идентификация с ценностями других;
достижение понимания самого себя.
3. Функция интеграции и социального общения:
понимание положения другого, переживание;
формирование основы для диалога, социального общения;
помощь в реализации социальных ролей;
возможность общения с семьей, друзьями, обществом.
4. Функция развлечения:
эмоциональная разрядка;
заполнение свободного времени;
эскапизм, уход от проблем;
получение эстетического наслаждения;
сексуальное возбуждение.
В упомянутой работе В.В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет "формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни" [35].
В своих работах С.П. Суворова утверждает, что "просветительская деятельность выступает как одна из функций журналистики, имеет целевой характер и определенную предметную область. Она осуществляется, сочетая в качестве средств такие виды деятельности, как информирование, популяризация, пропаганда, критика". [36] Особенность просветительских текстов заключается в том, сто они, во-первых, "переводят" специализированные продукты на язык массовой аудитории, а во-вторых, должны содержать в себе осмысление их с точки зрения адекватности гуманистическим тенденциям общественного развития. "В результате этот массив текстов становится стимулом к осознанному выбору адресатом информации знаний, норм и ценностей, что в конечном счете ведет к росту качества массового сознания". [37]
Можно говорить о том, что представление о функциях СМИ менялось потому, что менялся и сам предмет. В современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в середине прошлого века. Соответствующим образом расширяются, трансформируются их функции. Также мы ясно видим, что функции СМИ далеко не одинаковым образом реализуются в различных общественно-политических системах (отсюда и родились "четыре теории прессы"), что требует, в свою очередь, "заземления" анализа проблемы на конкретные условия той или иной страны.
К сожалению, в современном обществе СМИ всё больше и больше отводится манипулятивная роль. СМИ сегодня навязывают человеку идею тотальной взаимозависимости. Мы существуем в условиях "глобальной деревни", единой "человеческой семьи", как считал учёный Герберт Маршалл Макклюэн. "Будущая зеленая цивилизация", по Макклюэну, это ""глобальная родоплеменная деревня", где внешние цели человечества сменяются целями внутренними. Начались массовые поиски "личности в себе". Современные СМИ способствуют "взрыву" глубинных ценностей индивида"[38]. Макклюэн также придерживался точки зрения, что СМИ не только передают информацию, но и сами активно влияют на индивидуальное и общественное сознание.
Итак, очевидно, что СМИ оказывают сильнейшее влияние на общество. В современном обществе они стали ""продолжением" физических органов и органов чувств человека"[39].
Поскольку СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, TV, прессу) и продуктивную (творящую) функции, то они в той же степени, что и творцы политики, несут ответственность за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться в первую очередь интересами общества и государства.
"Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей". [40] А в кризисные периоды исторического развития, как отмечал Герберт Блумер, люди в состоянии социального беспокойства особенно подвержены внушению, легко откликаются на различные новые стимулы и идеи, а также более податливы к пропаганде.
Средства массовой информации - один из важнейших институтов современного общества, оказывающих влияние почти на все сферы его деятельности, включая политику, здравоохранение, образование, религию и тд. Массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется с помощью СМИ. Огромна их роль в формировании, функционировании эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире, также осуществляется через СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все большего проникновения СМИ в политическую сферу. В настоящее время СМИ превращаются в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.
Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как великий арбитр, четвертая ветвь власти - наряду с законодательной, исполнительной и судебной. "Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что, по мнению иных политических деятелей, тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну". [41] Разумеется, во всех рассуждениях присутствует элемент преувеличения. Но фактом является то, что современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения.
Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют собой сложный многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, обеспечивающих информирование населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире явлениях. Ко всему этому нужно добавить еще одну важнейшую функцию - политизацию общества и политическое просвещение широких слоев населения. Пресса, радио, телевидение претендуют на выполнение функции "сторожевой собаки общественных интересов", на то, чтобы быть "глазами и ушами общества"[42], предупреждая, например, о спаде в экономике, росте наркомании и т.д. Для оправдания такого имиджа или такой претензии СМИ должны быть и выглядеть максимально независимыми как с экономической, так и с политической точки зрения.
В последние годы в России отмечается негативная тенденция, связанная с нарушением информационного взаимообмена между властью и обществом. Общим местом большинства экспертных рассуждений стала констатация закупорки каналов обратной связи в системе отношений "власть-общество". Информационное пространство неизбежно подстраивается под политические и экономические интересы. Оно зависит от финансового обеспечения либо находится под прямым административным контролем. Как результат - СМИ превращаются в "подсобное хозяйство" политических субъектов, преследующих частные интересы.
Типичным для современной России стал феномен виртуальной политики. "Информационная политика обычно понимается как виртуальная, создающая мифы для общества, для целевых групп, для правящих элит. Многие эксперты констатируют, что государство в лице исполнительной, законодательной и судебной власти полностью утратило средства массовой информации как важный механизм взаимодействия и взаимопонимания с народом. СМИ в российском обществе так и не определились ни как средство информирования общества, ни как способ контроля общества за деятельностью власти"[43]. Огромные пласты актуальной и социально значимой информации сознательно не затрагиваются в СМИ. Такое положение способствует "деградации населения, ослабляет духовный иммунитет нации, разъединяет, а не консолидирует многонациональный народ России. Основной причиной этого является отсутствие эффективной информационной политики в государстве". [44]
Современный политический процесс в России немыслим без СМИ. Журналистика, "наряду с политическими институтами и обществом, участвует в формировании политической картины мира"[45].
По своей природе журналистика социальна, и одной из основных ее функций является информирование общества с целью достижения социального взаимодействия, поддержания единства общества. Однако действительность все чаще демонстрирует, что, в силу возможностей быстрого реагирования на политические события и влияния на огромную аудиторию, журналистика становится очень удобным средством политического управления и приобретает политические функции. Функция управления предполагает отношения "власть - подчинение", следовательно, она во многом политическая. Учитывая, что сущность журналистики заключается "не в одномоментном вкраплении социального в политическую ткань или, наоборот, включении политического момента в социальное, а в интегрированном существовании политической и социальной категории"[46],журналистика может рассматриваться как особый социально-политический институт.
Политическая составляющая журналистики заключается в формировании политической культуры общества, на основе которой происходит грамотное и осознанное регулирование политического процесса. От того, как СМИ выполняют возложенную на них роль политических коммуникаторов, зависят не только результаты политических процессов в государственной системе в целом, но и понимание гражданами страны процессов, происходящих в обществе, и их роли в этих процессах.