина встали в один ряд с именами публицистов пера и кинодокументалистов.

Усилиями опытных мастеров фотодела, литературы и графики с августа 1941 стал выпускаться литературно-художественный журнал “Фронтовая иллюстрация”. Почти одновременно стало выходить еще одно иллюстрированное издание - “Фотогазета”, с периодичностью шесть раз в месяц. выходила до Дня Победы.

Неизменно мощной силой в арсенале публицистики военной поры оставались сатирические жанры, юмористические издания. Кукрыниксы (М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) и поэт С.Маршак. На некоторых фронтах были созданы сатирические журналы: “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие.

48. Средства массовой информации Великобритании (от истоков до второй половины 20 века)

В Англии предшественницы первых газет назывались news. Это были рукописные листки новостей. Печатные назывались ballads of the news и появились первый печатн.газеты – «британский Меркурий» .

Журн-ка в Англии началась с Уильяма Кекстона. В 60-х г. 15 века он обучался в Кельне печатному ремеслу, приобрел там печатный станок. В 1476г он организовал в Англии Венстминстерскую типографию. Печатает книги («Кентерберийские рассказы» Чесссера. 1-я англ. книга с иллюстрациями- «зеркало мира»). Вначале 17в в Англ появл. печатные издания периодического характера. «Еженедельные новости из…» издавались в Лондане Борн Борном и Артчем. В 20-30гг 17 века- активное развитие печатного издат.дела. Гос-во ставит книгипечатание и Жур-ку под строгий контроль и превращает этот бизнес в госуд. монополия. Лицензию на право издания можно было получить только из рук монарха.

Газета тоже напоминает книгу. Их часто назвали «книгами новостей». Формат небольшой, 6-25 стр. объем. в 40годы периодичность англ. меркуриев стабилизируется. Известный издатель 17в. Нидхем в 1643-1646гг выпускает еженедельн-й британский вестник. В 1650-1660гг он же политич. вестник. В нем появляется реклама ( напр, чая). К типу меркуриев можно отнести и еженедельник «Джорнал» .Издается от имени генерала Ферфакса и издания Моббота «Модерейт». В середине 70-х начин. «оксфордская газета». Выходит 2 р в неделю и по внешнему виду это настоящая газета. В ней впервые появилась система колонок. Позже она была переименована в «Лондонскую газету», т.к. типография переехала. Переводилась на франц. язык и имела международный вариант. Имела информацион. характер и сухой язык.

17 век стал для Англии веком Буржуазной революции. Здесь существовала традиция вести политич. дискуссии не в газетах, а в памфлетах. Памф-я публиц-ка этого времени стала одним из важнейших факторов, сформировавших англ. Жур-ку. В 17 в англ. Жур-ка прошла огромный путь от примитивных листков news до современного механизма сбора и распределения инф-ции.

Появление первых газет в Великобритании относится к 16 в. Первый номер «Инглиш меркьюри» («Английского вестника») вышел 23 июня 1588 г. – это дата появления периодической печати в Англии. Но внешне он еще не был похож на газету –скорее на брошюру. Первоначально власти строго контролировали печатное дело, в частности выпуск газет, ограничивали число лиц, которым разрешалось заниматься издательской деятельностью. Неподчинение сурово каралось. Фактически предварительная цензура находилась в руках высшего судебного органа Англии – Звездной палаты. В 17 в. стали выдаваться долговременные лицензии на право печатания новостей. Это вызвало к жизни многочисленные новые издания – «Вестники», которые имели дату выхода и порядковый номер, но выходили нерегулярно. С 1643 г. Издавался «Меркьюрис Британикус» ( «Британский вестник», с 1649 г. «Политический вестник») и в 1659 г. напечатал первую с стране рекламу – достоинств чая. В 1642 г. в английском языке появляется слово «газета» (newspaper). Законодательство о печати ужесточалось. В 1641 г. были запрещены публикации о палате общин; в 1643 г. Введена предварительная цензура. В 1665 г. начинает выходить «Оксфорд газетт» (с 1666 г.«Лондон газетт»), издающаяся до сих пор. Буржуазная революция 17 в. предоставила английской буржуазии конституционные свободы, записанные в билле о правах (1689 г.), была отменена цензура. В 1702 г. стала издаваться первая в Англии ежедневная газета «Дейли курант». В 1709 г. в Лондоне уже выходило 18 газет общим тиражом 35 тыс. экз. в неделю. Газеты стали публиковать политическую информацию, газета «Джентльменс мэгэзин» (1731-1754) решилась печатать материалы о деятельности английского парламента. В 18 в. журналисты получили доступ на галерку в палате общин и право публиковать отчеты о ее заседаниях. С этого времени журналистов с пресс-галереи стали называть «четвертым сословием парламента» (первое – лорды церкви, второе – наследные лорды, третье – «простолюдины» палаты общин). Это время связано с литературно-публицистической и издательской деятельностью выдающихся английских писателей Д.Дефо (1660-1731) и Дж.Свифта (1667-1745). Английские издания стали популярны за рубежом, им подражали в странах Европы. В конце 18 в. появились газеты, которые и сегодня определяют лицо английской прессы, – «Таймс» (1785) возникла для нужд рекламы. С 1781 г. появилась традиция выпускать воскресные газеты для массового читателя. Под влиянием идей Великой французской революции родилось и стало популярным произведение английского просветителя Томаса Пейна (1737-1809) «Права человека». Появились издания, выступавшие в защиту французской революции («Обсервер», 1789) и рассказывавшие о бедственном положении народа («Пигс мит», 1793-1796). В 1811 г. в Лондоне выходило 8 утренних и 8 вечерних газет. Общий тираж периодики в 1753 г. Составлял 7,5 млн. экз., а в 1820 – 30 млн. Издания отличались большим тематическим разнообразием: внутренняя и зарубежная информация, театральная хроника, обзоры литературы. В середине 18 в. появляется немало изданий для трудящихся, что способствовало росту его активности. Но созданию широкой сети массовой печати мешал гербовый сбор, взимавшийся с каждого периодического издания и вносимый в казну. Он был введен в 1712 г. и повысил цены на газеты настолько, что они стали недоступны бедноте. Ряд законов тоже тормозил развитие газет для ремесленников. В 19 в. началась борьба рабочих за массовую дешевую печать и всеобщее избирательное право (чартистское движение). Первой газетой, отказавшейся платить гербовый сбор, стала выходившая с 1830 г. «Пенсовая газета для народа, издаваемая защитником бедняка» (более известная как «Защитник бедняка» – «Пуэр мэнс гардиан») тиражом в 16 тыс.экз. Она положила начало выходу нелегальных дешевых изданий, тираж которых, несмотря на преследования, доходил до 150 тыс. Самая известная чартистская газета «Норзен стар» («Северная звезда») выходила в 1837-1852 гг.тиражом в 50 тыс.экз., имела разветвленную сеть корреспондентов и давала исчерпывающую информацию о чартистском движении. В середине 19 в. в Англии отменен налог на объявления в прессе (1853), гербовый сбор (1855), налог на бумагу (1861). Это вызвало бурный рост числа газет: с 308 газет в 1829 г. до 2263 в 1891 г. На рубеже веков происходит разделение на качественную и массовую прессу. Состоятельные читатели предпочитали «Таймс», «Дейли телеграф» (1855), «Манчестер гардиан» (1821). Широкая читательская аудитория появилась после принятия закона о всеобщем начальном образовании в последней трети 19 в. Им адресовались дешевые массовые издания с большими тиражами и обширной рекламой: «Дейли мейл» (1896), «Дейли экспресс» (1900), «Дейли миррор» (1903), «Дейли скетч» (1903). Возникают партийные газеты, в частности социал-демократического и коммунистического направлений. Символом современной британской печати до последнего времени была Флит-стрит – улица лондонского Сити, где располагались газетные издательства и выпускались основные национальные газеты. Теперь же они переместились в район одного из морских причалов Темзы, куда их вытеснили требования современной технологии газетного производства и борьба за выживание в условиях ожесточившейся конкуренции «электронных» СМИ и газетно-журнальной печати. В этой борьбе с начала 60-х гг. были потеряны три ежедневные и четыре воскресные газеты. Их место заняли четыре новых ежедневных газеты («Сан», 1964; «Тудей», 1986; «Дейли стар», 1978; «Индепендент», 1986), а также три воскресных («Санди миррор», 1963; «Санди телеграф», 1961 и «Индепендент он санди», 1990). Были еще три новых издания, но они не выдержали конкуренции, так как не смогли получить достаточное количество рекламы.