Смекни!
smekni.com

Нравственные аспекты журналистского видения мира в работах А. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" и А.С. Пушкина "Путешествие из Москвы в Петербург" (стр. 2 из 3)

"Все современники отдали Александру Николаевичу справедливость в том, – писал сын писателя Николай, – что он совершенно был чужд корыстолюбия, начальствуя таможнями

С. петербургской губернии, он мог нажить миллионы, но он не нажил ничего и оставил детям своим небольшое родительское наследство и честное имя".

Но, секунд-майор, Радищев, безбоязненно вступал в защиту младших служащих. В главе "Спасская Полесть" он расскажет о грубейшем нарушении судопроизводства, имея в виду дело таможенного чиновника Степана Андреева, оклеветанного и сосланного потом на каторгу.

Будущий писатель заслужил репутацию прямого и справедливого человека. Так проявлялась его верность клятве, данной Фёдору Ушакову. Воронцов ценил образованность, честность и ум Радищева, называя его "зрителем без очков", т.е. правдолюбцем, от которого не сокрыта серая обыденность жизни и её отрицательные стороны.

Будущий журналист должен не только научиться наблюдать, анализировать, но и непредвзято излагать. Стать "зрителем без очков", как бы трудно, в наше непростое время, это было делать.

А.Н. Радищев в доме Воронцова встречался с влиятельными вельможами екатерининского двора, держался всегда независимо и никогда не искал случая получить продвижение по службе и награды, хотя двор императрицы с жадностью смотрели на миллионные доходы таможни.

Секретарь саксонского посольства в Петербурге Георг фон Гельбиг дал в своих мемуарах сочувственную характеристику А.Н. Радищеву, подчеркнув его исключительную смелость, правдивость, верность убеждениям, скромность, деловитость, писал с горечью: " …он был достоин занимать высшие места в государстве, но умный человек гордится и на незначительном месте".

А сколько сегодня "продвинутых журналистов", которые по "трупам" проложили свою карьеру, пренебрегая честью и достоинством. А много ли найдется умных, деловых, скромных тружеников, способных сказать: "Служить бы рад, прислуживаться тошно!".

"Принцип правдивости"

Радищев, как разносторонне развитый человек, посещал дворянские собрания и общества, Английский клуб, масонскую ложу, бывал на балах, находил время для литературных занятий: много читал, писал любовные стихи, переводил на русский язык иностранные сочинения, одно из которых – "Размышление о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастья греков". Габриэля де Мабли – снабдив его примечанием: "Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние". Никто из его друзей или современников не решился бы на такую крайнюю мысль. Но в недрах сознания великого мыслителя кипела громадная созидательная работа, зрели смелые мысли, которым суждено было найти выход в его гениальном произведении "Путешествие из Петербурга в Москву".

События Крестьянской войны 1773 – 1775 года сыграли решающую роль в политическом воспитании Радищева. Изучив весь ход восстания по подлинным документам, автор "Путешествия" признал закономерной и справедливой ту борьбу, которую вели крестьяне, работные люди, казаки и солдаты против помещиков и царицы.

Но писатель понял, что они неминуемо были обречены на поражение из-за своей стихийности и неорганизованности. "Он искали паче веселие мщения, нежели пользу сотрясения уз" - писал он в главе "Хотилов" "Путешествия".Но Радищеву, ярому противнику царизма, был чужд монархизм "грубого самозванца" Пугачёва.

Принцип правдивости: "Удалитесь от меня ласкательство и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!" лёг в основу "Путешествия из Петербурга в Москву".

Правдивость в сочетании с гражданственностью, публицистичностью является предшественницей реалистического метода изображения человека в русской классической литературе. Радищев был предшественником великих русских писателей-реалистов: Пушкина, гоголя, Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова.

Сама российская действительность воспитывала писателя-гражданина, борца, который, уверившись в концепции просвещенного абсолютизма, выступал в роли гражданина, который дерзал учить царей.

"Государь есть первый гражданин народного общества, – писал Радищев в письме другу "жительствующему в Тобольске по долгу звания своего", в год открытия памятника Петру Первому. Он видит в нём "мужа необыкновенного. Название великого заслужившего правильно". Но вместе с тем писатель видит в деятельности Петра Великого и теневую сторону: он уничтожил "вольность частную", т.е. лишил свободы человеческую личность.

"Нет и до скончания мира примера, может быть и не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своея власти, седяй на престоле", едко замечает автор "Письма", имея в виду Екатерину II. Так постепенно, год за годом зрели и крепли антимонархические убеждения писателя. В глазах Радищева абсолютный монарх – это нарушитель народного правопорядка, преступник, восставший против своего народа.

На каком уровне, даже в мировом масштабе, находится правдивость наших СМИ можно судить по освещению событий, происходящих в Южной Осетии. Здесь политика заглушила всю правду и, с какой лёгкостью западные журналисты отступили от основных принципов журналистики – независимость и правдивость.

Определение жанра путешествия

Выбирая свой жанр, Радищев сознательно опирался на русскую традицию путешествий, но вложил в старую форму принципиально новое содержание. Писатель наполнил его злободневным политическим содержанием; вместо разрозненных заметок и наблюдений путешественника, углублённого в собственные мысли и переживания, занятого только самим собой, мы находим у Радищева совершенно другого героя – Гражданина, Борца, живущего интересами своего народа, России.

Духовный мир нового героя был главным предметом изображения в литературе европейского и русского сентиментализма.

Не прошел мимо сентиментализма и Радищев. Его "Путешествие" носит отчетливый след его влияния.

"Однако, "чувствительность", как мировоззренческая категория, ограничивающая реакцию человека лишь состраданием, сочувствием, не удовлетворяет Радищева, – справедливо заметил В.И. Фёдоров. – Она только первый импульс при его встрече с рабски закабалённым народом, с безудержным разгулом самодержавия. Истинный гражданин только тогда испытывает удовлетворение и радость ("веселие неизречённое!"), когда непосредственно включается в борьбу за освобождение народа, станет "соучастником быть во благоденствии себе подобных".

Вот почему в силу собственной политической активности и художественного мастерства Радищев в путешествии из Петербурга в Москву" переходит за рамки метода сентиментализма и, используя элементы реалистического метода, создаёт, опережая время, уникальное произведение словесного искусства.

"Путешествие из Петербурга в Москву" – это собрание художественных и документальных повестей, публицистических очерков, теоретических трактатов, философских рассуждений, политических деклараций, исповедей, писем, слов, од и т.д., объединённых внешне – сюжетом путешествия из новой в древнюю столицу России, а внутренне – идеей политической борьбы с самодержавием и крепостничеством.

Образ путешественника – главный внешний сюжетообразующий стержень произведения. Без него не было бы и "Путешествия".

Путешественник – это любознательный, внимательный и душевный человек, который "любопытствует" узнать истории всех, кого он встречает на своём пути. Он располагает великим даром располагать к себе людей, они рассказывают свои истории с величайшей охотой, дверяя ему самое сокровенное. Путешественник Радищева – это художественный автопортрет, который, отделившись от его создателя, стал литературным типом гуманиста в самом высоком смысле этого слова.

Композиция "Путешествия" представляет собой внутреннюю взаимосвязь, мотивированность всех компонентов повествования. Она обусловлена идейным замыслом, пронизывающим всё произведение от начала до конца. Проявляется композиция в постепенном диалектическом раскрытии основных тем и идей произведения посредством повествования и изображения характеров людей, с которыми встречается путешественник.

Верный себе, писатель на многих страницах "Путешествия из Петербурга в Москву" показывает, как страшная Российская действительность воздействует на разум людей, превращая сторонних дотоле наблюдателей, "смотревших не прямо", в "сочувственников" путешественника. "Я взглянул окрест меня, душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает не прямо на окружающие его предметы".

Новый век, новые мировые, Глобальны проблемы, стоят перед человечеством. Но сидя в студии, в кабинете, пусть даже очень "высоко" и говорить о них, писать скупые статьи, не видя всех угроз которые может нанести глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, демографическое, экономическое падение, войны, катастрофы – невозможно решить не одной из этих проблем.

Где он – путешественник, который откроет глаза людям на общечеловеческую проблему не банальными избитыми строчками, а действительно реалистическим литературным произведением, способным затронуть душу даже самого пассивного наблюдателя. Не побоится рассказать всей правды, которая вызовет взрыв в обществе сильнее термоядерного взрыва. Может, только тогда люди вспомнят о своём родном доме, адрес которого – Земля. В свободном, демократичном обществе ничего не может помешать нашим журналистам. Просто, молодым журналистам надо вспомнить всё о "верности идеалам".

Триумфальное шествие "Путешествия"

Еще при жизни Радищева началось триумфальное шествие идей его книги по стране. "Путешествие" читали, изучали, им руководствовались в своей жизни и деятельности передовые русские люди.