Особо следует подчеркнуть стремление к стабильности композиции и графики, композиционно-графическому моделированию. В общем виде моделирование, в редакционной деятельности – это описание и изучение всех ее элементов с целью поиска наиболее оптимальных вариантов их сочетания. Модель, конечно, не гарантия успеха, но она застраховывает от грубых ошибок. Модель – образец, эталон, вобравший все лучшее из прошлого опыта, и не только собственного. Наконец, это форма учебы редакционного коллектива, забота о будущем своей газеты, ибо, только следуя научно обоснованной модели, редакция сохраняет «формулу газеты».
Новые приемы рождаются в процессе освоения новой техники. Так, маргиналии (рубрики, вынесенные за формат полосы) – прием, полюбившийся оформителям молодежных журналов, охотно принят журналистами малоформатных местных газет. Вводятся пометки, сделанные от руки («галочки» , «NB!» и т.п.), – оригинальный и сильный графический акцент, «взрывающий» монотонность газетного типографского орнамента, или нарочито небрежно нарисованные заголовки, рубрики в стиле торопливых блокнотных записей, контрастирующие с наборными заголовками и рубриками.
Приемы оформления, применяемые в газете, в своем большинстве применимы и к журналу, но все-таки последний уже по своей конструкции отличается от газеты. Журналы могут иметь переплет или же – и это чаще всего – выпускаться в мягкой обложке. Они состоят из блоков – одной-двух тетрадей в тонких (малообъемных и большого формата) журналах. И конечно же, журнал отличается от газеты, еженедельника прежде всего наличием обложки, на первой странице которой размещаются логотип, анонсы, иллюстрации. Обложка – это своеобразная крышка издания (декоративная или шрифтовая, рисованная или наборная), которая защищает блок от загрязнения и разрушения [12]. К постоянным элементам журнала следует отнести оглавление («контент»), оформлению которого редакция уделяет особое внимание. Дизайн оглавления, как и обложки, разрабатывается на целый год и является одним из важнейших элементов фирменного стиля.
Все больше газет становятся многоцветными, и журнальный опыт использования цвета в заголовочных комплексах, разделительных средствах, иллюстрациях просто незаменим.
69. Функции, задачи и принципы оформления периодических изданий
Функции оформления – это важнейшие способы взаимодействия системы «форма», создаваемой коллективом редакции, с системой «читатель».
Функции оформления:
визуализации информации (утилитарную);
комментирования (идеологическую);
распространения культуры (эстетическую);
релаксации (рекреативную).
Основные задачи оформления:
способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов;
облегчить их восприятие;
руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какой-либо социальной группы)
Принципы эффективного оформления, дизайна.
подчиненность содержанию. Все элементы формы, приемы оформления должны быть направлены на выявление актуальности, особенностей публикаций, их значимости (идея, тема, проблема, жанр и т.д.).
Единство стиля. (динамичный «молодежный», «деловой» стиль, «ретро», Все элементы, детали оформления должны гармонично сочетаться друг с другом. Узнаваемый стиль держится на деталях; в эффективном дизайне не бывает мелочей.
Контрастность (контраст большого и малого, широкого и узкого, длинного и короткого, черного и белого, черного и серого, прямого и наклонного, прямоугольного и ступенчатого, прямоугольного и овального и др.) помогает не только привлечению внимания, но и его удержанию.
Принцип пропорциональности проявляется, например, в том, что размер элементов дизайна («бруски» текста, заголовочного комплекса, иллюстраций, подложек, текстовые и титульные шрифты, пробельные и разделительные средства и др.)
Направленность – принцип, предполагающий последовательное восприятие дизайна. Эффективное оформление «ведет» читателя по газетным полосам, страницам.
Экономность и сдержанность означают сознательное ограничение дизайнера в подборе тех или иных средств оформления. Дизайн должен быть изящным, но при этом простым, удобным и понятным.
Экспериментальность – принцип, предполагающий постоянную нацеленность дизайнера на творчество, поиск нового: импровизационные решения дизайнера в рамках утвержденной научно разработанной композиционно-графической модели; ее совершенствование; отработка в специальных выпусках оригинальных приемов, освежающих, но не разрушающих модель, действующую в течение определенного, достаточно продолжительного, времени.
Системность - без системного подхода дизайнер не сможет реализовать, например, такие из выделенных нами принципов, как «единство стиля», «целостность»… Системность суть любой проектной деятельности, в том числе и дизайна.
Следование перечисленным выше принципам дизайна повышает удобочитаемость газеты, позволяет делать ее красивой.
Понятия оформления и дизайна газеты
Классическое определение художественно-технического оформления газеты (подходящего для любого периодического издания),– «система размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного – черного – и дополнительных цветов» (1). С помощью оформления редакция может подчеркнуть свою политику, свое направление: неслучайное его считают тонким инструментом комментария.
Дизайн (design – англ. – замысел, проект, чертеж, рисунок) – это художественное конструирование. Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки, украшения и др. являются средствами, отдельными элементами для проектирования печатной полосы как единого целого на основе модульной верстки. Цель дизайна – представить читателю публикуемые материалы таким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно.
Дизайн газеты – своеобразная визитная карточка издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство читателя с газетой. По ее оформлению он сам может судить о том значении, которое редакция придает конкретному сообщению. Если же читатель знает, как обычно газета подает аналогичные материалы, то определит и значение события, отраженного в данной публикации, – иными словами, облик издания может служить средством ориентации читателя в событиях современности.
70. Международное гуманитарное право (МГП) и СМИ
МГП – система юридических норм и принципов, применяемых в период вооруженных конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение определенных средств и методов ведения войны, обеспечивающих права индивида в ходе военных действий и устанавливающих международную правовую ответственность за их нарушение. МГП действует только в период вооруженных действий, как международного, так и не международного характера. Возникло вместе с человечеством (определенные нормы поведения при обмене военнопленными, проведение начала боевых действий – уже на ранних стадиях развития). В средневековье – рыцарский кодекс.
Значительная роль в формировании МГП принадлежит Анри Дюнану, швейцарскому юристу и бизнесмену. В 1863 году увидел последствия битвы при Сольферино (австро-франко-итальянская война). И предложил выработать конвенцию, регламентирующую характер боевых действий, а также обсудить создание организации, которая бы помогала пострадавшим от боевых действий (красный крест)
В 1864 г принята 1-я женевская конвенция. К 1876 г ее ратифицировало 27 государств. После русско-японской войны дополнена нормами о защите лиц, потерпевших кораблекрушение в ходе водных военных действий. 1925 г. – дополнительные нормы о защите отдельных категорий граждан (впервые и о защите военных корреспондентов). К 1949 году было принято 4 женевских конвенции, которые действуют до настоящего времени.
МГП делится наЖеневское право: защита лиц, потерпевших от военных действий, например, раненых, мирных граждан и т.д.Гаагское право: ограничение воюющих в выборе средств и методов ведения войны1863 г. – Россия выступила с инициативой ограничения использования тех средств, которые наносят больший ущерб, чем необходимо для победы в войне (например, использование разрывных пуль, пуль со смещенным центром тяжести, самовоспламеняющихся снарядов).
1899 г. – принята гаагская конвенция. Далее эта конвенция только пересматривалась и в нее вносились поправки (по мере изобретения новых видов оружия). Включает в себя запрет на использование ядерного, бактериологического оружия и т.п.
В МГП входит и конвенция 1954 г. "О защите культурных ценностей". 1972 г. – запрет на производство, распространение и использование бактериологического оружия. 1980 г. – на некоторые виды стратегического оружия. 1993 г. – парижский договор о запрете на химическое оружие.
Женевские конвенции ратифицировали 187 государств мира.
В 1977 году приняты 2 дополнительных протокола: О гражданском населении. О немеждународных конфликтах.
МГП регулирует: Режим военной оккупации. Процедуру подписания мирных соглашений, обмена военнопленными. Вопросы о выплате контрибуций, репараций. Процедуру окончания войны. Установление ответственности физических лиц за нарушение норм МГП.
Основные принципы МГП: 1Лица, сложившие оружие, имеют право на сохранение жизни. 2 Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдается в плен или прекратил принимать участие в военных действиях. 3 Раненого или больного – независимо от того, военнослужащий он или гражданский, - необходимо подобрать и обеспечить ему должный уход, невзирая на то, какой стороне это лицо принадлежит. 4 Захваченные в плен военные и гражданские лица, находящиеся во власти противника, включая жителей оккупационных территорий, имеют право на сохранение жизни. Они имеют право на переписку с семьей и на получение медицинской помощи. 5 Каждый имеет право на судебную защиту. 6 Никто не должен подвергаться пыткам, а также жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению. 7 Запрещено использовать оружие, которое способно принести чрезмерное страдание. 8 Стороны в конфликте всегда обязаны проводить различия между мирным гражданским населением и военными.