Минский Государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности
Доклад на тему
«Архитектурные памятники Беларуси: Минск»
Выполнила
учащаяся I курса гр.81
Войтеховская Вероника Артуровна
Содержание:
ПАМЯТНИК МАКСИМУ БОГДАНОВИЧУ.. 5
ВВЕДЕНИЕ
Там, где человек, - там и искусство. Человек не может обойтись без прекрасного. И оно везде окружает его: в природе, в том, что создает сам человек по законам искусства. Возьмите наш город в его нынешнем виде. Его новые улицы и проспекты, его площади и парки – это как бы синтез художественного творчества.
Парк, носящий имя великого белорусского поэта, до Великой Отечественной войны не существовал. На этом месте возле изгиба Свислочи стояли одно- и двухэтажные дома, территория часто подтоплялась весенним паводком. Во время войны этот квартал был разгромлен. Поэтому градостроители решили создать здесь парк имени Янки Купалы как одну из центральных частей водно-зеленого диаметра, пересекающего город вдоль реки. Это было осуществлено по проекту И. Руденко. Основные работы проведены в 1950 году, посажено более четырех тысяч деревьев и множество кустарников. Среди деревьев можно увидеть и дубы: впервые попробовали посадить их в возрасте более 25 лет. Получилось - исполины прижились и хорошо росли.
Широкая центральная аллея парка завершается красивым спуском к Свислочи. Сейчас ширина ее здесь достигает 120 метров, раньше не было и двадцати. Берега закованы в бетон, изгиб живописно прорисован. От проспекта Скорины идет диагональная аллея, здесь главный вход в парк. На перекрестке аллей соорудили фонтан. Вскоре, в 1959 году, построили музей Янки Купалы. Двухэтажный особняк поставлен на месте дома, где в 1927-1941 годах жил великий поэт.
На диагональной аллее было определено место для памятника, но оно пустовало более 20 лет. Память народного поэта в Минске уважали: уже в 1949 году в Центральном сквере установлен бюст на постаменте работы 3. Азгура. В 1972 году его перенесли в Вязынку, на родину Купалы. А в парке около Свислочи возвели новый памятник. Приурочено это было к 90-летию со дня рождения поэта. Работу выполнили скульпторы А. Аникейчик, Л. Гумилевский, А. Заспицкий, архитекторы Ю. Градов и Л. Левин.
В те времена для советской скульптуры была характерна гигантомания, поэтому скульптурное изображение Янки Купалы было создано в довольно-таки крупном масштабе. Получилось удачно - деревья возвышаются над фигурой, скрадывают настоящий масштаб. На большом гранитном постаменте стоит монументная фигура Купалы с суковатой палкой в руке. Около подножия - криничка и цветок папоротника. Одухотворенная фигура поэта-борца. Фонтан также изменил свой облик, появилась скульптурная композиция «Купалье». Две девичьи фигуры - символ чистоты, юности и любви. За эту работу скульпторы отмечены Государственной премией БССР.
Памятник пророку белорусского возрождения стал особенно притягательным сейчас, в годы становления независимой Беларуси. Самая лучшая дань памяти поэта - белорусское слово, которое звучало и 6удет всегда звучать здесь на поэтических встречах. Парк Янки Купалы - настоящая жемчужина среди зеленых островов центра Минска.
Каждый город стремится иметь уголок, где старину можно увидеть своими глазами. Есть такой островок и в Минске - Троицкое предместье. Если в Верхнем городе старое переплелось с новым, то здесь в небольшом квартальчике чистый образец города, каким он был сто и более лет назад. Вначале, после реконструкции в 80-е годы XX века, разноцветные двух- и трехэтажные домики казались игрушечными. Но время приглушило краски, дома обжились, и сейчас уже без Троицкого предместья Минск представить невозможно.
В самом деле отреставрированный квартал - только часть предместья, получившего свое название от Троицкой горы. Когда-то здесь существовал костел Святой Троицы, сейчас на вершине горы - Театр оперы и балета. Предместье имело развитую планировку уже в XVI веке, но дома были сплошь деревянными. И только в XIX и в начале XX века кварталы жилой застройки стали каменными, а улицы - мощеными. Жил здесь рабочий люд и крестьяне, ремесленники и торговцы, низшего ранга чиновники и военные, мелкие помещики - обычный неаристократический район города. А на Троицкой горе устраивался базар - едва ли не самый крупный в старом Минске.
Понятно, что гуляя по Троицкому предместью, трудно представить лад жизни того времени, но образ старого города возникает. Сегодня квартал живет своей жизнью. В обновленных домах расположены многочисленные учреждения, магазины, лавки, кофейни, бары, рестораны. Минчане и гости столицы могут посетить Литературный музей Максима Богдановича, Государственный музей истории белорусской литертуры, Дом природы, галерею «Жилбел». На Старовиленской, 14 расположена усадьба широко известного в Беларуси своими добрыми делами благотворительного фонда «Детям Чернобыля». По горбатому мостику можно попасть на Остров мужества и скорби, где свечой возносится часовня в память жертв афганской войны.
. Река Свислочь была свидетелем всей почти тысячелетней истории города. Коммунальная набережная, улица Старовиленская. А главная улица предместья так и называлась - Троицкая. Раньше это был Борисовский и Староборисовский тракты, улица Виленская. С XIX века она стала называться Александровской, в советские времена носила имя Максима Горького. Наименования неслучайны. На Александровской набережной, 6, в доме Вигдорчика снимал квартиру отец Янки Купалы, по паспорту минский мещанин. Сюда он приехал в 1890 году, работал извозчиком. А восьмилетний Янук в это время стал учиться в частной подготовительной школе. Но недолго это продолжалось, в 1891 году семья Луцевичей оставила город. В Троицком предместье родился и Максим Богданович.
Стоит обязательно упомянуть, что на месте, где сейчас находится 2-я городская клиническая больница, существовал Троицкий монастырь базилианок. Основала его в 1600 году Марина Вежевич при деревянной церкви, известной с XV века. Монастырь закрыли в первой половине ХХ века, от него осталось только двухэтажное каменное здание, сейчас один из корпусов больницы.
Около памятника Максиму Богдановичу, если отгородиться от привычного шума улицы, тишина. Монумент стоит в начале бульвара, ведущего к Театру оперы и балета, около которого днем также тишина. Подчеркивают и держат ее высокие деревья парка, окружающие памятник и здание театра. И в этой тишине трудно представить, что до революции здесь, на Троицкой горе, бурлил крупнейший в Минске базар, где крестьяне продавали рожь, птицу, свежеиспеченный хлеб, сало, картошку, яблоки, сено, упряж, подводы и многое другое - все, чем богата белорусская земля и мастеровитые руки ее жителей.
Но еще труднее представить времена, давно ушедшие, покрытые пылью столетий, ибо очевидных знаков старины не осталось. Припомнить же есть что. Селения на Троицкой горе существовали еще в XII веке. Здесь проходил Староборисовский тракт (сейчас улица Максима Богдановича), при нем был насыпан небольшой вал - редут Святой Троицы, где существовала часовенка с таким же названием. Есть мнение, что как раз на горе стоял первый каменный костел, основанный великим князем литовским Ягайло в 1390 году. С XVI века панораму Троицкой горы определяли монастыри Вознесения и Святой Троицы с храмами. А в XVIII столетии появились католические монастыри бонифатов (1700), кармелитов (1703), бенедиктинцев (1764), мариавиток (1771). Что и неудивительно - для святынь всегда выбирали высокое место. Так и перекликались через Свислочь Троицкая гора и Верхний город. Последнему в смысле сохранения памятников посчастливилось больше, а здесь... Только если зайти в тыл Суворовского училища, можно увидеть уцелевшую апсиду костела мариавиток (но обычному человеку вовнутрь не попасть). Костел этот и монастырь были перестроены в середине XIX века, здесь располагалась духовная семинария. Под училище забрали при советской власти, подняли на один этаж.
В те же времена Троицкая гора стала площадью Парижской коммуны. Единственный дом (№ 1) сегодня на этой площади - Театр оперы и балета. Заложен он был 11 июля 1953 года, в день празднования годовщины освобождения города от белополяков. Но вскоре проект Георгия Лаврова (вспомним хотя бы его конструктивистское здание Национальной библиотеки) показался чересчур скромным. Объявили всесоюзный конкурс, в котором победителем стал известный нам Иосиф Лангбард. Дворец был задуман как универсальное здание «массового музыкального действа» на 3 тысячи зрителей! Зал решался амфитеатром, как в римском цирке. Рисунок фасада - настоящее художественное произведение. Сооружение представляло собой три цилиндрических объема разного диаметра и высоты, вертикальные членения придавали ему целостность и масштабность. Фантастический замысел, здесь нет ясности и лаконизма, характерных для Дома правительства, построенного по проекту Лангбарда.
Потом объемы на громадном фундаменте довелось сжимать, зрительный зал стал на полторы тысячи мест. Поэтому здание, возведенное в 1935-1937 годах, кажется несколько заниженным относительно плана. Войну театр пережил, восстанавливался под руководством самого автора в 1948 году. Исчез амфитеатр, зал стал традиционным - партер и три неглубоких яруса, количество мест уменьшилось до 1200. А в начале 60-х вместо плоских перекрытий появился горб скатной крыши, что ухудшило силуэт здания. Такая история с театром. Тем не менее, сегодня без него центр Минска представить невозможно, определяющая его роль в формировании многоплановой градостроительной композиции на перекрестке проспекта Скорины и вводно-зеленого диаметра.