Поэтому хочется открыть эти книги, чтобы «по-настоящему приблизиться к великому поэту».
И всё же ответ на гамлетовский вопрос «быть или не быть», т.е. «читать или не читать» каждый читатель задаёт себе сам, т.к. выбор остаётся за ним.
А для того, чтобы вызвать наибольший интерес читателя, «Книжное обозрение» могло бы печатать полемические, скандальные статьи, статьи с игровыми элементами. Может даже «сталкивать» писателей на своих страницах.
Интересна также «Викторина «КО»», которая задаёт такие вопросы читателям, на которые можно ответить, открыв книгу снова, а то и прочесть её, если она не прочитана (приложение 5). Всё это помогает пропагандировать или предлагать читателю лучшую литературу. И главное: победители получат призы – лучшие произведения художественной литературы.
«Книжное обозрение» ориентировано как на читателя, так и на издателя. Здесь очень много рекламы разных издательств, которые представляют свои книги. Интересен ежемесячный бюллетень издательства «ЭКСМО», где представлены книги издательства вместе с аннотациями (приложение 6); даются фотографии этих книг. В бюллетене представлены новинки издательства в жанрах классической литературы, психологии и философии, детские и словарно- справочные издания, самые популярные книги для любителей детективов, фантастики, любовных романов. Даются краткие аннотации на новые произведения известных писателей и молодых авторов.
Издательства «Просвещение», «Русская книга», «Молодая гвардия», Издательский дом «Инфра-М» также представляют свои книги вниманию читателей и книготорговцев на страницах «Книжного обозрения».
Много полезного получат для себя и библиотекари, и читатели, знакомясь с разделами «Книжного обозрения», где публикуются тематические списки и обзоры литературы, отзывы и рецензии на произведения, уже вышедшие или готовящиеся к изданию. Для библиотекарей всё это оказывает существенную помощь в подготовке бесед по культуре чтения, вечеров, конференций, в разработке и оформления выставок. Для читателей – это помощь в выборе лучшей литературы для удовлетворения своих читательских потребностей, повышение эстетического вкуса, приобретения жизненных ценностей.
«Литературная газета» - основана в 1830 году при участии А.С. Пушкина, возобновлена в 1929 году. Учредитель и издатель ОАО Издательский дом «Литературная газета». Орган писателей России.
«Литературная газета» является еженедельным изданием, своевременно и быстро знакомящим своих читателей с широким спектром российской и мировой литературы. Она представляет слово писателям всех направлений, регулярно публикует стихи и прозу (новая тематическая вкладка «Читальный зал»), вступает в диалог с читателями, рассказывает о новых книгах и издательских проектах («Книжный развал»). «Литературная газета» сохраняет лучшее легендарной «16 полосы», в «Клубе 12 стульев» читателя ждут встречи с известными и любимыми юмористами нашей страны. На страницах «Литературной газеты» публикуются литературно-критические и публицистические выступления, статьи по вопросам социологии, философии, морали и быта, много дискуссионного материала на литературные темы.
Чтобы помочь читателю ориентироваться в выборе литературы, на первой странице «Литературная газета» печатает рубрику «ЛГ-рейтинг»
«ЛГ-рейтинг – представляет литературу разных жанров – лирика, драма, пьесы, поэмы, притчи, романы, повести, рассказы (приложения 7, 8). представлена также новая женская проза (приложение 8).
Библиографические описания дополняются краткими аннотациями (приложение 7, 8). В них даются сведения о событиях, происходящих в произведениях, и действующих лицах. Рубрика печатается из номера в номер.
Рубрика «Книжный ряд» примечательна тем, что подробно знакомит читателей с отдельными произведениями. Для примера возьмём 2 книги, представленные «Книжным рядом» (приложение 9).
Рубрика даёт краткое библиографическое описание произведения, которое сопровождается развёрнутой рекомендательной аннотацией. Цель аннотации – заинтересовать читателя, показать значение и отличительные особенности произведения.
Аннотация на книгу Ю. Кобрина «Возмущение сирени» (приложение 9) даёт краткие сведения об авторе, содержит характеристику произведения, сообщает сведения о целевом и читательском назначении. Аннотация написана живым доступным языком.
Здесь же представлена книга А. Сеченя «Русский ураган». Библиографическое описание также снабжено развёрнутой рекомендательной аннотацией. Здесь уже отсутствуют сведения об авторе, но даётся характеристика содержания произведения, определяется жанр романа как «плутовской»: по форме изложения роман написан живо, интересно, увлекательно, дана характеристика художественно-полиграфического исполнения книги.
«Книжный ряд» представляет литературу различной тематики и разных жанров, знакомит с молодыми писателями и признанными авторами. Выходит на страницах «Литературной газеты» с различной периодичностью.
Рубрика «Губернские страницы» (в новой тематической вкладке «Читальный зал») представляет литературное творчество авторов разных регионов России; знакомит с местными литературно-художественными журналами.
Библиографические описания также снабжены развёрнутой рекомендательными аннотациями (приложение 10). Рубрика выходит с периодичностью через три номера на одиннадцатой странице.
В рубрике «Рассказ в газете» печатаются наиболее интересные произведения молодых современных авторов. «Рассказ в газете» печатается на страницах «Литературной газеты» с различной периодичностью.
«Литературная газета» рассказывает и о постановках в театрах по произведениям художественной литературы; проводит встречи с интересными авторами, где они дают интервью и рассказывают о своих произведениях. Это тоже является косвенной формой рекламы произведений. Интересными были встречи с Иоганной Хмелевской. Особый интерес представляет интервью с Виктором Петровичем Астафьевым, которое он дал незадолго до своего 75-летия, и которое, в силу ряда причин, не могло быть опубликовано при жизни писателя, тем ценнее его «слово» сейчас.
«Литературная газета» также помещает сведения и об издательских планах в той же рубрике «Книжная лавка».
В настоящее время (и это обидно) литературно-художественные («толстые») журналы стали стремительно терять массового читателя и подписчика именно тогда, когда впервые в российской истории получили полную свободу, необходимую для реализации всех потенций, заложенных с рождения в этот странный феномен, эту гибкую форму, эту гениальную формулу русской литературно-общественной жизни.
И тем не менее, именно «толстые» журналы являются главным каналом, по которому идут к читателю новинки оригинальной или переводной литературы. Литературно-художественные журналы, наряду с ведущим отделом беллетристики, имеют разделы литературной критики, рецензии на новые книги, хроники культурных новостей, содержат статьи по вопросам экономики, социологии, истории, текущей политики, поэтому многие «толстые» журналы являются и общественно-политическими.
Живому сближению и взаимодействию литературно-художественных публикаций и небеллетрических разделов в журнале немало содействуют публицистические материалы. Публицистика является неотъемлемой частью «толстых» журналов, подчёркивая их общественно-политический характер.
Существенной частью литературных журналов являются критические и библиографические разделы. Состав журнальных отделов критики и библиографии отличается большим разнообразием жанров публикующихся здесь материалов.
Будучи по типу «толстыми» журналами, литературно-художественные имеют большой объём, большое жанровое разнообразие публикуемых материалов, характеризуются обстоятельностью критических обзоров.
«Толстые» журналы отличаются оперативностью и планомерностью информации, актуальностью проблем, они рассчитаны на подготовленного читателя и предполагают в нём особый интерес к художественной литературе и литературному процессу.
В настоящее время выходит большое разнообразие литературно- художественных журналов, но для анализа нами выбраны такие журналы, как: «Звезда», «Знамя», «Иностранная литература», «Октябрь», «Москва», «Новый мир». По нашим наблюдениям они являются самыми читаемыми журналами в библиотеках.
«Знамя» - ежемесячный литературно- художественный и общественно-политический журнал, выходит с 1931 года.
Очень удобно в оформлении журнала то, что читатель может узнать о самых интересных публикациях в номере, сведения о которых выносятся на обложку журнала (приложение 11).
«Знамя» имеет несколько больших разделов – «nonfiction», «Мемуары, архивы», «Публицистика», «Критика», «Наблюдатель», «Конференц-зал».
Открывается журнал художественными произведениями: поэзией, прозой. На страницах журнала хорошо «уживаются» и корифеи литературного пера, и молодые прозаики, реалисты с постмодернистами и т.д. Журнал представляет читателю современную словесность во всём многообразии жанров, стилей, манер.
Раздел «Критика» примечателен тем, что здесь печатаются не только «положительные» или «отрицательные» мнения обозревателей, но и разворачиваются полемические споры по поводу того или иного произведения. Это вызывает интерес читателя к художественному произведению и желанию его прочитать.
Так, например, происходит спор между А. Кузнецовой и её оппонентами по поводу философского романа А. Айвазяна «Американский аджабсандал» (перевод И. Карумян). Здесь каждый из них отстаивает свою точку зрения на это произведение и доказывает свою правоту. Спор идёт острый и динамичный, и каждый по-своему прав (см. «Знамя», 2002, №3).