Смекни!
smekni.com

Значение местного радио (стр. 3 из 4)

Информация обрабатывалась сходу и свеженькой выдавалась радиослушателям в определенный час. Литературная цензура принадлежала редактору. Заводское радио считалось "закрытым". Заводские новости представляли собой преимущественно набор информации, так портативных магнитофонов в то время не было, но звучали и записи рабочих, специалистов, служащих, руководителей. Произносились они обычно в радиостудии. Люди, привлекавшиеся к участию в передачах, откликались охотно, но не у всех были возможности отлучаться на радио в рабочее время к тому же редакционникам хотелось, чтобы в передачах звучало само дыхание жизни. И поэтому мечтали и добивались нужной техники.

После бытового "Днепра", с которым в цех не выбраться (разве только на транспорте на мероприятие съездить) появился портативный первенец - "Репортер-5", а несколько позже "Репортер-6". И, несмотря на то, что и они были тяжелы и не очень приспособлены к работе на улице (в зимнее время особенно) проводились записи, как правило, с заранее заготовленным текстом. Возможно, именно эта практика и делала выступления напряженными. Да только так было положено в те далекие годы. И, хотя нелегким был позже переход к безтекстовым, "живым" записям, он со временем расковал и самих сотрудников, и их собеседников. Разговоры на радио стали понятными и близкими слушателям.

Поскольку редакция располагала всего двумя тесными комнатами, здесь собирались активисты-радиокоры на общественных началах коллеги с других предприятий города и области. Побывали и сотрудники московской студии радиостанции Би-Би-Си. Областной комитет по радиовещанию неоднократно "засылал" на ГАЗ гостей начинающих и уже поработавших радиожурналистов за опытом, проводил на базе редакции и выездные семинары.

Поскольку стесненные условия не позволяли принять гостей должным образом, со временем стали проводиться встречи с активистами и коллегами в Доме техники (ныне Дом ветеранов). Не единожды организовывались они в 70-80-ые годы, когда реакция вела работу в рамках производственного объединения "ГАЗ". В сущности она взяла на себя функции "головной", установив творческое сотрудничество с радиоорганизаторами и редакциями заводов, входящих в объединение. Проводились семинары и совещания, на которых выступали представители дирекции, общественных организаций ПО "ГАЗ", руководители и творческие сотрудники областного радио. Выпускались методички с рекомендациями по работе. Регулярными стали деловые связи сотрудников редакций: совместное планирование и подготовка радиопередач цикла "В рамках объединения", тиражирование и посылка магнитозаписей на заводы, будничные встречи. На тех заводах, где не было штатных радиоорганизаторов, редакция ГАЗа совместно с парткомами организовала радиокоровские посты на общественных началах. Активисты, входившие в них, обеспечивали радио автозавода сообщениями о новостях жизни своих предприятий. А на заводах "Новая сосна" и велосипедном пошли дальше: организовали и собственные радиовыпуски, выходя через местные усилители к слушателям своего завода. Редакция автозавода не только поддерживала такие начинания, но использовала эти каналы для посыла своих передач, важных информации для коллективов всех заводов. "Радиопочта" была регулярной, обмен текстовыми материалами и магнитофонными записями велся ежемесячно. Причем, "почта" перешагнула границы города и области: радиоматериалы шли в Арзамас, Заволжье, Саранск, Чернигов. Активному творческому сотрудничеству, продолжавшемуся с 1977 года в течение многих лет помогали регулярные встречи радиожурналистов, понимание общности задач и интересов. В самом начале 70-ых годов мы "прозрели" по вопросу архивному - комплектованию фонотеки.

Имелось в виду накопление и систематизация музыкальных и речевых записей. Первые использовались преимущественно в радиоконцертах. Но постепенно с переходом от одних только информационных выпусков к тематическим передачам, музыка начала входить и в них, получалось живее, привлекательнее для слуха. Речевые же записи отправлялись для хранения в фонотеку на многие годы. Это были выступления известных на автозаводе людей, репортажи со знаменательных ГАЗовских событий и мероприятий, к примеру, пуска нового или юбилейного автомобиля, другие моменты в жизни коллектива автозаводцев.

В свое время, когда областная организация Союза журналистов и областное радио проводили смотры-конкурсы редакционной работы в честь знаменательных дат в жизни страны (1 мая и др.) или по определенной тематике, радио ГАЗа принимало участие в них. Представлялись отчеты, магнитопленки с записями радиопередач, оформлялись альбомы по эпизодам редакционной жизни. И радио автозавода отмечалось, как призер Почетными грамотами и подарками, что, конечно, радовало, но и обязывало к лучшей работе на пользу заводскому коллективу его тружеников".

8. Автозаводское радио сегодня

Начиная с 1986 года, в разработках транзисторных усилителей ключевого типа большое участие принимали специалисты Научно-исследовательского института радио и Горьковского Политехнического института во главе с кандидатом технических наук В.М.Кибакиным, сумевшим внедрить в производство свой усилитель на Киевском заводе, который получил название "Днепр". В 1993 году его усилители были внедрены в производство на Кузнецком заводе радиоприборов в пензенской области под названием "Луч".

В связи с распадом СССР в 1991 году возникла необходимость организовать производство мощных полупроводниковых усилителей в России.

Сейчас в прессе и на телевидении стало модным смаковать жареные факты, а людям хочется знать, что происходит в их городе, районе, на предприятии, улице, во дворе. Найти свою нишу для большинства масс-медиа вопрос очень острый.

Районное радио хорошо изучало свою аудиторию, знает ее особенности и пристрастия.

Сменяют друг друга поколения журналистов, меняются приоритеты, но неизменным остается главное работа для радиослушателя. Без корней, без преемственности невозможен был бы и сегодняшний день редакции. И если раньше вещание в основном было тематическим, то с начала 90-х годов районное радио отдает предпочтение информации. Таково веление нашего динамического времени. В одной программе можно услышать блок самых свежих новостей, актуальное интервью, оперативный репортаж, комментарий или краткий анализ события. Одно время такие передачи назывались "Автозаводский район в цифрах и фактах", а потом рабочий коллектив районного радио остановился на названии "Свободный микрофон''. Сейчас это просто информационно-музыкальные программы, наполненные новостями и сюжетами.

Тема, которая, судя по звонкам в редакцию, требует более пристального внимания, выносится в отдельную передачу, которая звучит в прямом эфире. Частые гости в редакции - руководители города и района, депутаты Государственной и городской Думы, Законодательного Собрания, специалисты. На протяжении многих лет на базе редакции районного радио существовал своеобразный учебный центр, где происходили творческие семинары, встречи, где стажировались многие молодые журналисты.

При Автозаводском районном Центре творчества детей и юношества находится литературно-юнкоровский клуб одно из старейших объединений юных журналистов в Нижегородской области. В 1968 году на Автозаводском районном радио вышла первая программа для подростков, подготовленная при непосредственном участии самих школьников. И с тех пор каждый месяц в течение учебного года ребята готовят тематические программы. Тридцать три года руководит клубом член Союза журналистов Владимир Махин. За это время в объединении прошло творческую школу более 600 старшеклассников. Некоторые стали профессиональными журналистами Светлана Прошельцева, Николай Мурзинов, Ася Вассерман, Лариса Андрюшина...

Руководитель литературно-юнкоровского клуба убежден, что работа на местном радио больше дает ребятам, чем писание заметок в газету. Сотрудничая с радио, они участвуют в подготовке сюжетов с начала до конца. Готовясь к той или иной встрече, придумывают вопросы. Затем, задавая их перед микрофоном, учатся строить речь и говорить логически точно. Расшифровывая пленку, улавливают недочеты, сделанные при записи. При написании материала учатся увязывать свой текст с ранее сделанной репортерской записью. А затем при монтаже получают разъяснения, почему тот или иной кусок выбрасывается. В 2000-м году в подростковой программе на районном радио появилась новая рубрика "Наш психологический словарь". Старшеклассники обсуждали такие понятия, как "Актуальность", "Дружба", "Счастье".

Особенность работы с детьми на радио в том, что необходимы для выхода в эфир репортерские записи, без них даже с самыми умными материалами передача слушаться не будет.

Недавно появилась возможность вести монтаж передач на компьютере. Переход на новую цифровую технологию, работа во всемирной паутине расширяет кругозор ребят. Впрочем, для начала включения в программу "Свой голос" на радио не обязательно иметь дорогостоящего компьютерного или другого технического оборудования. Для успешного старта достаточно простенького диктофона и желания детей, подростков и взрослых услышать друг друга, активно строить мост взаимного сотрудничества.

Но, несмотря на широкое развитие радиотехники и достижения районного радио, проводному вещанию спешит на замену эфирное. Из-за появления все более новых различных приемников, которые позволяют настроиться на значительное число радиостанций, проводное вещание, которое имеет всего 3 программы, теряет свою популярность (особенно среди молодежи). И если раньше, например, чтобы провести радио в пяти домах по пр. Ильича вырубали гущи деревьев и достигали цели, то сейчас во многих новых домах жители не знают что такое проводное вещание.